Белое вещество головного мозга за что отвечает
Узнать, что такое белое вещество головного мозга, из чего оно состоит и зачем нужно можно прочитав представленную статью.
В ней же освещаются сведения о строении и возможные повреждения белого вещества.
Общие сведения
Когда говорят об уме человека или об его глупости, то обязательно упоминают серое вещество. В обиходе оно считается как бы синонимом головного мозга. На самом деле это далеко не так.
В объемном соотношении белого даже чуть больше. Говорить, что оно играет более важную роль в работе головного мозга было бы неправильно. Только дополняя друг друга мозг выполняет возложенные на него обязанности.
Где находится
Серое вещество базируется в основном на поверхности и образует кору. Меньшая его часть образует ядра. На шестом месяце беременности у плода начинает интенсивно развиваться белое вещество. При этом развитие коры в этот период отстает. Это стало причиной того, что на поверхности возникли борозды и извилины. Серое вещество обволакивает белое, образуется кора полушарий.
Из чего состоит
Объем между базальными ядрами и корой полностью заполнен белым веществом. Состоит из отростков нейронов (аксонов). В совокупности они представляют собой множество нервных миелиновых волокон. Присутствие миелина определяет цвет волокон. Они распространяются в различных направлениях и проводят сигналы.
Нервные волокна представлены тремя группами:
- Ассоциативные волокна. Необходимы для связи частей коры только в области 1 полушария. Бывают короткие и длинные. Их задачи не одинаковы: короткие связывают извилины, располагающиеся по соседству, длинные — отдаленные участки.
- Комиссуральные волокна. Ответственны за связь определенных долей обеих полушарий. Локализованы в мозговых спайках. Основа этих волокон представлена мозолистым телом. К тому же они следят за сочетаемостью функций в работе мозга.
- Проекционные волокна. Несут ответственность за связь с остальными точками центральной нервной системы. Соединяет кору с образованиями ниже.
Функции
Безопасность среды для функционирования ядер и других частей мозга и проводимость сигналов по всему пути нервной системы являются основными задачами белого вещества.
Постоянно, бесперебойно связывать все участки центральной нервной системы главная цель действия белого вещества. Этим обеспечивается координация общей жизнедеятельности. Посредством нейронных отростков передается сигнал, что позволяет иметь возможность многообразия действий человека.
На коре мозга можно отчетливо видны бороздки и валики, которые образуют извилины. Центральная борозда делит теменную и лобную долю. По обеим сторонам от этой борозды базируются височные доли. Борозды и извилины разделяют полушария, образуя в каждом по 4 доли:
- Лобные доли. В процессе эволюции претерпели большие изменения. Развивались быстрее других, имеют самую большую массу. В них белое вещество должно обеспечить все двигательные процессы. Здесь запускаются процессы мышления, регулировка структуры речи, письма и контролируются все сложные формы жизнеобеспечения.
- Височные доли. Граничат со всеми остальными долями. Функционирование белого вещества в них направлено на понимание речи, возможности обучения. Позволяет делать выводы, получая всевозможную информацию посредством слуха, зрения, обоняния.
- Теменные доли. Отвечают за болевую, температурную, тактильную чувствительность. Делают возможным работу центров, доведенных до автоматизма: еда, питье, одевание. Строится трехмерное представление об окружающем мире и себя в пространстве.
- Затылочные доли. В этой области функции направлены на запоминание обработанной зрительной информации. Происходит оценка формы.
Повреждение белого вещества
Современные возможности медицины и новейшие технологии позволяют на ранних стадиях определить патологию белого вещества или нарушение его целостности. Это значительно увеличивает шанс справиться с проблемой.
Повреждение белого вещества может быть травматическим или патологическим. Вызванным каким-либо заболеванием или врожденным. В любом случае это приводит к тяжелым состояниям. Нарушает слаженность работы организма.
Возможны нарушение речи, поля зрения, глотательного рефлекса. Могут начаться психические расстройства. Больной перестанет узнавать людей, предметы. Каждый симптом соответствует повреждению белого вещества в определенной области.
Таким образом, зная симптомы уже можно предположить участок повреждения. А иногда и причину, например, при травме черепа или инсульте. Это дает возможность оказать правильную скорую помощь до проведения полной диагностики.
Нервные реакции передаются с нужной скоростью только в случае целостности белого вещества. Любые нарушения могут привести к необратимым процессам и требуют срочного обращения к специалистам.
В диапазоне 30 — 50 лет происходит самое большое число качественных связей. Далее активность передачи импульсов уменьшается с каждым годом.
Профилактика нарушений работы
Физические нагрузки даже у немолодых людей влияют на структуру белого вещества.
Кроме того, нагрузка приводит к уплотнению белого вещества, что положительно влияет на увеличение скорости передачи сигналов.
Правильный образ жизни приводят к улучшению работы мозга, что заметно улучшает состояние всего организма. Интеллектуальные занятия наряду с физическими нагрузками, игры на свежем воздухе, разнообразный активный отдых – все это непременно поможет сохранить память и ясность ума в любом возрасте.
В мозге человека присутствуют белое и серое вещество полушарий, которые необходимы для функционирования мозговой деятельности. Мы рассмотрим, за что отвечает каждое из них и в чем их принципиальное отличие.
Белое вещество в спинном мозге
Белое вещество присутствует в теле человека не только в головном мозге, но и в спинном. Однако в этом отделе нервной системы человека белое вещество находится вокруг серого, снаружи него. Здесь оно призвано обеспечить связь с некоторыми участками головного мозга (например, двигательного центра), а также взаимосвязь отделов спинного мозга.
Белое вещество головного мозга
В медицинской науке принято подразделять нервные волокна на три группы:
- Ассоциативные волокна, которые, в свою очередь, также бывают разных типов – короткие и длинные, все они сосредоточены в одном полушарии, но выполняют разную функцию. Короткие соединяют соседние извилины, а длинные, соответственно, держат связь более отдаленных участков. Пути ассоциативных волокон таковы — верхний продолговатый пучок лобной доли к височной, теменной и затылочной коре; крючковидный пучок и пояс; нижний продольный пучок от лобной доли к затылочной коре.
- Комиссуральные волокна отвечают за функцию соединения двух полушарий, а также за сочетаемость их функций в деятельности мозга. Данная группа волокон представлена передней спайкой, спайкой свода и мозолистым телом.
- Проекционные волокна связывают кору с другими центрами центральной нервной системы, вплоть до спинного мозга. Таких типов волокон существует несколько: одни отвечают за двигательные импульсы, посылаемые к мышцам человеческого тела, другие ведут к ядрам черепных нервов, третьи – от таламуса к коре и обратно, а последние от коры к ядрам моста.
Функции белого вещества головного мозга
- связывает воедино работу обоих полушарий;
- играет важную роль для передачи данных от коры больших полушарий к участкам нервной системы;
- обеспечивает контакт зрительного бугра с корой cerebrum;
- соединяет извилины в обеих частях полушарий.
Деформация белого вещества грозят массой неприятных последствий, среди которых можно выделить нарушения состояния полушарий, проблемы с мозолистым телом и внутренней капсулой, а также другие смешанные синдромы.
На фоне изменения состояния этого отдела могут развиться следующие заболевания:
Функционирование белого вещества и здоровье мозга
Физические нагрузки
Согласно последним исследованиям ученых из США физические нагрузки способны положительным образом повлиять на структуру белого вещества, а значит, и на здоровье всего мозга в целом. Во-первых, физические упражнения помогают увеличить кровоснабжение миелиновых волокон. Во-вторых, спорт делает ваше вещество мозга более плотным, что позволяет ему быстро передавать сигналы из одной части мозга в другую. Кроме того, научно доказано, что для сохранения здоровья мозга полезно выполнять физические нагрузки как детям, так и людям в возрасте.
Взаимосвязь возраста и состояния белого вещества
Выводы таковы: наибольшее количество качественных связей наблюдалось у испытуемых в возрасте от 30 до 50 лет. Пик активности мышления и высшая степень обучаемости максимально развивается к середине жизни, а далее идет на спад.
Белое вещество и лоботомия
И если до недавнего времени считалось, что белое вещество представляет собой пассивный передатчик информации, сейчас это мнение изменяется в геометрально противоположную сторону.
Это может показаться удивительным, но в свое время над белым веществом ставили эксперименты. Португалец Эгашу Монишу в начале 20-го века получил Нобелевскую премию за то, что предложил для лечения психических расстройств рассекать белое вещество мозга. Именно эта процедура известна в медицине как лейкотомия или лоботомия, одна из самых страшных и негуманных процедур, известных миру.
Мозг является главным звеном в сложном строении высшей нервной деятельности. Он координирует множественные процессы жизнедеятельности, находится в черепной коробке, состоящей из костей. Череп выполняет защитную функцию. Вес мозга составляет 1300 – 1400 грамм, что равно примерно двум процентам от веса человека. Размер никак не связан с интеллектуальностью человека. Рассмотрим, какие функции выполняет белое вещество головного мозга и из чего оно состоит.
Типы волокон
Мозг образован нейронами, которые состоят из тела и нескольких отростков. Из тел нейронов состоит серое вещество, а из отростков – белое вещество мозга. Серое вещество образует кору мозга, а белое вещество полушарий головного мозга является проводящей системой. Масса белого вещества составляет 465 грамм от всего веса мозга. Различают три типа нервных волокон:
Функционирование аксонов
Посредством нейронных отростков происходит связь разных участков коры мозга и координация жизнедеятельности организма. В результате создания связей между нейронами путем электрических импульсов, приводящих к образованию центростремительных и центробежных сигналов, деятельность человека проявляется большим многообразием. Борозды и извилины образуют в каждом полушарии по четыре доли:
Эти доли мозга развиты больше остальных и имеют большую массу. Работа белого вещества лобных долей способствует образованию произвольных движений, регулирует сложные формы поведения, механизмы воспроизведения речи и письма, процессы мышления. Проводящие пути белого вещества мозга способствуют абсолютно всем двигательным процессам. В современной нейропсихологии нервные центры в лобных долях являются программным блоком, который контролирует и регулирует сложные формы жизнедеятельности.
Здесь расположены следующие центры: 1) понимание устной речи, 2) восприятие звуковых сигналов, 3) вестибулярный анализатор, 4) центр зрения, 5) центр обоняния и вкуса, 6) центр музыки. Функционирование височных долей имеет асимметричный характер. Если человек – левша, то большей функциональностью будет обладать правое полушарие; если правша, то большей активностью (доминантной) будет проявляться левое полушарие. Функционирование белого вещества этого полушария дает возможность понимать речь, обучаться на основании прослушанной информации. Объединяя обонятельную, слуховую и зрительную информации, делать умозаключения, создавая образы гармоничного эмоционального фона и долговременной памяти. К функциям недоминантного полушария относятся: распознавание музыки и ритма, голосовых интонаций, узнавание лиц и их выражения,обучение с использованием визуальных образов.
Центры, расположенные здесь, наделяют человека общей чувствительностью: болевой, тактильной и температурной. Тут же находятся центры, которые осуществляют сложные координированные движения, доведенные до автоматизма, и действия целенаправленного свойства, приобретенные посредством обучения и непрерывной практики в течение всей жизни. Это еда, ходьба, одевание, особенности письма, определенная трудовая деятельность и другие действия, присущие только человеку. Левая доминантная сторона обеспечивает возможность писать и читать; отвечает за действия, приводящие к необходимому результату; является ответственной за ощущение положения своего тела в целом и отдельных его частей; за определение правой и левой стороны. В правой недоминантной доле идет процесс преобразования всей информации, поступающей из затылочных долей, создается трехмерная картина окружающего мира, обеспечивается ориентация в пространстве и определяются расстояния между ориентирами.
Здесь проводящие пути белого вещества мозга направлены на восприятие зрительной информации с последующей ее обработкой и запоминанием. Объекты окружающего мира воспринимаются глазами как совокупность раздражителей, которые по-разному отражают свет на сетчатку глаза. Световой сигнал преобразуется в информацию о цвете и форме видимого объекта, его движениях. В зрительной зоне затылочных долей формируются трехмерные изображения этих объектов в сознании человека. Зрительная память помогает ориентироваться в незнакомой обстановке. Функция бинокулярного зрения способствует оценке формы предметов и расстояния до них.
Роль проводящих путей
Обеспечивая связь между разными участками нервной системы, белое вещество головного мозга является координатором всей работы человеческого организма. Посредством своей структуры оно преобразовывает миллиарды электрических сигналов, проводя их в кору мозга и обратно. Белое вещество головного мозга объединяет работу обоих полушарий, обеспечивает связь подкорковых центров с центрами коры головного мозга.
Повреждения мозга
В результате травмы черепа может произойти повреждение головного мозга, а значит, и белого вещества. Другой причиной служат некоторые заболевания, приводящие к повреждению переднего отдела мозга. Развитие патологии, в зависимости от локализации, вызывает паралич мышечной системы с одной стороны тела. Такие симптомы характерны при поражении участка мозга вследствие инсульта. Паралич может быть смешанным, например, левая половина лица и правая половина тела. Поражение белого вещества может нарушить поле зрения, акт глотания, вызвать расстройство речи и множество других симптомов. При заболевании Альцгеймера поражаются мозговые участки, отвечающие за память и узнавание, появляются психические расстройства. Повреждения отдельных участков мозга могут произойти во время внутриутробного развития плода при инфекционном заболевании матери. При тяжелом течении родов ребенок находится в опасности от получения родовой травмы, а в первые месяцы жизни угрозой служат инфекционные заболевания, которые приводят к повреждению мозга.
Профилактические меры для здоровья мозга
Скорость проведения нервных импульсов напрямую зависит от целостности белого вещества. Его здоровое состояние определяет нормальное функционирование. Научно доказано, что с увеличением возраста качественное состояние белого вещества и его функциональность идут на спад. Поэтому нужно соблюдать некоторые простые условия:
- Регулярно заниматься физическими упражнениями в любом возрасте – от простой утренней гимнастики до серьезных занятий спортом.
- Следить за своим здоровьем и вовремя обращаться к врачу.
- При появлении заболеваний, способных вызвать повреждение мозга, проводить лечение под контролем врача.
- Убрать из жизни вредные привычки, которые способны ухудшить здоровье.
- Повышать иммунитет, используя закаливающие процедуры.
- Держать под контролем эмоциональное состояние.
- Давать пищу для мозговой деятельности: читать, писать, разгадывать кроссворды и другие головоломки.
- Во время беременности быть под постоянным наблюдением специалиста.
Активная физическая жизнь и интеллектуальные занятия в сфере как работы, так и досуга, продлят нормальную работоспособность и ясность ума, сохранят крепкую память. Как можно раньше приучать детей серьезно относиться к своему здоровью. Заниматься спортом, играми, развивающими интеллект. Хорошо заниматься совместно, доказывая полезность своим примером.
Только человек обладает высшей нервной деятельностью, и это – его прямое отличие от других видов млекопитающих. Условные рефлекторные действия, которыми он овладевает в процессе жизнедеятельности, ставят его на высшую ступень развития.
Функции серого и белого вещества головного мозга, особенности заболеваний
Строение человеческого организма сложное и уникальное, особенно это актуально для серого и белого вещества головного мозга. Однако, именно благодаря подобным особенностям люди смогли достичь существующих преимуществ над остальными представителями животного мира. Изучение строения внутричерепных структур, их функций и особенностей еще не закончено. Однако, знание о расположении и значении для здоровья людей о них помогает специалистам понимать природу заболеваний нервной системы, подбирать оптимальные схемы лечения.
Строение
Каждая клетка головного мозга имеет тело и несколько отростков – длинное волокно у аксона и короткое у дендритов. Именно они своим цветом определяют окраску разных отделов органа. Так, серое вещество в своей структуре содержит нейроны, глиальные элементы и сосуды. Его ответвления не покрыты оболочкой – от этого и темный оттенок.
Больше всего подобного вещества присутствует в следующих отделах:
- кора передних полушарий;
- таламус и гипоталамус;
- мозжечок и его ядра;
- базальные ганглии;
- черепно-мозговые нервы и ствол;
- столбы с отходящими от них спинномозговыми рогами.
Все пространство по периферии серых структур занимает белое вещество. В нем расположено огромное количество отростков нервных волокон, поверх которых размещена миелиновая оболочка. Она и придает белый оттенок тканям. Именно эти структуры в центральной нервной системе образуют проводниковые пути, по которым информационные сигналы перемещаются к зависимым органам, либо от них обратно к центральным структурам.
Основные типы белых волокон:
- ассоциативные – локализованы на разных участках спинномозговых нервов;
- восходящие – передают информацию от внутренних структур к коре полушарий;
- нисходящие – сигнал поступает от внутричерепных образований к спинномозговым рогам, а оттуда к внутренним органам.
Рассмотреть, как устроена нервная система, что такое белое вещество либо серое вещество, удобнее на обучающих макетах – подробные срезы с цветным изображением наглядно будут демонстрировать особенности расположения тканей и структурных единиц.
Немного о сером веществе
Серым клеткам в отличие от проводниковой функции белого вещества мозга присущи различные варианты задач:
- физиологические – образование и перемещение, а также получение и последующая обработка электрических импульсов;
- нейрофизиологические – речь и зрение, мышление и память с эмоциональными реакциями;
- психологические – формирование сути личности человека, его мировоззрения и мотивации с волей.
Многочисленные исследования специалистов позволили установить, чем образованы серое вещество и белые участки мозга, их роль в центральной нервной системе. Однако, и в наши дни остаются нерешенными многие загадки.
Тем не менее, были анатомически структурированы ядра серого вещества в топике внутричерепных полушарий и таковые структуры в спинном мозге. По сути – они главный координационный центр, через который формируются человеческие рефлексы и высшая интеллектуальная деятельность. К примеру, если знать, где находятся серое вещество коры и его зависимый орган, можно вызвать необходимую реакцию на раздражитель. Этим пользуются врачи для восстановления больных после некоторых неврологических заболеваний.
Безусловно, то, из чего состоят белое вещество и подкорковые ядра переднего отдела мозга будут напрямую обусловливать скорость передачи импульсов и их обработки. Этим люди и отличаются друг от друга. Поэтому все субкортикальные очаги в белом веществе должны рассматриваться отдельно.
Топография
Волокна серых и белых нейроцитов представлены, как в центральной, так и в периферической части нервной регуляции. Однако, если в спинном мозге серое вещество топографически локализовано в середине – напоминает очертаниями бабочку, которая окружает спинномозговой канал, то в черепном отделе оно, наоборот, покрывает главные полушария. Отдельные его участки – ядра, размещены и в глубине.
Белое же вещество локализовано вокруг «бабочки» в спинномозговой части мозга – нервные волокна, окруженные оболочками, а в центральном отделе – под корой, представляя отдельные белые скопления и тяжи.
Высокодифференцированные клетки серого вещества образуют кору головного мозга – плащ. Именно они представляют собой интеллект человека. Увеличение площади коры возможно благодаря множеству складок – борозд и извилин. Толщина плаща неоднозначна – больше в районе центральной извилины. Постепенное ее уменьшение можно наблюдать по направлению к спинному мозгу, переход в который обозначен как продолговатый мозг.
Процентное соотношение белого и серого вещества в разных отделах мозга неоднозначно. Как правило, безоболочечных белых скоплений больше. Принято выделять структурные отделы:
- передний – большие полушария, которые покрыты корой из серого вещества, внутри ядра с окружением из белого вещества;
- средний – множество черепно-мозговых ядер из темных клеток с проводящими путями из белого мозгового волокна;
- промежуточный – представлен таламусом, а также гипоталамусов, к которым перемещаются импульсы по множеству белых волокон к размещенным в них ядрам вегетативной системы;
- мозжечок – напоминает большие полушария в миниатюре по строению, поскольку можно выделить кору и подкорку, но не по функциональным обязанностям;
- продолговатый – преобладает серое вещество, которое представлено множеством ядер и мозговых центров.
Изучению представительства той или иной части тела в мозге посвящено множество научных работ. Однако, исследование их незаконченно – природа преподносит людям все новые открытия.
Функции
Благодаря сложному и уникальному строению нервной системы, вещество мозга в состоянии выполнять множество функциональных обязанностей. По сути, на него возложено управление всем многообразием происходящих внутри организма процессов.
Так, функциями белого вещества, бесспорно, являются принять и донести информацию с помощью нервных импульсов – как между отдельными участками головного либо спинного мозга, так и ними, как отдельными структурными звеньями сложной системы. Для того чтобы представить схему функциональных обязанностей белого вещества, необходимо выделить основные волокна:
- ассоциативные – отвечают за взаимосвязь разных зон коры одного из полушарий, к примеру, короткие белые ответвления несут ответственность за связь между близлежащими извилинами, тогда как длинные – за взаимодействие отдаленных областей коры;
- комиссуральные – белые волокна соединяют не только симметричные зоны, но и кору в отдаленных долях полушариях, что находит отражение в мозолистом теле и спайках, которые расположены непосредственно между крупными полушарными единицами;
- проекционные белые волокна – несут ответственность за качество связи коры большого мозга с нижерасположенными структурными звеньями, а также периферией, к примеру, доставку информации от двигательных нейронов и обратно к ним, либо от чувствительных клеток.
Анатомическое строение и расположение обусловливает и функции серого вещества. Оно одновременно в состоянии создавать и обрабатывать нервные импульсы. За счет них происходит управление всеми внутренними жизненно важными процессами – автоматически в дыхательной, сердечнососудистой, пищеварительной и мочевыделительной системах. Это так называемое сохранение постоянства внутренней среды, чтобы человек как биологическая единица смог сохранить себя единым целым. Тогда как отличительной функцией серого вещества можно назвать развитие и преумножение интеллекта. Кора головного мозга имеется у каждого живого человека. Тем не менее, уровень развития умственных способностей у всех различен. Принятием, обработкой и сохранением информации занимаются именно серые клетки коры больших полушарий мозга.
Отличительные черты
Для четкого понимания того, каковы важные отличия серого и белого веществ мозга, что они собой представляют и их функциональные особенности, специалистами были разработаны критерии. Основные представлены в таблице:
Критерии | Серое вещество | Белое вещество |
строение | ядра нервных клеток и короткие отростки | длинные миелинизированные аксоны |
локализация | преимущественно в центральной нервной системе | преимущественно на периферии |
потребление кислорода | 3–5 мл/мин | менее 1 мл/мин |
функция | регулирующая, рефлекторная | проводящая |
удельный вес | 40% от всего веса | более 60% веса |
В целом, понятия исключительно серого или белого в общей картине головного или же спинного мозга как такового не существует – настолько тесно переплетены анатомически и функционально эти структуры органа. Без одного не может существовать другого.
Условно нервную клетку можно представить гостиницей, в которой люди остановились отдохнуть и обменяться новостями. Это серая субстанция мозга. Однако, после этого они уезжают дальше – посетить другие интересные места. Для этого им необходимы качественные скоростные дороги – проводящие волокна белого вещества.
И если без темных ядер подкорковых структур и плаща больших полушарий люди вовсе не в состоянии выполнять высшие нервные действия – память, мышление, обучение, то без полноценной белой материи не представляется возможным быстро принимать решения или реагировать на происходящие изменения в окружающем мире.
Возможные заболевания
Любые нарушения анатомической целостности нервной клетки не проходят бесследно. Однако, на тяжесть патологического расстройства и его продолжительность напрямую влияет характер провоцирующего фактора. Так, при ухудшении мозгового кровотока из-за атеросклеротической бляшки, которое приводит к постгипоксическим изменениям головного мозга – ишемического инсульта характерно:
- локальное ощущение онемения;
- частичная/полная утрата движения в какой-либо части тела;
- мышечная слабость.
Если же травмы приводят к гибели большого участка коры, человек вовсе утрачивает одну из своих высших нервных функций, становится инвалидом. В случае опухолевого поражения подкорковых структур могут возникать расстройства в регулировании зависимых от них структур – вегетативные отклонения, терморегуляция, эндокринные расстройства.
Безусловно, заболевания корковых структур заметны сразу же. Между тем, атрофия белых волокон может протекать скрыто, к примеру, при дисциркуляторном энцефалопатии. Вначале страдают мелкие участки мозга, что отражается на повседневной деятельности человека. Позже процесс охватывает все сферы мозговой деятельности – к примеру, болезнь Альцгеймера, рассеянный склероз. При проведении магнитно-резонансной томографии могут быть выявлены единичные очаги в белом веществе лобных долей – лейкоареоз, или же их локализация в мозжечке. Тогда помимо интеллектуальных расстройств больному свойственны двигательные сбои. Подбором оптимальных схем лечения должен заниматься невропатолог с учетом анатомических и функциональных особенностей серого/белого вещества головного мозга.
Что такое белое вещество головного мозга
Белое вещество в пределах головного мозга представлено длинными нервными ответвлениями в отличие от серой субстанции, которая образована телами и короткими отростками нейронов. Белая субстанция – нервная ткань, образованная аксонами (длинные ответвления нейронов). Несколько нервных волокон, объединенных вместе, образуют нервы, которые в свою очередь формируют проводящие тракты нервной системы. Пространство черепной коробки от коркового слоя до базальных ганглиев заполнено белой мозговой тканью. Основная функция белой ткани – обеспечение взаимосвязи между нервными структурами.
Характеристика
Белая субстанция состоит из длинных нервных ответвлений, покрытых миелиновой защитной оболочкой. Белое вещество находится в структурах головного мозга, где играет роль связующего элемента, который обеспечивает взаимодействие разных отделов. Субстанция, состоящая из длинных отростков нейронов – аксонов, отличается волокнистым строением.
Белое вещество мозга образовано нервными волокнами, которые разделяются на проекционные (соединяют корковые структуры с нижележащими мозговыми отделами головы и спины) и ассоциативные (соединяют корковые и подкорковые участки в рамках одного полушария). Ассоциативные волокна локализованы в пределах больших полушарий, проекционные – тянутся к спинному мозгу.
Проекционные ответвления проходят в пределах внутренней капсулы (толстая пластинка белой субстанции, ограниченная с разных сторон хвостатым, чечевицеобразным ядрами и таламусом) и мозгового свода (изогнутые тяжи белой субстанции, находящиеся под мозолистым телом). Проекционные ответвления объединяют разные мозговые отделы головы и спины с корковым слоем.
Связь поддерживается эфферентными (передают импульсы в направлении от мозговых центров к исполнительным органам) и афферентными (передают импульсы в направлении от исполнительных органов к мозговым центрам) проводящими путями. Деление на афферентные и афферентные пути условно, потому что некоторые тракты проводят сигналы в обоих направлениях. Ассоциативные волокна представлены непосредственно ассоциативными и комиссуральными.
В первом случае нервные ответвления, собранные в короткие и длинные пучки, объединяют разные мозговые отделы (извилины, доли), расположенные в одном полушарии. Они проходят через наружную капсулу. Комиссуральные ответвления проходят через мозолистое тело, объединяют симметрично расположенные участки коркового слоя, находящиеся в разных полушариях. Белая субстанция также входит в состав спинного мозга.
Белое вещество продолговатого отдела головного мозга представлено большим объемом нисходящих и восходящих путей, которые проходят через обозначенный участок, не прерываясь (не образуют синаптические контакты). Транзитные тракты пролегают в латеральной (удаленной от срединной плоскости) и вентральной (передней) частях продолговатого отдела.
Белое вещество занимает практически весь объем варолиева моста головного мозга, это такое образование, которое представлено проводящими транзитными путями и кортико-мосто-мозжечковым трактом, что предполагает возможность переключения передачи импульсов непосредственно в ядрах моста. В области моста волокна белого вещества образуют латеральную петлю – основной путь, проводящий импульсы от слуховых рецепторов.
Белое вещество в пределах больших полушарий выполняет проводниковую функцию, состоит из разных типов волокон, какие определяют вид передаваемых сигналов. Белая субстанция больших полушарий образована проекционными, комиссуральными и ассоциативными ответвлениями. Проекционные ответвления связывают полушария мозга с другими частями ЦНС.
Функции
Белое вещество отвечает за передачу нервных импульсов между отделами головного мозга, а также между мозговыми центами и периферическими структурами, что обеспечивает слаженное взаимодействие структур ЦНС, всех органов и систем организма. Пучки, сформированные из параллельно идущих нервных ответвлений, называются проводящими путями или трактами.
В периферическом отделе нервной системы пучки, образованные нервными ответвлениями, окружены слоем соединительной ткани, в которой пролегают сосуды лимфатической и кровеносной систем. Волокна, которые проводят нервные импульсы от рецепторов, воспринимающих внешнюю информацию, к мозговым центрам, называются чувствительными или сенсорными.
Если импульсы передаются от мозговых центров к органам-мишеням (мышцы, железы), проводящие волокна называют двигательными. Сигналы, поступающие по двигательным волокнам, приводят в движение все части туловища. Импульсы, проходящие по двигательным трактам, реализуют задачи вегетативного (автономного) отдела ЦНС, что отражается в управлении деятельностью желез. Смешанные нервы образованы эфферентными и афферентными ответвлениями.
По смешанным трактам импульсы передаются в обоих направлениях. Когда говорят об иннервации органа, подразумевают, что нервные ответвления подходят к нему, обеспечивая связь с управляющими мозговыми центрами. Функции белого и серого вещества в составе головного мозга тесно взаимосвязаны. Белое вещество, которое поддерживает всесторонние, всеобъемлющие связи в рамках организма, отличается от серой субстанции функциями, чем объясняется разница строения.
Серое вещество, представленное короткими отростками и телами нервных клеток, воспринимает и обрабатывает информацию, поступающую по проводящим трактам. В сером веществе формируются ответные реакции на внешние воздействия, которые преобразуются в ответные сигналы и затем по проводящим трактам передаются к исполнительным органам.
Тела нейронов с укороченными ответвлениями, которые образуют серую нервную ткань, находятся в корковом слое мозга, базальных ядрах и ганглиях (нервных узлах). Ядра находятся в ЦНС, узлы пролегают в пределах периферической системы. Ядра и узлы – серая субстанция, плотные скопления нейронов. Соседние ядра отделены друг от друга тонкими слоями белого вещества. Нейроны коры располагаются слоями.
Белое вещество в пределах спинного мозга состоит из волокон, выполняющих проводниковую функцию, в зависимости от чего отходят сигналы, выделяют восходящие и нисходящие пути. По восходящим путям информация поступает от висцеральных (находятся во внутренних органах), кожных, мышечных рецепторов к мозговым центрам. По нисходящим путям передаются управляющие сигналы (вегетативные, соматические) от структур мозга к органам-мишеням.
Влияние на когнитивные способности
Исследования показывают, микроструктура белой субстанции у новорожденных детей определяет уровень когнитивных способностей в будущем. Исследования проводили ученые университета, расположенного в Северной Каролине (США). В ходе исследования младенцам проводилась диффузно-тензорная томография, которая позволяет изучать микроскопическую структуру проводящих путей, образованных белым веществом, оценивать степень зрелости белой нервной ткани.
Патофизиология
Белое вещество присутствует почти во всех отделах головного мозга, сформировано из аксональных отростков, покрытых миелиновым слоем, это защитная оболочка, которая ускоряет проведение импульсов от переднего сегмента тракта к дистальной части. Патологии, характеризующиеся повреждением белой мозговой ткани, чаще сопровождаются разрушением миелинового слоя.
Процессы демиелинизации (разрушение миелинового слоя) обусловлены метаболическими, аутоиммунными, воспалительными факторами. Демиелинизирующие заболевания протекают в острой монофазной, прогрессирующей или ремиттирующей (периоды обострения чередуются с периодами ремиссии) форме.
Демиелинизация бывает монофокальной (единственный патологический очаг), мультифокальной (несколько очагов), диффузной (распространенное, рассеянное повреждение белой ткани). Например, повреждение белого вещества происходит вследствие аутоиммунных процессов при рассеянном склерозе, показатели функциональности мозга зависят от распространенности и размеров патологических очагов.
Патологическое изменение структуры белой субстанции происходит под влиянием многих факторов, в числе которых сердечная недостаточность хронического течения, артериальная гипертензия, атеросклероз церебральных артерий, сахарный диабет. В результате обозначенных нарушений происходит ухудшение, снижение объема мозгового кровотока, что приводит к развитию неврологических синдромов. Ухудшение кровоснабжения нервной ткани сопровождается нарушениями:
- Ухудшение памяти.
- Нарушение способности концентрировать внимание.
- Замедление мыслительной деятельности.
- Снижение интеллекта.
В результате в мозге головы образуются очаги лейкоареоза – участки белого вещества уменьшенной плотности. Белая субстанция глубинных слоев полушарий – зона повышенной чувствительности к гипоперфузии (сокращению проходимости крови сквозь ткань), что связано с особенностями общего кровоснабжения.
Поступление крови к белой субстанции происходит через длинные, тонкие артерии, практически лишенные коллатералей (обходных путей). На долю белой субстанции приводится четверть всего церебрального кровотока. В случае ухудшения кровоснабжения белая ткань страдает больше, чем серая.
В ходе исследований достоверно установлена прямая взаимосвязь между уменьшением плотности белой ткани и ухудшением когнитивных функций. В клинической картине демиелинизирующих заболеваний преобладают признаки: снижение уровня интеллекта, изменение поведения, гиперкинезы (патологическая, неконтролируемая двигательная активность), слабость в конечностях, параличи, судорожный синдром, нарушение походки.
Белое вещество образует проводящие пути, по которым передаются нервные импульсы в пределах отделов (центральный, периферический) нервной системы. Это комплекс волокон, отвечающий за взаимодействие разных нервных структур и соматических систем организма.
Перинатальная энцефалопатия
Перинатальная энцефалопатия – это различные поражения центральной нервной системы, возникшие в период внутриутробного развития, во время родов или в раннем неонатальном периоде. Перинатальная энцефалопатия может заявлять о себе синдромом угнетения или гипервозбудимости ЦНС, двигательными нарушениями, гипертензионно-гидроцефальным, судорожным, вегето-висцеральным синдромом, задержкой темпов моторного, психического и речевого развития. Диагностика перинатальной энцефалопатии включает нейросонографию, допплерографию, МРТ и КТ головного мозга, ЭЭГ. Лечение перинатальной энцефалопатии предполагает проведение посиндромной медикаментозной терапии, повторных курсов массажа, ЛФК, логопедической коррекции.
- Причины
- Патогенез
- Классификация
- Симптомы перинатальной энцефалопатии
- Диагностика
- Лечение перинатальной энцефалопатии
- Профилактика перинатальной энцефалопатии
- Цены на лечение
Общие сведения
Перинатальная энцефалопатия (ПЭП) – мозговая дисфункция, вызванная гипоксическим, травматическим, инфекционным, токсико-метаболическим воздействием на ЦНС плода и новорожденного. Использование собирательного термина «перинатальная энцефалопатия» в детской неврологии и педиатрии обусловлено схожестью клинической картины, развивающейся при различных механизмах повреждения головного мозга. Поэтому, строго говоря, формулировка «перинатальная энцефалопатия» не является диагнозом и требует дальнейшего синдромологического анализа.
В структуре патологии нервной системы детского возраста перинатальная энцефалопатия составляет более 60%. Последствия перинатальной энцефалопатии у детей могут варьировать от минимальной мозговой дисфункции и вегето-сосудистой дистонии до гидроцефалии, ДЦП и эпилепсии.
Причины
Ведущей причиной повреждения головного мозга плода и новорожденного в перинатальном периоде выступает внутриутробная гипоксия. Т. о., перинатальная энцефалопатия может являться следствием:
- отягощенного соматического анамнеза беременной (пороки сердца, сахарный диабет, пиелонефрит, бронхиальная астма, гипертоническая болезнь и др.);
- неблагополучного протекания беременности (угроза выкидыша, внутриутробные инфекции, гемолитическая болезнь плода, гестоз, фетоплацентарная недостаточность);
- патологических родов (узкий таз, преждевременные роды, затяжные или стремительные роды, слабость родовой деятельности и пр.).
- вредных привычек беременной (курение, употребление алкоголя и наркотических веществ);
- приема потенциально опасных для плода лекарственных препаратов;
- профессиональных вредностей, экологического неблагополучия.
Кроме этого, перинатальная гипоксическая энцефалопатия может развиваться и в первые дни после рождения, например, при синдроме дыхательных расстройств, врожденных пороках сердца, сепсисе новорожденных и т. д.
Внутричерепные родовые травмы, как причина перинатальной энцефалопатии, главным образом связаны с механическим воздействием – использованием травмирующих плод акушерских пособий, родами в тазовом предлежании, неправильным вставлением головки, тракцией за головку и т. д.
Патогенез
Независимо от непосредственной причины, во всех случаях гипоксического поражения ЦНС пусковым механизмом служит недостаток кислорода. Другие дисметаболические нарушения (ацидоз, гипогликемия, гипо- или гипернатриемия, гипо-/ гипермагниемия, гипокальциемия) обычно возникают вслед за гипоксическим поражением ЦНС.
Классификация
В течении перинатальной энцефалопатии выделяют острый период (первый месяц жизни), ранний восстановительный (до 4-6 месяцев) и поздний восстановительный периоды (до 1-2-х лет) и период остаточных явлений.
К основным клиническим синдромам перинатальной энцефалопатии относятся синдром двигательных расстройств, синдром повышенной нервно-рефлекторной возбудимости (синдром гипервозбудимости), синдром угнетения ЦНС, гипертензионно-гидроцефальный синдром, судорожный синдром, вегето-висцеральный синдром.
При определении степени тяжести перинатальной энцефалопатии учитывается оценка состояния новорожденного по шкале АПГАР:
- легкая степень – 6 – 7 баллов. Проявлением легкой формы перинатальной энцефалопатии служит синдром повышенной нервно-рефлекторной возбудимости. Недоношенные дети с легкой формой перинатальной энцефалопатии составляют группу повышенного риска по развитию судорожного синдрома.
- среднетяжелая степень – 4 – 6 баллов. Перинатальная энцефалопатия обычно протекает с синдромом угнетения ЦНС и гипертензионно-гидроцефальным синдромом.
- тяжелая степень – 1-4 балла. Тяжелая форма перинатальной энцефалопатии характеризуется прекоматозным или коматозным состоянием.
Симптомы перинатальной энцефалопатии
Ранние признаки перинатальной энцефалопатии могут быть выявлены неонатологом сразу после рождения ребенка. К ним относятся слабый или поздний крик новорожденного, длительный цианоз, отсутствие сосательного рефлекса, изменения двигательной активности и др.
Клиника легкой формы перинатальной энцефалопатии включает повышенную спонтанную двигательную активность новорожденного, трудности засыпания, поверхностный беспокойный сон, частый плач, мышечную дистонию, тремор подбородка и конечностей. Перечисленные нарушения обычно обратимы и регрессируют в течение первого месяца жизни.
Синдром угнетения ЦНС при среднетяжелой форме перинатальной энцефалопатии протекает с вялостью, гипорефлексией, гиподинамией, диффузной мышечной гипотонией. Типично наличие очаговых неврологических расстройств: анизокории, птоза, сходящегося косоглазия, нистагма, нарушения сосания и глотания, асимметрии носогубных складок, асимметрии сухожильно-надкостничных рефлексов. Гипертензионно-гидроцефальный синдром характеризуется напряжением и выбуханием большого родничка, расхождением швов, увеличением окружности головы, нарушением сна, пронзительными вскрикиваниями. Неврологические расстройства при среднетяжелой перинатальной энцефалопатии частично регрессируют к позднему восстановительному периоду.
Тяжелая степень перинатальной энцефалопатии сопровождается адинамией, мышечной гипотонией вплоть до атонии, отсутствием врожденных рефлексов, реакции на болевые раздражители, горизонтальным и вертикальным нистагмом, аритмичным дыханием и пульсом, брадикардией, артериальной гипотонией, приступами судорог. Тяжелое состояние ребенка может сохраняться от нескольких недель до 2-х месяцев. Исходом тяжелой перинатальной энцефалопатии, как правило, является та или иная форма неврологической патологии.
В раннем и позднем восстановительном периодах перинатальной энцефалопатии встречаются синдромы: церебрастенический (астеноневротический), двигательных нарушений, судорожный, вегегативно-висцеральный, гипертензионно-гидроцефальный.
Синдром двигательных нарушений может проявляться мышечным гипо-, гипертонусом или дистонией, гиперкинезами, парезами и параличами. Астеноневротическому синдрому соответствуют нарушения сна, эмоциональная лабильность, двигательное беспокойство ребенка.
Судорожный синдром в восстановительном периоде перинатальной энцефалопатии может выражаться не только непосредственно судорогами, но и мелкоамплитудным дрожанием, автоматическими жевательными движениями, кратковременной остановкой дыхания, спазмом глазных яблок и т. д.
Вегето-висцеральная дисфункция при перинатальной энцефалопатии проявляется микроциркуляторными нарушениями (бледностью и мраморностью кожных покровов, преходящим акроцианозом, холодными конечностями), желудочно-кишечными дискинезиями (срыгиванием, диспепсией, кишечными коликами и др.), лабильностью сердечно-сосудистой системы (тахикардией, брадикардией, аритмией) и т. д.
Исходом перинатальной энцефалопатии у детей может являться выздоровление, темповая задержка развития (ЗПР, ЗРР), минимальная мозговая дисфункция, синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), грубые органические поражения ЦНС (ДЦП, эпилепсия, олигофрения, прогрессирующая гидроцефалия).
Диагностика
Признаки перинатальной энцефалопатии обычно выявляются при осмотре и объективном обследовании ребенка педиатром или детским неврологом. При этом важно учитывать данные о течении беременности, родов, состоянии ребенка сразу после рождения. Однако для определения характера поражения головного мозга и оценки степени тяжести перинатальной энцефалопатии требуется проведение дополнительных лабораторных и инструментальных исследований.
В целях изучения показателей метаболизма проводится определение КОС и газового состава крови, уровня глюкозы, электролитов, анализ состава спинномозговой жидкости.
Самую первую диагностическую информацию, позволяющую косвенным образом судить о наличии перинатальной энцефалопатии, получают с помощью ультразвукового исследования анатомических структур мозга – нейросонографии через большой родничок.
Для уточнения гипоксически-ишемических изменений мозговой ткани, обнаруженных при НСГ, проводится КТ или МРТ головного мозга ребенку. С целью оценки кровоснабжения головного мозга выполняется допплерография сосудов шеи ребенку и дуплексное сканирование артерий головы. ЭЭГ ребенку представляет наибольшую ценность в диагностике перинатальной энцефалопатии, протекающей с судорожным синдромом. При необходимости обследование ребенка может дополняться ЭхоЭГ, РЭГ, электронейромиографией, рентгенографией шейного отдела позвоночника.
Ребенку с перинатальной энцефалопатией необходима консультация окулиста с исследованием глазного дна. При задержке психического и речевого развития показана консультация детского психолога и логопеда.
Лечение перинатальной энцефалопатии
В остром периоде лечение ребенка с перинатальной энцефалопатией осуществляется в отделении патологии новорожденных. Ребенку показан щадящий режим, оксигенотерапия, при необходимости – зондовое питание.
Медикаментозная терапия назначается с учетом преобладающих синдромов перинатальной энцефалопатии. Для уменьшения внутричерепной гипертензии проводится дегидратационная терапия (маннитол), вводятся кортикостероиды (преднизолон, дексаметазон и др.), выполняются лечебные спинномозговые пункции.
С целью нормализации метаболизма нервной ткани и повышения ее устойчивости к гипоксии осуществляется инфузионная терапия – введение растворов глюкозы, калия, кальция, аскорбиновой кислоты, препаратов магния и т. д. Для борьбы с судорогами используется фенобарбитал, диазепам и др. В рамках терапии перинатальной энцефалопатии показано назначение препаратов, улучшающих кровообращение и метаболизм головного мозга (винпоцетина, пирацетама, кортексина, депротеинизированного гемодеривата крови телят и др.).
В восстановительном периоде лечение ребенка с перинатальной энцефалопатией, как правило, осуществляется амбулаторно или в условиях дневного стационара. Проводятся повторные курсы лекарственной терапии ноотропными препаратами и ангиопротекторами, лечебная физкультура, плавание, массаж, физиопроцедуры (амплипульстерапия, электрофорез), гомеопатическая терапии, фитотерапия, остеопатия.
При нарушениях речи – ЗРР, синдромах алалии и дизартрии показаны коррекционные логопедические занятия.
Профилактика перинатальной энцефалопатии
Полное выздоровление, как исход легкой степени перинатальной энцефалопатии наступает у 20-30 % детей. В остальных случаях в резидуальном периоде развиваются те или иные неврологические синдромы. Серьезность последствий зависит от характера и тяжести повреждения, своевременности и полноты оказания лечебной помощи. Высокая пластичность ЦНС у детей обусловливает большой резерв для восстановления нарушенных функций в первые месяцы жизни, поэтому крайне важно начать лечение как можно раньше даже при минимальных проявлениях перинатальной энцефалопатии.
Профилактика перинатальной энцефалопатии включает минимизацию факторов риска при беременности и родоразрешении. Основной задачей будущей мамы и акушеров-гинекологов на этапе ведения беременности служит предупреждение внутриутробной гипоксии, что может быть достигнуто терапией хронических заболеваний, коррекцией патологического течения беременности. Во время родов необходимо проводить профилактику интранатального травматизма плода.
Что такое ПЭП и ММД и как помочь детям с таким диагнозом?
Наиболее распространёнными неврологическими диагнозами уже не первый десяток лет являются ПЭП, ММД, СПНРВ (синдром повышенной нервно-рефлекторной возбудимости), СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности). Они стоят в медицинских картах практически всех детей. К сожалению, врачи не часто снисходят до пояснения непонятных аббревиатур. Как следствие этого родители порой и не знают про диагноз своего малыша и тем более не знают, что с этим делать. Если терминологию не пояснил врач, то расшифровывать диагнозы приходиться дефектологу. Высокопрофессиональный специалист уже на первой консультации спросит родителей о том, как протекали беременность и роды, какие записи делал в карте ребёнка невролог, как проходили этапы раннего развития.
ПЭП – перинатальная энцефалопатия, поражение нервной системы, ведущее значение в возникновении которой играет гипоксия (кислородное голодание) плода. Одним из самых грозных осложнений ПЭП является детский церебральный паралич (ДЦП). Если ПЭП не лечить, то к 2-3 годам он плавно перейдёт в ММД.
ММД – минимальная мозговая дисфункция, нарушение функции ЦНС вследствие микроповреждений коры и подкорковых структур головного мозга. Возникает главным образом в результате кислородного голодания плода во внутриутробном периоде (гипоксия) и в процессе родов (асфиксия), а так же в результате родовой травмы. Этот диагноз может быть записан и как МЦД (минимальная церебральная дисфункция). Наиболее частое проявление ММД – это гипердинамический синдром (синдром двигательной расторможенности). Родителям достаточно сложно связать эти диагнозы с вялостью или что чаще, с возбудимостью ребёнка. Малыш много кричит, при крике у него дрожит подбородок, он часто срыгивает, реагирует на ухудшение погоды. Ко всему этому у него вздувается животик, никак не налаживается стул (частый или, напротив, имеется склонность к запорам). Ребёнок плаксив, легко возбуждается и трудно успокаивается, нарушен сон, запрокидывает головку, повышен тонус, страдает от внутричерепного давлении и т.д. и т.п. В дальнейшем, по мере взросления малыша, у него может наблюдаться отставание в речевом развитии, расторможенность, неусидчивость, непослушание. Всё это предстоит выяснить дефектологу, когда он начинает работать с ребёнком. Подчас какие-то вещи родитель забыл или никогда не придавал им значения. А ведь многих проблем можно было бы избежать, отнесись родители к проблеме так, как она того заслуживает – достаточно серьезно. Названные диагнозы в карте ребёнка – это не сигнал к панике, а сигнал к действию.
Прежде всего, задача дефектолога убедить родителей в необходимости проконсультироваться с невропатологом. Если врач не назначил никакого лечения, сказав, что всё пройдёт само собой с возрастом, то нужно искать другого врача. Может быть и пройдёт, но не у всех, а лишь у части детей. А остальным придётся нести этот груз по жизни.
Если у ребёнка стоит диагноз ПЭП, ММД, то необходим курс лечения, какой это зависит от возраста и конкретного случая. Не надо бояться препаратов, которые назначает врач, даже если эти таблетки пьёт пожилой человек от склероза, человек, страдающий вегетососудистой дистанией, шизофренией или алкