Артроз 3 степени – инвалидность положена или нет

Остеоартроз: причины развития, диагностика, современные методы терапии

Автор: Удовика Мая Ивановна, врач-ревматолог высшей категории ФКУЗ «МСЧ МВД России по Ульяновской области»

Остеоартроз (ОА) – самое частое заболевание суставов среди болезней опорно-двигательного аппарата. По данным Всемирной организации здравоохранения ОА болеет более 4% населения земного шара, а в 10% случаев он является причиной инвалидности, вызывая ухудшение качества жизни больных. В настоящее время ОА рассматривается как заболевание, при котором происходит нарушение процессов восстановления и разрушения ткани, прежде всего в хряще, в кости, расположенной под хрящом, и окружающих сустав тканях: капсуле сустава, синовиальной оболочке, связках, мышцах.

Существует две основные формы ОА: первичный и вторичный ОА, который возникает на фоне различных заболеваний, травм суставов. Первичный ОА развивается, как правило, после 45 лет. Наиболее частой и характерной локализацией первичного артроза являются коленные суставы, межфаланговые суставы кистей, позвоночник, первый палец стопы и тазобедренные суставы. Женщины чаще мужчин страдают ОА коленных суставов и суставов кистей, но может встречаться и одновременное поражение различных групп суставов, особенно после наступления менопаузы.

Вторичный артроз по своим клиническим проявлениям не отличается от первичного, развивается практически в любых суставах и имеет конкретную причину заболевания.

Этиология. По современным представлениям ОА возникает в результате взаимодействия различных внутренних (возраст, женский пол, дефекты развития, наследственная предрасположенность) и внешних факторов (травма, чрезмерные спортивные и профессиональные нагрузки, избыточный вес).

Особое место среди факторов риска развития ОА занимает избыточный вес. Так, у женщин с ожирением ОА коленных суставов развивается в 4 раза чаще по сравнению с женщинами с нормальным весом. Это относится и к тазобедренным суставам. Установлено, что избыточный вес способствует не только возникновению заболевания, но и более быстрому его прогрессированию, приводящему к инвалидности.

Симптомы, характерные для остеоартроза:

1. Боль в суставах, возникающая при движении или к концу дня, но проходящая или ослабевающая после периода покоя.

2. Утренняя скованность (тугоподвижность) сустава, длящаяся не больше 30 мин. и быстро исчезающая после нескольких движений в суставе.

3. Скованность в суставах после периодов неподвижности суставов (“феномен геля”).

4. «Хруст» в суставах при движении, называемый врачом «крепитацией», которая часто не сопровождается болью.

5. Увеличение размеров суставов за счет костных разрастаний, воспаления сустава и околосуставных тканей.

6. Усиление боли по мере прогрессирования заболевания: боль не проходит после отдыха и появляется в ночные часы.

7. Ограничение объема движений в суставе.

Как правило, ОА не сопровождается такими общими симптомами как потеря веса, утомляемость или потеря аппетита, а также изменениями лабораторных показателей, однако у части больных, особенно пожилого возраста, может незначительно увеличиваться СОЭ.

На рентгенограммах суставов появляются характерные признаки заболевания – это сужение суставной щели, субхондральный остеосклероз и остеофитоз. Однако нередко при сильных болях в суставах рентгенологические изменения в суставах или выражены слабо или отсутствуют. Бывает и наоборот, когда при небольших болях в суставах имеются выраженные признаки заболевания на рентгенограммах.

По этим причинам при возникновении болей в суставах Вам необходимо проконсультироваться с врачом, который на основании жалоб, истории развития болезни, осмотра и данных рентгенологического обследования установит диагноз и назначит правильное лечение.

Основные принципы лечения остеоартроза.

Лечение ОА заключается в комплексном воздействии на болезнь, которое включает в себя применение немедикаментозных и медикаментозных методов, а при необходимости – хирургическое вмешательство. И хотя ОА является неизлечимым заболеванием, лечебные мероприятия, подобранные индивидуально для каждого пациента, могут уменьшить боль и воспаление, улучшить движения в суставах и замедлить прогрессирование болезни.

Немедикаментозное лечение.

Как уже упоминалось, ожирение является бесспорным фактором риска развития остеоартроза, поэтому больным с избыточным весом необходимо изменение режима питания. Прежде всего, нужно уменьшить количество жиров и углеводов в пище, увеличить потребление рыбы, свежих овощей и фруктов. В меню нужно включать пищу, содержащую клетчатку, и продукты, содержащие серу, такие как аспарагус, чеснок, лук. Сера необходима для построения костей, хряща и соединительной ткани. Желательно избегать употребление черного перца, яичного желтка, томатов, белого картофеля, т.к. эти продукты содержат вещество, называемое соланином. Соланин нарушает функцию ферментов в мышцах и может вызывать боли и ощущение дискомфорта. Соблюдение этих правил должны приводить к постепенному, но постоянному снижению веса.

Необходимо помнить, что мероприятия по снижению веса обязательно нужно сочетать с лечебной физкультурой (ЛФК), проводимой с учетом определенных правил для больных ОА. Физические методы лечения играют важную роль в лечении остеоартроза, поскольку способствуют улучшению функции суставов и увеличению выносливости и силы мышц. Регулярные занятия ЛФК приводят к уменьшению болей и улучшению движений в суставах, но начинать занятия лучше всего под руководством специалиста по лечебной физкультуре, например, в группах здоровья. Физические упражнения при ОА должны проводиться без статических нагрузок (сидя, лежа, в бассейне). Главный принцип ЛФК – частое повторение упражнений в течение дня. Не следует делать упражнения, преодолевая боль. Выполняют упражнения медленно, плавно, постепенно увеличивая нагрузку. Заниматься нужно не менее 30-40 минут в день, по 10-15минут несколько раз в течение дня. При ОА коленных суставов основными являются упражнения, способствующие укреплению мышц бедра (например, поднять выпрямленную ногу на 25см в положении лежа на спине и удерживать ее несколько секунд); упражнения, направленные на увеличение объема движений («велосипед»); упражнения, способствующие улучшению общего аэробного состояния мышц (ходьба по ровной местности в умеренном темпе). Начинать ходить нужно с расстояния, которое не вызывает боль, и постепенно увеличивать продолжительность ходьбы до 30-60 минут пять – семь дней в неделю). Эти аэробные нагрузки также способствуют снижению веса. Больные также должны знать об особенностях двигательного режима при остеоартрозе, основной принцип которого заключается в разгрузке пораженного сустава. Не рекомендуется длительная ходьба, стояние на ногах, частые подъемы на лестницу.

Читайте также:
Особенности ранней диагностики ревматоидного артрита

Больному с выраженной болью в суставах и контрактурами необходима консультация специалиста по ЛФК для составления индивидуальной программы занятий.

Ортопедическая коррекция.

При ОА чрезвычайно важно уменьшение нагрузки на суставы, что достигается применением различных приспособлений. Следует носить обувь на низком широком каблуке с мягкой эластичной подошвой, что позволяет гасить удар, который распространяется по ноге при ходьбе и травмирует хрящ. Обувь должна быть достаточно широкой и мягкой сверху. При поражении коленных суставов рекомендуется ношение наколенников, которые фиксируют суставы, уменьшают их нестабильность, замедляют прогрессирование заболевания. Кроме того, для уменьшения нагрузки рекомендуется хождение с палочкой, которая почти на 50% уменьшает нагрузку на тазобедренный сустав. Трость нужно держать в руке, противоположной пораженному суставу. При двустороннем тяжелом поражении тазобедренных или коленных суставов рекомендуется хождение с помощью костылей канадского типа. При наличии плоскостопия рекомендуется постоянное ношение специальной обуви (дома и на улице) с супинаторами (стельки, поддерживающие свод стопы и снижающие нагрузку на сустав), а в определенных случаях – индивидуальные стельки, сделанные на заказ.

Физиолечение (магнитотерапия, ультразвук, лазеротерапия) назначается только врачом-физиотерапевтом при отсутствии противопоказаний для этих методов лечения. Применяемые при ОА иглорефлексотерапия помогает расслабить напряженные мышцы вокруг сустава, способствует уменьшению боли. Массаж снимает болезненный спазм мышц и улучшает кровообращение в суставе, но данный метод используется только вне обострения, причем массируется не сам сустав, а окружающие его ткани. Среди других физиотерапевтических методов неплохо себя зарекомендовал электрофорез с использованием гелей, содержащих противовоспалительные средства (диклофенак, нимулид, гидрокортизон).

Медикаментозное лечение.

При умеренных болях в суставах начинать лечение лучше с так называемого простого анальгетика – парацетамола, поскольку он относительно редко вызывает побочные явления. При недостаточной его эффективности назначают нестероидные противовоспалительные средства (НПВП). Однако следует помнить о возможности отрицательного влияния этих препаратов на слизистую желудочно-кишечного тракта: язвы, кровотечение. Более высокая частота осложнений возможна у лиц женского пола старше 65 лет, имеющих хронические заболевания желудочно-кишечного тракта. В последние годы созданы новые представители НПВП (мелоксикам, нимесулид, целебрекс, аэртал), обладающие достаточной эффективностью, но менее выраженными побочными эффектами. Тем не менее, вопрос о назначении НПВП, длительности их применения должен решать врач. Общие принципы применения НПВП при ОА заключаются в использовании минимальной эффективной дозы, приеме одновременно не более одного НПВП, отмене препарата при отсутствии боли и оценке эффективности лечения через 2-4 недели от начала приема. Использование гелей, спреев, мазей на основе НПВП рекомендуется больным при ограниченном поражении суставов, при невозможности приема НПВП внутрь, при сочетании остеоартроза с сопутствующими заболеваниями, по поводу которых принимается много других препаратов, что требует учета взаимодействия лекарственных средств. Следует помнить, что локальное использование этих препаратов эффективно только при 3-4 кратном нанесении их на суставы, а курс применения не должен превышать 10-14 дней.

Довольно часто при ОА коленных суставов развивается выраженное воспаление в суставе, которое проявляется припухлостью, усилением болей и утренней скованности. В этих случаях при неэффективности НПВП и локального применения гелей с НПВП, показано внутрисуставное введение стероидов (ГКС), которое назначается врачом-ревматологом. Число внутрисуставных инъекций в течение года не должно превышать двух. Назначение внутрисуставных или периартикулярных инъекций стероидов в виде «курса» лечения недопустимо!

В последние годы созданы препараты, обладающие хорошей эффективностью и меньшим риском развития побочных эффектов. Эти препараты, называемые медленно действующими, с одной стороны, обладают выраженным действием на боль и функциональное состояние суставов, как и НПВП, с другой – хондропротективными свойствами, т.е. способностью замедлять прогрессирование ОА. К этим препаратам относятся: хондроитина сульфат (Структум®), глюкозамина сульфат (Сустагард Артро®, Дона®) и комбинированные средства – Артра®, Терафлекс®, Кондро-Нова®. В нашей стране накоплен большой опыт применения этих препаратов. Их отличительной особенностью является более позднее наступление эффекта, обычно через 4-8-12 недель от начала лечения, и достаточно длительное его сохранение – в течение 2-3 месяцев после прекращения лечения. Необходимо отметить, что структурно-модифицирующий эффект этих препаратов (т.е. замедление прогрессирования ОА) отмечается через 2-3 года после начала лечения.

Новым методом лечения ОА коленных суставов является применение, так называемых «протезов» синовиальной жидкости, восполняющих ее вязкость и приводящих к улучшению её защитных свойств. Для этой цели используют внутрисуставное введение препаратов гиалуроновой кислоты, что ведет к уменьшению боли и улучшению подвижности сустава на 6-8-12 месяцев и более.

При неэффективности всех вышеперечисленных методов лечения и при наличии выраженного болевого синдрома рекомендуется хирургическое вмешательство, например протезирование тазобедренного или коленного сустава.

Таким образом, появление разнообразных качественных методов лечения ОА в настоящее время открывает новые возможности, позволяющие врачам и больным успешно бороться с заболеванием и в конечном итоге улучшать качество жизни больных ОА.

Виды артрозов и их степеней, при которых дают группу инвалидности

Артроз — это распространенное и тяжелое заболевание, которое способно лишить человека трудоспособности. В таких случаях пациенту присваивается группа. Она зависит от того, насколько сильно поражен сустав.

Давайте разберемся, дают ли сейчас инвалидность при артрозе.

  1. Классификация патологии
  2. Когда могут назначить инвалидность
  3. Понятие «ограничение жизнедеятельности»
  4. Кто подлежит обследованию
  5. Три стадии заболевания
  6. Как проходит экспертиза на инвалидность
  7. Степени нарушений статодинамической функции (СДФ)
  8. Первый этап экспертизы
  9. Второй и третий этапы экспертизы
  10. Критерии присвоения группы
  11. Первая группа инвалидности
  12. Вторая группа инвалидности
  13. Третья группа инвалидности
  14. Размер пенсии и ЕДВ по инвалидности
  15. Заключение
Читайте также:
Подъем стопы (высокий, низкий), как определить строение ступни у ребенка

Классификация патологии

Степени по Косинской:

  1. Первая: незначительные изменения. Не наблюдается выраженного ограничения движений. Незначительное сужение суставной щели. Патологические наросты находятся лишь на стадии формирования.
  2. Вторая: происходит ограничение движений в сочленении. Оно наступает лишь в определенном направлении. Хруст появляется при любых движениях, его слышно на расстоянии. На рентгеновском снимке определяется сужение щели диартроза в 2 или 3 раза. Остеофиты становятся крупными, формируются эпифизарные кисты. Отмечается умеренная мышечная атрофия.
  3. Третья: отсутствие внутрисуставной жидкости. Диартрозы сильно деформированы и уплотнены. Происходит заращение суставной щели с развитием анкилоза. По всему сочленению образуется множество шпор. На рентгеновском снимке определяются хрящевые обломки с костными кистами.

Когда могут назначить инвалидность

Если у пациента диагностируют артроз в III и IV стадиях, излечение невозможно. Лечащий врач должен направить его на медико-социальную экспертизу, которая присвоит ему инвалидность.

Вторая и третья группы являются рабочими. При первой человек ограничен в движениях. Поэтому группа считается нерабочей.

При гонартрозе III степени симптомы идентичны артрозу тазобедренного сустава. Деформирующее поражение может затрагивать другие сочленения. Однако коксартроз по характеру течения — самый тяжелый.

Если во время обследования у пациента выявляют заметное ограничение подвижности диартроза и он сам не способен к самообслуживанию, комиссия присваивает ему третью группу. Вторая полагается лицам, утратившим возможность себя обслужить и содержать.

Если больному выполняется эндопротезирование пораженного сочленения, может восстановиться функция и улучшиться состояние диартроза. В этих случаях группу инвалидности часто понижают или даже снимают.

Внимание! Сильная боль в поврежденном суставе — это не основание для выдачи инвалидности. Наличие скованности, артралгии представляют собой лишь диагностический симптом. Группу присваивают при выявлении признаков ограничения жизнедеятельности (ОЖД).

Понятие «ограничение жизнедеятельности»

В определение ОЖД входят деформации сочленений и костей. Они должны подтверждаться рентгенологическими и артроскопическими методами исследования.

  1. Ограничение самообслуживания 1 степени: пациент не может совершить весь объем двигательной активности. Ему приходится дробить их и применять ортопедические устройства (палку, трость). На самообслуживание затрачивается больше времени.
  2. Возможность передвижения 1 степени: оно частичное, больному приходится привлекать вспомогательные ортопедические устройства — костыли, трость.
  3. Способность к ориентации 1 степени: человек ориентируется лишь в привычной ситуации или благодаря вспомогательным техносредствам.
  4. Способность общаться 1 степени: пациент усваивает информацию частично. Применяются техносредства;
  5. Контроль поведения 1 степени: когда наступают сложные ситуации, способен ли больной контролировать себя. Наблюдается частичная самокоррекция.
  6. Способность обучаться 1 степени: былая квалификация пациента снижается, уменьшается объем проделанной работы, однако трудиться он все еще в состоянии.

Кто подлежит обследованию

На медико-социальную экспертизу направляются пациенты:

  1. С прогрессирующим деформирующим остеоартрозом. У таких лиц рентгенологические проявления костного разряжения наступили уже в первые три года заболевания.
  2. Воспаление синовиальных оболочек сустава повторяется чаще 1 раза в 4 месяца.
  3. С временной нетрудоспособностью свыше четырех месяцев.
  4. С выраженными динамическими и статическими нарушениями.

Три стадии заболевания

В зависимости от выраженности патологического процесса недуг по-разному влияет на жизнь больного. Артроз включает 3 стадии:

  1. Первая: симптомы малозаметны со стороны внешних изменений организма. Болезнь проявляется незначительной болью во время выполнения физической нагрузки. На этой стадии уже наступили патологические нарушения состава внутрисуставной жидкости.
  2. Вторая: происходит разрушение диартроза. На костной ткани формируются наросты. Боль становится более интенсивной, но пока терпимой. Во время движений возникает хруст. Поражается мышечная функция.
  3. Третья: суставные хрящи стали намного тоньше. На костной ткани формируются области разрушения. Пациент жалуется на ограничение подвижности. Развиваются подвывихи сочленений, меняется ось конечности.

Как проходит экспертиза на инвалидность

Когда проводится медико-социальная экспертиза, члены комиссии проводят оценку статуса пациента по таким критериям:

  • рентгеновское исследование по Косинской;
  • дополнительные методы диагностики;
  • степень нарушений СДФ;
  • скорость прогрессирования деформирующего остеоартроза.

Степени нарушений статодинамической функции (СДФ)

Врачи выделяют 4 степени нарушения СДФ:

  1. Незначительные нарушения. Пациент проходит 3-5 км темпом 90 шагов/мин. Появляются ноющие боли. На рентгеновском снимке определяется I стадия деформирующего остеоартроза.
  2. Умеренные нарушения. Характеризуется суставной контрактурой с ограничением движений. Пациент может проходить лишь 2 км: его беспокоит хромота и боль в сочленении. Приходится делать отдых, чтобы боль стихла.

Происходит укорочение ноги до 4 см, снижение мышечной силы на 40%. На рентгеновском снимке определяется I-II стадии ДОА.

Впоследствии суставные боли и хромота становятся постоянными. Пациент в состоянии пройти лишь 1 км, применяя трость. Его темп составляет 45-50 шагов/мин. У больного выраженная контрактура, укорочение ноги до 6 см. При измерении объема бедер на обеих конечностях выявляется разница показаний на 4-5 см, а на голенях — на 1-2 см. Мышечная сила меньше на 70%. На рентгеновском снимке определяется II стадия деформирующего остеоартроза.

  1. Выраженные нарушения. Пациента беспокоят боли в поясничной области и обоих суставах. Нога укорочена на 7 см и более. Больной в состоянии пройти лишь полкилометра, применяя костыли. Его темп составляет 25 шагов/мин.

Наблюдается атрофия мышц. Объем в бедрах на обеих конечностях различается на 6 см и более, а голени — на 3 см и более. Мышечная сила снижается свыше 70%.

На рентгеновском снимке определяются II и III степени деформирующего остеоартроза. Наблюдается декомпенсация двигательной функции, корешковые синдромы.

  1. Значительные изменения. Пациент не в состоянии совершить никакое передвижение. Он все время лежит либо перемещается лишь в пределах помещения, используя ходунки.

Первый этап экспертизы

Чтобы получить группу, лицо, страдающее ДОА, должно доказать, что проведенное лечение оказалось безрезультатным. Ему необходимо собрать подтверждения.

Читайте также:
Как подготовить собачью шерсть для изготовления лечебного пояса. Как сделать пояс из собачьей шерсти

Лечащему врачу нужно оформить направление на МСЭ на основании подготовленных пациентом бумаг и результатов диагностики:

  • ОАК;
  • ОАМ;
  • ЭКГ;
  • флюорографии ОГК;
  • рентгенологического исследования пораженного сочленения в двух проекциях;
  • заключения узких специалистов (ортопеда, невролога, хирурга).

Доктор должен собрать перечисленные бумаги, после чего оформляет направление на МСЭ. Члены комиссии изучают документы и эффективность пройденного терапевтического курса. Они должны внимательно оценить состояние больного человека и выраженность признаков недуга.

Второй и третий этапы экспертизы

На 2 этапе происходит определение социальной приспособленности пациента и психоэмоционального состояния. Комиссия оценивает способность к обеспечению жизненно необходимых потребностей, самостоятельному передвижению и выполнению определенной работы. Бюро МСЭ должно учитывать возможность реабилитационных мероприятий.

На 3 этапе происходит анализ полученных в ходе медико-социальной экспертизы данных. Эксперты определяют, насколько сильно пациенту требуется посторонняя помощь. После того они присваивают одну из групп инвалидности.

Критерии присвоения группы

Чтобы дать человеку инвалидность при артрозе, члены комиссии используют специальные критерии. На их основании они присваивают ту или иную группу.

Первая группа инвалидности

  • двигательная функция утрачена полностью либо несовместима с трудовой деятельностью и самообслуживанием;
  • невозможность лица выполнять любые физические действия без помощи людей.

Первую группу присваивают таким больным:

  • с III и IV стадиями артроза нижних конечностей;
  • анкилоз 3 степени — инвалидность также положена;
  • коксартрозом или гонартрозом III стадии.

Вторая группа инвалидности

  • пациент частично утратил двигательную функцию: он способен передвигаться без посторонней помощи или специальных приспособлений;
  • конечность укорочена на 7 см и более;
  • заболевание приобрело прогрессирующее течение.

Вторую группу инвалидности присваивают лицам со следующими заболеваниями:

  • III стадия артроза нижних конечностей;
  • анкилоз крупных сочленений;
  • выраженный остеопороз (II или III степени);
  • коксартроз или гонартроз II и III стадии.

Внимание! Когда пациенту выполняют эндпротезирование, а затем наступает улучшение состояния, БМСЭ вправе отменить инвалидность полностью.

Третья группа инвалидности

  • у пациента наблюдается небольшое ограничение двигательной функции: скорость выполнения действий существенно ниже по сравнению со здоровым человеком;
  • больной незначительно утратил способность к самообслуживанию в быту;
  • снижена работоспособность или он не может выполнять определенную работу.

Третью группу присваивают при таких болезнях:

  • остеопороз II стадии;
  • гонартроз или коксартроз II стадии.

Размер пенсии и ЕДВ по инвалидности

Пациенты, получившие инвалидность, имеют право на денежные дотации от государства. Размер выплаты зависит от группы.

Таблица: «Пенсия по инвалидности в 2020 г.».

Наименование Группа Выплата (руб./мес.)
Социальная пенсия Инвалиды с детства I гр., дети-инвалиды 11 445,68
I группы и инвалиды с детства II гр. 9 538,2
II гр. 4 769,09
III гр. 4 053,74
ЕДВ I 3 137,6
II 2 240,7
III 1 793,7
Дети-инвалиды 2 240,74

Заключение

Врачи утверждают, что на начальных стадиях артроза его прогрессирование можно остановить. Для этого необходимо выполнять все медицинские рекомендации и назначения.

Если заболевание привело к потере трудоспособности и неспособности к самообслуживанию, гражданин имеет право оформить инвалидность и ежемесячно получать пенсию от государства. Ее размер зависит от тяжести патологического процесса, в связи с которой присвоили группу.

Положена ли инвалидность при артрозе 3 степени? Критерии оценки

Пациенту, которому поставили диагноз — артроз 3-й степени, инвалидность положена, поскольку речь идет о хроническом заболевании, с развитием которого человек теряет способность в полном объеме самостоятельно себя обслуживать в повседневной жизни.

Инвалидность при артрозе назначают, руководствуясь соответствующим приказом Минтруда, определяющим классификацию и критерии медико-социальной экспертизы.

Как проблема с коленом может привести к инвалидности

С болью в колене, голеностопном и бедренном суставах по той или иной причине сталкивался практически каждый человек. Дискомфорт и выраженные болевые ощущения могут возникнуть после слишком активной (неправильной) тренировке в спортзале. На боли в коленной области часто жалуются те, чья профессиональная деятельность связана с регулярными статическими нагрузками.

Но не у всех такая боль становится регулярной и является симптомом серьезной патологии, артрита, когда сустав охватывает воспалительный процесс и начинается разрушение его тканей, или артроза, когда патологический процесс сосредоточен в хрящевой ткани и приводит к заметному внешне изменению формы сустава. Поэтому заболевание называют деформирующим остеоартрозом. У ряда пациентов доминирующим в развитии артроза становится генетический фактор.

При артрозе нарушается процесс поступления в хрящевую ткань питательных веществ, что приводит к снижению его функциональности. Боль в суставе, в котором уже стартовал патологический процесс, в состоянии покоя не проявляется, как это бывает при артрите.

Симптом появляется только в процессе движения (ногу в колене резко согнули и разогнули) и при сильной физической нагрузке. При прогрессировании процесса колени начинают болеть уже при малых нагрузках. На 3-й стадии артроза болевой синдром беспокоит уже и в состоянии покоя.

Характерные признаки

Основные внешние симптомы патологии таковы:

  • Стойкие болевые ощущения в суставе (коленном — гонартроз, бедренном — коксартроз);
  • Сложности со сгибанием сустава, определенная скованность;
  • Сильный, «сухой» хруст в суставе;
  • Внешняя деформация сустава при отсутствии припухлости.

Так проявляет себя скрытый до поры до времени от глаз патологический процесс:

  • В самом хряще образуются трещины, хрящевая прослойка становится все тоньше и тоньше;
  • Наполняющей полость сустава синовиальной жидкости становится меньше нормы;
  • Костная ткань под хрящем становится мягкой и склонной к разрушению.

Коварство артроза заключается в том, что на первых стадиях боль беспокоит время от времени и ее ошибочно связывают с естественной усталостью после длительной ходьбы или стояния, пребыванием длительное время в неудобной позе. А недуг тем временем прогрессирует.

Если момент упущен, о полном выздоровлении речь уже не идет из-за необратимых дегенеративных изменений в хряще. Даже корректное комплексное лечение (консервативное и хирургическое) только способно свести к минимуму проявления болезни и, насколько это возможно для конкретного пациента, предотвратить ее прогресс.

Читайте также:
Энтезопатия коленного сустава, ТБС, ахиллова сухожилия, пяточной кости, седалищного бугра

При самом негативном сценарии потребуется сложная и дорогостоящая операция. Поэтому запущенный артроз коленного сустава дает право на инвалидность. В зависимости от дальнейшего течения заболевания и результатов последующих обследований инвалидность нужно будет периодически подтверждать.

Критерии оценки для присвоения инвалидности

Вопрос, при какой степени артроза дают инвалидность, отчасти некорректен. При медико-социальной экспертизе решение принимается в зависимости от ключевого фактора — наличие четко выраженных структурных нарушений тканей сустава, из-за которых пациент теряет возможность самостоятельно естественно двигаться и вести нормальную жизнедеятельность.

При деформирующим остеоартрозе может быть присвоена инвалидность второй или третей степени в зависимости от результатов рентгенограммы или другого вида инструментального обследования, подтвержденного соответствующими медицинскими документами.

Предполагается, что состояние пациента может ухудшаться или улучшаться в зависимости от индивидуальной реакции организма пациента на болезнь и назначенного курса лечения.

Особенности анализа состояния пациентов с артрозом

Все критерии оценки инвалидности учтены в принятом Минтруда приказе №1024н (ранее действовал приказ № 664н), действующем с начала февраля 2016 года. В документе указано, что при назначении инвалидности у пациента должно присутствовать стойкое функциональное расстройство, связанное с нарушением статодинамических функций, то есть движением головы, туловища или конечностей (в том числе суставов, костей, мышц).

Степень нарушений оценивают по шкале от десяти от ста процентов. Пациенты с артрозом имеют право на присвоение статуса инвалидности, поскольку из-за особенностей заболевания попадают под одну из категорий жизнедеятельности, описанных в документе, а именно, нарушение способности к самостоятельному передвижению.

Категория выражается в одной из трех степеней:

  • О третей степени говорят, если без посторонней помощи и технических средств вообще не может самостоятельно передвигаться;
  • О второй — если требуется частичная помощь;
  • О первой — когда способность к самостоятельному передвижению не утрачена, но более длительное время и используются вспомогательные средства.

Пациенту с деформирующим остеоартрозом назначат третью группу инвалидности, если результаты обследования показали, что вызванные заболеванием стойкие нарушения имеют вторую степень (показатель 40-60%). При второй группе инвалидности показатель достигает 70-80% и стойкие нарушения имеют вторую степень. Первую группу инвалидности могут назначить, если пациент с подтвержденным деформирующим остеоартрозом обездвижен, самостоятельно не может ходить, стоять, сидеть и постоянно нуждается в бытовой помощи.

Каким пациентам назначают медэкспертизу

Медико-санитарную экспертизу, представляющую собой совокупность ряда медицинских исследований для назначения инвалидности проходят пациенты с артрозом, которые:

  1. Помимо тяжело протекающего артроза имеют одно или несколько других хронических заболеваний, еще больше ухудшающих общее самочувствие;
  2. Из-за прогрессирования заболевания испытывают серьезные проблемы с самостоятельным передвижением;
  3. С момента постановки диагноза уже прошло более трех лет и из-за активного течения заболевания обострения беспокоят более трех раз на протяжении каждых 12 месяцев;
  4. После операции по поводу устранения основной патологии стали чувствовать себя хуже, если возникли осложнения и пациент не имеет возможности передвигаться самостоятельно.

При проведении экспертизы учитывают результаты последнего медицинского исследования (текущего состояния проблемного сустава) и способность к передвижению, уходу за собой. Учитывают трудовые возможности и уровень социализации.

К примеру, у пациентов с гонартрозом 3-й степени нога в принципе может быть обездвижена и не может сгибаться — хряща в суставе практически не остается, а кости постепенно могут срастись (речь идет об анкилозе). Пациента постоянно беспокоит боль и без поддержки технических средств и посторонней помощи передвигаться практически невозможно.

Определенная группа инвалидности с большой вероятностью будет присвоена пациентам, у которых подтвержден:

  • Коксартроз 3-й степени (патология охватила один или оба тазобедренных сустава);
  • Анкилоз суставов (колени, тазобедренный, голеностоп);
  • Заболевание стало причиной сокращения длины конечности на 7 см и выше.

При незначительном снижении функциональности суставов пациенту с артрозом в назначении степени инвалидности могут отказать.

Процесс оформления группы инвалидности

В медучреждение после консультации с лечащим врачом и уточнения полного перечня для подачи заявки на присвоение группы инвалидности предоставляют пакет документов. Необходимо приложить результаты следующих медицинских исследований:

  • Рентгенограмма в двух проекциях;
  • Анализ крови (общий), мочи;
  • Флюроография и ЭКГ;
  • Заключения терапевта, невролога, хирурга-травматолога.

Результаты комплексного обследования рассматривают члены специальной комиссии. Решение о присвоении определенной группы инвалидности принимается, когда патологические изменения признают такими, которые не позволяют пациенту двигаться и вести жизнедеятельность без посторонней помощи. Ежегодно группу инвалидности пересматривают.

После успешно проведенной операции по замене пораженного сустава на искусственный группу инвалидности пересматривают. После хирургического вмешательства, достаточно сложного и требующего участия как минимум двух опытных хирургов, функциональность ноги восстанавливается и пациент больше не ограничен в передвижении. Но лечащий врач (или консилиум специалистов) принимают решение о ее проведении только в том случае, когда все остальные возможности лечения исчерпаны.

Особые факторы

На принятии решения о присвоении второй или третьей (реже — первой) группы инвалидности может сказаться целый ряд дополнительных факторов, связанных не только с особенностями течения заболевания у конкретного пациента, но и с его образом жизни, весом и возрастом. Если последний неизменен, то все остальные вполне поддаются корректировке, а, значит, пациент получает все шансы на существенное улучшение состояния и снижение степени инвалидности:

  1. Снижение веса. Приемлемая цифра на весах — как с эстетической точки зрения, так и с позиции здоровья крайне желательна. Пациентам с артрозом избавиться от лишних килограммов важно для того, чтобы снизить до нормы нагрузку на коленные и другие суставы. Прогноз лечения в таком случае будет более благоприятным и существенно снизится риск возможных переломов конечности или вывихов.
  2. Четкое следование схеме лечения. Необходимо при любом заболевании, но в случае с артрозом особенно. Назначенные врачом лекарства пациенту предстоит принимать на постоянной основе по предписанной схеме. Только так можно обеспечить поддержку ослабленному хрящу и приостановить процесс разрушения.
  3. Прохождение полного медицинского обследования и контроль хронических заболеваний. Особенно осторожными нужно быть пациентам с артрозом, которые также имеют проблемы с артериальным давлением, нарушения работы печени, диагноз сахарный диабет, гормональные нарушения. Регулярно обследоваться и корректировать лечение этих патологий важно потому, что они могут оказать влияние и на результаты лечения остеоартроза.
Читайте также:
Лечение артроза мелких суставов кистей рук: средства и методы при симптомах

Во-первых, пожилые пациенты чаще обследуются по поводу определенного заболевания и реже игнорируют первые симптомы, позволяющие выявить патологию на ранней стадии. Во-вторых, в отличие от молодых пациентов у них артроз не успевает пройти несколько стадий и вызвать осложнения.

Кохлеарная имплантация. Как получить квоту

В настоящее время единственным способом реабилитации больных с выраженной степенью тугоухости и глухотой является кохлеарная имплантация.

Кохлеарная имплантация – это высокотехнологичный метод восстановления слуха у глухих детей и взрослых с использованием кохлеарного импланта. Включает не только хирургическую операцию вживления импланта во внутреннее ухо, но и послеоперационную слухоречевую реабилитацию

Кохлеарный имплант – это электронный прибор, с помощью которого глухие люди могут слышать окружающие звуки и речь. Он состоит из внутренней и внешней части. Внутреннюю часть хирург вживляет в ухо глухого пациента. Внешняя часть с процессором располагается на ухе и/или голове пациента. Она улавливает звуки, речь и передает их через кожу головы во внутреннюю часть. Все кохлеарные импланты представляют собой биомедицинские электронные устройства, обеспечивающие преобразование звуков в электрические импульсы с целью создания слухового ощущения путем непосредственной стимуляции сохранившихся волокон слухового нерва.

Операция кохлеарной имплантации – это хирургическая операция по вживлению электронного прибора (кохлеарного импланта) во внутреннее ухо глухого пациента.

Слухоречевая реабилитация после кохлеарной имплантации – это комплекс мероприятий после операции кохлеарной имплантации, направленный на развитие у глухого пациента умения слышать и узнавать звуки и речь с помощью кохлеарного импланта. Включает настройку процессора кохлеарного импланта, занятия с сурдопедагогом по развитию слухового восприятия. У ранооглохших детей слухоречевая реабилитация включает также развитие родного языка, понимания речи окружающих, устной речи, обучение родителей развитию слуха и речи у ребенка в домашних условиях.

Основным критерием для определения показаний к кохлеарной имплантации является повреждение большинства волосковых клеток.

Типы глухоты у больных, являющихся кандидатами для кохлеарной имплантации, варьируют от генетической, наследственной или неизвестной, до травматической или связанной с инфекциями

Если причина, препятствующая передаче слуховой информации, находится на уровне ствола или слуховой коры, это является противопоказанием к кохлеарной имплантации. При повреждении волокон слухового нерва с успехом используются стволомозговые импланты.

ПОКАЗАНИЯ И ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ К КОХЛЕАРНОЙ ИМПЛАНТАЦИИ

Основными показаниями к кохлеарной имплантации являются:

Двусторонняя выраженная сенсоневральная тугоухость или глухота (средний порог слухового восприятия на частотах 0,5, 1, 2 и 4 кГц более 90 дБ);

Пороги слухового восприятия в свободном звуковом поле при использовании оптимально подобранных слуховых аппаратов (бинауральное слухопротезирование), превышающие 55 дБ на частотах 2-4 кГц;

Отсутствие выраженного улучшения слухового восприятия речи от применения оптимально подобранных слуховых аппаратов при высокой степени двусторонней сенсоневральной тугоухости (средний порог слухового восприятия более 90 дБ) по крайней мере, после пользования аппаратами в течение 3-6 мес. (распознавание менее 40% слов в открытом выборе). У детей, перенесших менингит, этот промежуток может быть сокращен);

Отсутствие когнитивных проблем;

Отсутствие психологических проблем;

Отсутствие серьезных сопутствующих соматических заболеваний;

Наличие серьезной поддержки со стороны родителей и их готовность к длительному послеоперационному реабилитационному периоду.

При врожденной глухоте и у детей, оглохших в первый год жизни (до формирования речи), минимально рекомендуемый возраст соответствует 6-12 месяцам. Оптимальные результаты могут быть достигнуты в возрасте до 3 лет (принципиально вопрос об имплантации ребенка даже большего возраста должен решаться индивидуально в каждом конкретном случае с учетом как медицинских, так и психологических и социальных показателей).

Особое значение для проведения кохлеарной имплантации в минимальном возрасте имеет подтверждение генетической природы тугоухости.

У взрослых максимальный возраст ограничен общим состоянием здоровья больного и необходимостью длительного (несколько лет, по крайней мере, более года) реабилитационного периода.

Наряду с перечисленными критериями, дополнительным критерием отбора на имплантацию больных с двусторонней сенсоневральной глухотой является разборчивость на слух предложений, равная или ниже 40%, при использовании оптимально подобранных слуховых аппаратов.

Основными противопоказаниями к кохлеарной имплантации являются:

Полная или частичная, но значительная, облитерация улитки.

Отрицательные результаты промонториального теста.

Сопутствующие тяжелые соматические заболевания.

Наличие очаговой патологии в корковых или подкорковых структурах головного мозга.

Отсутствие стремления к многолетней работе с сурдопедагогом после имплантации (у взрослых) или отсутствие поддержки членов семьи и их готовности к длительной реабилитационной работе.

Эффективность имплантации определяется многими факторами, в частности, возрастом, в котором наступила глухота, длительностью глухоты, способностью к обучению, интеллектуальным развитием. Эти факторы могут воздействовать как раздельно, так и взаимодействуя друг с другом. Наибольшая эффективность имплантации может быть достигнута у взрослых и детей, у которых глухота наступила после развития речи (постлингвальная глухота). К следующей по эффективности группе относятся взрослые и дети с постлингвальной глухотой, длящейся в течение длительного периода. Особое место занимают дети с прелингвальной глухотой. У данной категории больных эффект может быть достигнут лишь в том случае, если проводится интенсивная работа по развитию слухового восприятия и разговорного языка. В случае проведения операции детям с прелингвальной глухотой, то, общеизвестно, что результаты кохлеарной имплантации напрямую зависят от возраста на момент операции. Чем меньше возраст на момент операции, тем результаты будут более эффективными. Оптимальным возрастом для проведения кохлеарной имплантации прелингвально оглохшим детям является возраст – 1 год.

Читайте также:
Артроз реберно-позвоночных суставов грудного отдела: причины, симптомы, лечение

Высокотехнологичная медицинская помощь (ВМП)» – медицинская помощь, оказываемая с использованием сложных и уникальных медицинских технологий, основанных на современных достижениях науки и техники, высококвалифицированными медицинскими кадрами. Ежегодно приказом Минздрава России утверждается перечень видов высокотехнологичной медицинской помощи, оказываемой за счет государственного бюджета Получить высокотехнологичную медицинскую .помощь за счет бюджета можно оформив КВОТУ по месту жительства.

Как получить квоту?

Обратитесь в поликлинику по месту жительства к ЛОР-врачу, сурдологу, (заведующей) или напрямую в местный территориальный орган управления здравоохранением (Комитет, Департамент, Министерство).

Общая инструкция для оформления талона-направления на ВМП:

1. Для определения вида и сроков плановой медицинской помощи для пациента необходимо обратиться в территориальный орган управления здравоохранением (Комитет, Департамент, Министерство) с заявлением о Вашем желании направить документы пациента в ФГБУ Клиническая больница № 122 им. Л.Г.Соколова ФМБА России (код медицинского учреждения в подсистеме мониторинга ВМП – 1508).
С собой необходимо иметь документы, требуемые для оформления талона-направления на ВМП

2. Документы, требуемые для оформления талона-направления на ВМП для пациента:

2.1. Полис ОМС (копия) – с двух сторон;

2.2. СНИЛС – страховой номер индивидуального лицевого счета гражданина в системе обязательного пенсионного страхования (копия)

2.3. Копия справки об инвалидности с двух сторон (Если пациент – инвалид. Наличие инвалидности необязательно для получения квоты);

2.4. Копия документов, удостоверяющих личность

2.4.0. для взрослых:

  • Паспорт (копия страницы с фото + страницы с пропиской)

2.4.1. для детей старше 14 лет :

  • Паспорт (копия страницы с фото + страницы с пропиской)
  • свидетельство о рождении (копия)
  • паспорт родителя, с которым прописан ребенок (копия страницы с фото + страницы с пропиской + сведения о детях)

2.4.2. для детей младше 14 лет

  • свидетельство о рождении (копия)
  • вкладыш о гражданстве – для свидетельств о рождении, выданных до 2002 года (копия)
  • паспорт родителя, с которым прописан ребенок (копия страницы с фото + страницы с пропиской + сведения о детях)
  • ФОРМА № 9 (справка о зарегистрированных по месту жительства) или ФОРМА № 3(свидетельство о регистрации по месту жительства) – копия

3. Выписка из истории болезни по профилю от лечащего врача поликлиники по месту жительства или выписки и заключения из ФГБУЗ КБ 122 им. Л.Г.Соколова ФМБА России

4. Заявление на ВМП (скачиваемый файл) о согласии на обработку персональных данных в системе оказания ВМП – оригинал (в заявлении указываются данные того взрослого, чей паспорт приложен).

5. После предъявления вышеперечисленного пакета документов формируется талон-направление на ВМП в электронном виде с медицинскими документами пациента, который записывается в очередь на операцию в ФГБУЗ КБ 122 им. Л.Г.Соколова ФМБА России.

Для решения вопроса о возможности проведения операции – кохлеарная имплантация необходимо предоставить очно или по электронной почте (vmp@med122.com или surdolog@med122.сom) следующие документы:

  1. Подробную выписку из амбулаторной карты (как протекала беременность, роды; чем ребенок переболел, если были операции, то подробные выписки, заключение специалистов, у которых ребенок наблюдается) — выписку предоставляет педиатр или терапевт;
  2. Объективные методы аудиологического исследования: КСВП, ОАЭ, импедансометрия с регистрацией акустических рефлексов (распечатать протоколы)
  3. ЭЭГ и консультация невролога (в заключении должно быть отражено наличие или отсутствие эпилептической активности, судорожной готовности, наличие или отсутствие противопоказаний к операции, также неврологический статус).
  4. Заключение сурдопедагога (когда и какими слуховыми аппаратами протезирован ребенок, каких результатов достиг, психолого-педагогическая характеристика на ребенка).
  5. Компьютерная томография височных костей (в двух проекциях, на снимках и диске, описание снимков)
  6. МРТ при наличии показаний (выявлении изменений на КТ, облитерация улитки, перенесенный менингит в анамнезе, аномалия развития, заболевания спектра аудиторных нейропатий, патология ЦНС)
  7. Заключение специалистов, у которых ребенок наблюдается при наличии сопутствующей патологии.
  8. Свидетельство о рождении
  9. Справка об инвалидности
  10. СНИЛС
  11. Страховой медицинский полис
  12. Паспорт одного из родителей (стр. 2,3,5,16,17)
  13. Заявление о согласии на обработку персональных данных

Комиссия ФГБУЗ КБ 122 им. Л.Г.Соколова ФМБА России по предоставленным документам принимает решение о возможности проведения операции или приглашает на очную консультацию.

Правое полушарие головного мозга: за что отвечает, основные функции


  • –>Университет
    • Сведения об образовательной организации
    • Контакты
    • Наш вуз
    • Нормативная база
    • СМИ о нас
    • Грамоты и благодарности вузу
    • Виртуальный тур по АлтГПУ
    • Фильмы об АлтГПУ
    • Международная деятельность
    • Сведения о доходах руководителя
    • Антикоррупция
    • Абитуриенту
  • –>Абитуриенту
  • –>Факультеты
    • Филологический факультет
    • Лингвистический институт
    • Институт информационных технологий и физико-математического образования
    • Институт физической культуры и спорта
    • Институт истории, социальных коммуникаций и права
    • Институт психологии и педагогики
    • Институт дополнительного образования
    • Межфакультетские кафедры
  • –>Новости
    • Анонсы
    • Календарь событий
    • Важное
    • Объявления
  • –>Наука
  • –>Студенту
    • Расписание
    • Молодёжная политика
    • Практика
    • Библиотека
    • Инклюзивное образование
    • Студенческий городок
    • Стоимость обучения
    • Анкета студента
  • –>Учёба
  • Об институте
  • Дирекция
  • Совет института
  • Контакты
  • Дошкольного и дополнительного образования
  • Специальной педагогики и психологии
  • Теории и методики начального образования
  • Психологии
  • Кафедра общей и социальной педагогики
  • Информационно-коммуникационных технологий
  • Учебно-методический
  • Инновационных технологий
  • Сотрудники центра
  • Наши новости
  • Участники ВСО по педагогике
  • Информационное письмо
  • Итоги олимпиады
  • Об Альянсе
  • Новости
  • Состав
  • О профкоме студентов
  • Новости
  • Объявления
  • Сотрудники центра
  • Наши новости
  • О центре
  • Новости
  • Выставочный зал
  • Актовый зал
  • Ансамбль народной песни «Сказ»
  • Вокально-инструментальная группа “SMS”
  • Студия классического танца «Вдохновение»
  • Ансамбль народного танца «Фантазия»
  • Студия современной хореографии «Вива данс»
  • Ансамбль современного танца «Психея»
  • Спортивно-хореографический коллектив «Дивы грации и джентльмены»
  • Вокальная студия «8 марта»
  • Театральная студия «Авангард»
  • О клубе ФОР
  • Новости
  • Объявления
  • Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс ГТО
  • О центре
  • Новости
  • Приглашаем к участию
  • Проекты и ресурсообеспечение
  • О штабе
  • Новости
  • Педагогические отряды
  • Строительные отряды
  • Отряды проводников
  • «Снежный десант»
  • Нормативно-правовая база по ПМЭ
  • Литература по ПМЭ
  • Методические материалы по ПМЭ
  • Мероприятия по ПМЭ
  • Финансовая грамотность
  • Книга памяти
  • Российско-китайский бизнес-инкубатор
  • Развитие инновационного потенциала молодежи в университетской среде
  • Школа подготовки вожатых
  • Форум СПО СибФО
  • Образовательный стандарт по добровольчеству/волонтерству
  • Молодые патриоты – сила Сибири!
  • Туризм без границ
  • Мобильный Дом культуры
  • Историко-патриотический хакатон «Моя Россия»
  • Семинар «PROэкстремизм»
Читайте также:
Артроз реберно-позвоночных суставов грудного отдела: причины, симптомы, лечение

Межполушарная асимметрия головного мозга человека

Головной мозг является главным регулятором всех функций человеческого организма. Структурные особенности полушарий отличаются друг от друга, как и набор функций, которые они выполняют. В этом проявляется межполушарная асимметрия мозга.

Процесс ее формирования длится примерно 10–15 лет. Таким образом, эта характеристика мозга не является врожденной, а приобретается в ходе жизни человека, хотя некоторые предпосылки могут передаваться генетически и даже существуют комплексы по занятий по развитию межполушарной ассиметрии. Психические функции обусловлены деятельностью коры больших полушарий (так как эта структура является самым поздним образованием), поэтому межполушарная асимметрия формируется именно в этой области.

Функциональная асимметрия основывается на различиях в типах мышления. В книгах и публикациях по популярной психологии кратко даются характеристики, которые сводятся к выделению логического мышления (у левого полушария) и творчества (у правого). Но на самом деле оба полушария в равной мере участвуют в творческом и логическом мышлении, способны воспринимать слова и образы, перерабатывать их, но эти процессы протекают различно.

Историческая справка: Вопрос о разделении функций между двумя половинами конечного мозга впервые поднялся в 1836 г. М. Даксом, который обнаружил повреждение левого полушария у больных с нарушениями речи. Впоследствии ученые находили все новые подтверждения теории: П. Брока, К. Вернике, Дж. Джексон.

Свойства мозговой асимметрии.

Доминантность одного из полушарий проявляется при развитии слуха, манипулятивной функции рук (предпочтение правой или левой руки) и т. д. Но так происходит не всегда. Например, зрительное восприятие не требует столь выраженной латерализации коры больших полушарий.

Функциональная асимметрия мозга (ФАМ) способствует лучшей адаптации человека к реальности: поражение одного полушария может быть скомпенсировано за счет другого.

По современным данным, механизмы ФАМ оказывают влияние не только на психические функции, но и работу вегетативной нервной системы: так, раздражение конкретных участков левого полушария вызывают брадикардию и падение кровяного давления, а правого – тахикардию и повышение давления.

Вместе с тем такая активация симпатической и парасимпатической нервной системы в естественных условиях (например, под воздействием стресса) направлена на то, чтобы оптимизировать когнитивные процессы. Например, энергетический метаболизм, необходимый для определенной познавательной деятельности должен поддерживаться на определенном уровне за счет выброса в кровь катехоламинов, повышения артериального давления и частоты сердечных сокращений.

Исходя из вышесказанного, можно выделить три основных свойства, которыми обладает функциональная асимметрия полушарий:

  1. Доминирование одного полушария. Предполагается активация зон одного во время какого-либо типа деятельности. Это устойчивая характеристика – особенно в отношении речевых и моторных функций.
  2. Переключаемость. Подразумевает смену активации полушария при изменениях состояния организма (болезнь, стресс).
  3. Пластичность. Когнитивные способности, обусловленные асимметрией, могут изменяться и закрепляться во время обучения или под воздействием других различных факторов.

Современные представления также позволяют выделить:

  • стационарность – в некоторых сферах деятельности асимметрия коры больших полушарий неизменна на протяжении жизни;
  • динамичность – предполагает, что латерализация может происходить на протяжении долгого времени и измеряться поведенческими, физиологическими и биохимическими методами.

В настоящее время актуальной задачей исследования такого явления, как функциональная асимметрия мозга, является определение стационарных и динамических характеристик, их взаимодействие в норме и условиях дизонтогенеза (нервно-психической патологии).

Их удобнее представить в виде таблицы.

Левое

Правое

Оперирует целостными конкретными образами

Центры Вернике и Брока позволяют понимать речь и говорить

Функция сформирована недостаточно

Происходит последовательная обработка поступающей информации

Осуществляется параллельная обработка данных

Позволяет детализировать и анализировать информацию, воспринимать ее локально, рассматривать от общего к частному

Определяет способности к синтезу, рассмотрению информации от частного к общему.

Осуществляет разграничение времени на прошлое, настоящее и будущее

Дает восприятие момента «здесь и сейчас»

Позволяет воспринимать и считывать карты и схемы

Дает оценить конкретное пространство

Отвечает за запоминание символов, цифр, имен, дат

Участвует в запоминании образов и событий

Дает понимание смысла

Дает понимать эмоциональные реакции

Позволяет воспринимать реальность детально

Осуществляет целостное восприятие

Определяет способности к оптимистичному восприятию окружающего

Определяет пессимистичное восприятие мира

Отвечает за восприятие ритма музыки

Отвечает за определение мелодии

Формирует вербальный интеллект

Отвечает за невербальный интеллект

Считается, что межполушарная асимметрия мозга также выражается в том, что левое полушарие поддерживает связь с объективной реальностью и сознательными действиями, а правое – с измененным состоянием сознания, так как поддерживает бессознательную мозговую деятельность.

Взаимодействие между двумя частями мозга происходит благодаря мозолистому телу, которое представляет собой переплетение нервных волокон и соединяет полушария. В условиях старения – нормального и патологического – эта структура уменьшается в размерах из-за нарушения деятельности миелина и снижения кровообращения мозга, что сказывается на том, что память и внимание ослабляются с разной степенью выраженности. Атрофия мозолистого тела также грозит больным, страдающим психическими заболеваниями, что может вести к недостаточной активности левого (как правило) или правого полушарий.

Читайте также:
Как подготовить собачью шерсть для изготовления лечебного пояса. Как сделать пояс из собачьей шерсти

Нарушенное взаимодействие между двумя частям мозга в условиях старения или заболевания не просто сказывается на мозговой асимметрии, но и на продолжительности жизни человека.

Правое полушарие головного мозга: за что отвечает, основные функции

О том, что человеческий мозг разделён на правую и левую части и за что каждая из них отвечает, было известно ещё давно. Но детальные исследования в этом направлении стали вестись относительно недавно по историческим меркам. И доселе обычные факты засияли в совершенно ином свете. Однако обо всём по порядку.

НАЛЕВО – НАПРАВО, ИЛИ СМЕНА КАРАУЛА

Немного о работе мозга. Учеными доказано, что правое полушарие мозга отвечает за синтез и творчество, а левое – за анализ и логическое мышление. Последние тысячелетия упор в развитии детей делался в основном на левое полушарие. На тот период времени это было полностью оправдано: древнему человеку надо было понять природу вещей глубже, чем предлагают галлюцинации объевшегося мухоморами шамана.

И сейчас большинство родителей по инерции обучают своих отпрысков по программам, которые развивают именно левое, логическое полушарие. И почти напрочь забывают о такой же важности правого, считая, что летать в облаках и строить воздушные замки в жизни совершенно не нужно. В принципе, так и есть. Но у этого процесса есть и обратная сторона: современные дети очень рано взрослеют и даже стареют именно в этом ментальном плане.

Отключённое или практически полностью задавленное воображение создаёт вместо творческой личности серый винтик в глобальном механизме. Это можно сравнить с тем, если бы человек ходил в спортивный зал и тренировал только одну половину тела. Чем такое кончится, не трудно догадаться. Но в обучении данная патология, к сожалению, уже давно стала нормой.

Из реальной жизни можно привести такой пример: в США учёные отслеживали детей с очень высоким IQ, а когда эти дети выросли, их собрали в одну группу и поставили задачи по фундаментальным разработкам в различных отраслях, но эта затея потерпела полный крах. А секрет прост и сложен одновременно: левое полушарие мозга может работать только с уже известной информацией и никогда не заменит собой правого, творческого. То, чего до этого не было, ему недоступно.

Однако с развитием информационной эры ситуация стала меняться в лучшую сторону. И на развитие у детей функций правого полушария мозга специалисты по педагогике и психологии стали выделять всё больше и больше внимания. Прорывом можно считать введение шкалы так называемого эмоционального интеллекта — EI (Emotial Intelligence). Не последним примером в этом отношении стали люди, которые добились успеха в плане научных открытий в различных областях.

Приручаем вдохновение, или Найти ваш баланс

Делать одно и то же в надежде получить другой результат – верный признак шизофрении, но именно так поступает основная масса людей в вопросах воспитания и развития своих детей. Причём, что примечательно, из самых лучших побуждений. Современная система обучения разработана сугубо под развитие левого полушария мозга. Но если вы хотите, чтобы ваше чадо имело показатели лучше, чем у среднестатистического ребёнка, то и подходы ищите соответствующие.

Как уже было сказано, левое полушарие работает только с уже известным. Функции правого – работа с непознанным. Существует гипотеза, что все решения уже существуют в некотором виртуальном банке информации Вселенной. А наш мозг является суперкомпьютером, который может к этому банку подключаться и выбирать наилучший вариант. За это у детей и взрослых отвечает правое полушарие. Т.е. правое занимается фундаментальными разработками. А левое – прикладными, а также окончательным выпуском «готового продукта» в жизнь.

Процесс подключения обычно происходит спонтанно и называется он вдохновением. Ранее считалось, что его совершенно невозможно приручить, что приходит оно когда вздумается. Но в 21 веке стало понятно, что вдохновение есть не что иное, как состояние гармонии души и разума. Однако тем, кто решил полноценно тренироваться, на первых этапах логику и анализ нужно будет отключить или перенаправить в другое русло.

Но не впадайте в крайности. Люди со слишком развитым правым полушарием в ущерб левому обычно психически нездоровы.

Они живут в своём виртуальном мире по своим законам. Творческие люди, которые живут среди нас, нередко имеют репутацию чудаков, что не мешает им создавать шедевры.

Бизнесмены, сумевшие добиться успеха и признания, особенно в области инноваций, – самый идеальный пример сбалансированности и развития обоих полушарий мозга. Они сами себе и начальники, и исполнители. И основная часть времени у них уходит не на монотонную работу, а на обдумывание того, что можно усовершенствовать, или, ещё лучше, как создать то, чего раньше не было. Билл Гейтс, Стив Джобс, Сергей Брин, Илон Маск – этот список можно продолжать долго.

От генератора идей к всегда верному выбору, или Забегая вперёд

Развивая у детей правое полушарие мозга, со временем родители приходят к тому, что ещё большего эффекта даёт развитие эпифиза, или шишковидной железы. И если первое отвечает за творчество в общем, то развитие второго даст возможность всегда выбирать самый выигрышный вариант из всех возможных. Представьте, каких высот можно достичь, всегда зная, образно говоря, под каким стаканом шарик. Это и есть то, что принято называть интуицией. Для тренировки эпифиза многими авторами разработаны различные системы упражнений, которые направлены на одну и ту же цель.

Программа минимум

Работоспособность мозга восстанавливается быстрее, если он через определённые промежутки времени переключается с одной работы на другую. Все нижеописанные упражнения для соответствующего развития можно применять как отдельной программой, так и в коротких мозговых разминках.

Читайте также:
Энтезопатия коленного сустава, ТБС, ахиллова сухожилия, пяточной кости, седалищного бугра

На ушной раковине расположено множество точек, напрямую влияющих на работу мозга. На более глубоком уровне этим пользуются мастера иглоукалывания, но неспециалистам хватит и обычного растирания. Указательным и большим пальцами начните с разминания мочек ушей, как будто пробуете тесто на твёрдость. Затем основанием ладони разотрите уши снаружи и изнутри. Это считается разминкой к основным упражнениям.

Сделайте кольцо, соединив большой и указательный палец. Затем средний с большим, безымянный, мизинец и в обратном порядке. Начинайте медленно, постепенно увеличивая скорость. Сначала упражнение делается одной рукой с небольшой скоростью, в прямом и обратном направлении. Затем другой рукой точно так же. Затем сразу двумя в обоих направлениях.

  • Кулак-ребро-ладонь.

Упражнение выполняется за столом. На столешнице показывают три положения руки, которые по очереди сменяют друг друга. Первое – кисть, собранная в кулак, второе – ладонь перпендикулярно столешнице (ребром), третье – ладонь, распрямлённая на плоскости стола. Вначале вместе с наставником ребёнок должен сделать медленно 8-10 повторений одной рукой, затем другой, потом сразу двумя вместе. Допускается, чтобы малыш помогал себе словами-командами (кулак-ребро-ладонь) вслух или тихонько про себя.

  • Лезгинка, или лесенка.

Левая рука собрана в кулак и повёрнута к груди (пальцами к туловищу), большой палец отведён вверх. Ладонь правой руки распрямлена в горизонтальном положении таким образом, чтобы её мизинец касался большого пальца левой. Затем положение рук меняется. Начинаете медленно, затем ускоряете темп. Сделать от 6 до 10 повторов.

Большим и указательным пальцем левой руки берётесь за кончик носа, теми же пальцами правой – за левое ухо. Смена положения (правая – за нос, левая – за правое ухо) и т.д. Каждая смена происходит через хлопок в ладоши. Это упражнение считается заданием повышенной сложности.

  • Змейка, или Обмани мозг.

Кисти рук сведены накрест ладонями друг к другу, пальцы собраны в замок. Далее руки выворачиваются к себе, т.е. пальцы смотрят вверх. Задача – пошевелить тем пальцем, который укажет тренер. Вначале ребёнок путается, где левый, а где правый, но затем обычно быстро разбирается, что к чему.

  • Зеркальное и симметричное рисование.

Или рисование в две руки. Положите перед малышом чистый лист бумаги и два карандаша любых цветов. Задача – научиться рисовать двумя руками сначала симметричные рисунки, а затем несимметричные, в «зеркальном» порядке.

Эффект от вышеописанных упражнений будет только в том случае, если они выполняются системно. Результатом у детей станет улучшение памяти, внимания, речь станет чётче, разовьётся пространственное воображение, моторика рук. Но главное – это снижение утомляемости и повышение самодисциплины и самоконтроля.

Научная электронная библиотека

1.3. Психологические исследования в области межполушарных дихотомий

Согласно одному из центральных положений нейропсихологической теории мозговой организации высших психических функций мозг при реализации любой психической функции работает как парный орган: в осуществлении любой психической функции всегда задействованы оба полушария, каждое из которых выполняет свою роль. (Лурия А.Р., 1969, 1973; Мосидзе В.М., 1986; Хомская Е.Д., 1987, 1996).

Мозг представляет собой сложную, иерархически организованную систему, состоящую из отдельных компонентов (мозговых структур), объединенных жесткими и гибкими звеньями. Удельный вес последних существенно нарастает в ходе индивидуального развития (Бехтерева Н.П., 1971).

Развитие мозга идет в направлении дифференциации и специализации его элементов с их последующей пластичной функциональной интеграцией (Дубровинская Н.В., Фарбер Д.А., 1996). «Согласно современным представлениям, сложившимся в науках о мозге, закономерности межполушарного взаимодействия (и межполушарной асимметрии как его частного случая) относятся к важнейшим, фундаментальным основам работы мозга как парного органа. Они характеризуют системные интегративные свойства работы мозга как единой системы, единого мозгового субстрата психических процессов» (Выготский Л.С., 1983).

Значительная доля в исследованиях функциональной межполушарной асимметрии головного мозга отводится выявлению межполушарных дихотомий.

Дихотомия – разделение или классификация на две, не обязательно равные части (Бехтерева Н.П., 1971).

Левое полушарие – вербальное, логическое, «рассудочное», пользуется механизмами последовательного анализа информации как об одном, так и о нескольких стимулах, обработка информации происходит аналитически, последовательно. Левое полушарие (у праворуких) служит для смыслового восприятия и воспроизведения речи, письма, тонкого двигательного контроля пальцев обеих рук, самосознания, арифметического счета, логического, аналитического, абстрактного мышления, музыкальной композиции, пространства цветов, положительных эмоций, оно хорошо понимает время, глаголы. С этим полушарием связаны речевой слух, чтение, письмо, положительные эмоции, восприятие приятного, смешного. Выключение левого полушария приводит к депрессии.

Правое полушарие – невербальное, образное, ассоциативное, оно воспринимает действительность целиком, обработка информации происходит глобально (холистически) (Фишман М.Н., 1989). Правое полушарие предназначено для пространственно-зрительных функций, интуиции, музыки, интонационных особенностей речи, грубых движений всей руки, эмоционально-целостного восприятия, синтетического, ситуационного мышления, отрицательных эмоций. Правое полушарие способно геометрически воспринимать мир. Оно обрабатывает информацию одномоментно (холистически), целостно, обрабатывает одновременно большое количество элементов, что обеспечивает образный охват ситуации, формируя полный образ из фрагментов. С правым полушарием связан анализ звуков, интонации и образность речи, оно почти не понимает глаголов, абстрактных терминов, не способно на ложные высказывания, понимает юмор. Выключение правого полушария приводит к эйфории (Доброхотова Т.А., Брагина Н.Н., 1988; Денисов З.В., 1978; Ильюченок Р.Ю. и др. 1989; Спрингер С., Дейч Г., 1983;).

По данным В.Л. Бианки (1983), в случае одновременного предъявления серии зрительных раздражителей доминирует правое полушарие, а в случае последовательного – левое. При этом время опознания раздражителей правым полушарием меньше такового для левого полушария, что может быть связано с последовательным перебором признаков сигналов в левом полушарии. Конкретные и абстрактные аспекты восприятия, по его мнению, латерализованы в правом и левом полушариях соответственно.

Читайте также:
Проблема длительно непроходящей головной боли: что делать пациенту

Способности к формально-логическим операциям традиционно связываются с функционированием левого полушария (Симерницкая Э.Г., 1978; Брагина Н.Н., Доброхотова Т.А., 1988; Хомская Е.Д., 1988).

При пространственно-зрительном анализе стимула преобладающим оказывается правое полушарие, а при анализе семантических черт доминирует левое полушарие, особенно его затылочная область (Будохоска В. и др., 1990).

Исследования нейрофизиологов, проведенные в последнее время, показали, что к анализу вербальной информации левое и правое полушария подходят по-разному. В левом полушарии анализ проходит по фонологическому принципу: через звуковой анализ и синтез, а правое полушарие воспринимает слово целиком, через гештальт. При этом лексикон правого полушария формируется не сразу и имеет свои особенности: вероятно, он меньше, в нем имеются не только целостные образы слов, но и отдельных выражений, фраз. Это относится как к устной, так и к письменной речи.

В последние 5-10 лет появились данные о том, что преобладание одного из полушарий по ряду функций не абсолютно, что в каждом полушарии заложены как лингвистические, так и пространственные способности, однако весьма различается степень их выраженности. Таким образом, способности к восприятию речи у правого полушария ненамного меньше, чем у левого, но способности к устной речи весьма ограничены. «Немое» правое полушарие обладает и некоторыми способностями к письменной речи. В литературе описан случай, когда больной с расщепленным мозгом по просьбе нейропсихолога мог левой рукой собрать из букв разрезной азбуки некоторые слова, но не мог назвать их. Можно предположить, что у левшей эта способность правого полушария более выражена, чем у праворуких. С этим, видимо, связан феномен «зеркального письма», наблюдающийся у 85% леворуких детей.

Сторонники теории о связи сознания с языком считали, что оно расположено в левом полушарии, а правому полушарию оставляли только бессознательное мышление, сходное с работой компьютера. Однако, вероятно, оба полушария равноценны по уровню мышления, но одно из них «говорящее», а второе «немое».

Детальный анализ, проведенный в одной из работ Сперри, показал, что отдельное правое полушарие воспринимает, думает, обучается, принимает решения, только делает это бессловесно. Правое полушарие хорошо понимает устные инструкции, читает графически представленные слова. Оно способно накапливать опыт, вспоминать те задания текста, которые оно «видело» или «ощущало» при тестировании несколько дней или недель тому назад.

Накопление знаний о специфике работы левого и правого полушарий мозга и закономерностях их взаимодействия подтверждает справедливость положения о том, что в осуществлении любой функции принимает участие весь мозг в целом – и левое и правое полушарие. Однако каждое полушарие делает это, используя присущие ему стратегии.

Итак, с левым полушарием связаны следующие формы мышления: логическое, абстрактное, последовательное, линейное, символическое, вербальное, временное, дискретное основанное на реальности. С правым – интуитивное, хаотическое, конкретное, невербальное, образное, вневременное, аналоговое, ориентированное на фантазии.

Наличие такого множества концепций в отношении право-левых дихотомий, порой противоречивых, свидетельствует, очевидно, о весьма тонкой специфической морфофункциональной организации левого и правого полушарий головного мозга человека. Проявление той или иной функции в нормальных условиях отражает не только специфику участия каждого из полушарий, но связано с их интегративной деятельностью. Оно является результатом взаимодополняющего сотрудничества правого и левого полушарий, выполняющих неравнозначную роль на определенных стадиях обработки информации.

Межполушарная организация психических процессов носит динамический характер: роль каждого полушария может изменяться в зависимости от задач деятельности, структуры ее организации, сформированности в онтогенезе. При этом у человека направление и степень выраженности функциональной асимметрии мозга во многом зависит от вида и качества обучения (Кураев Г.А., 1982; Брагина Н.Н., Доброхотова Т.А., 1994; Ермаков П.Н., 1988).

Таким образом, каждое полушарие вносит свой вклад, играет свою собственную роль в реализации высших психических функций. Анализ практически любого психического процесса позволяет выделить компоненты, обеспечиваемые структурами, как левого, так и правого полушария.

В психофизиологической и психологической литературе проблема функциональной межполушарной асимметрии головного мозга человека в последние годы все больше обсуждается в связи с ее непосредственным отношением к проблеме «мозг и сознание» (Спрингер С., Дейч Г., 1983; Брагина Н.Н., Доброхотова Т.А., 1988; Симонов П.В., 1990, 1994).

Вопрос о совместной работе левого и правого полушарий в осуществлении сложных форм психической деятельности человека имеет в настоящее время большое теоретическое и практическое значение. В теоретическом плане выявление закономерности работы интактного мозга расширили не только естественнонаучное понимание кортикальных процессов, но и философское осмысление принципа симметрии-асимметрии (Доброхотова Т.А., Брагина Н.Н., 1986).

В практическом направлении проблема функциональной межполушарной асимметрии мозга в настоящее время все более привлекает внимание психологов и психофизиологов с точки зрения взаимосвязи функциональной межполушарной асимметрии головного мозга с особенностями психического склада человека, его адаптивных возможностей, особенностей обучения и общения, развития творческих способностей личности (Ермаков П.Н., 1988; Москвин В.А., 1990, 1999; Ахутина Т.В. и другие, 1996).

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: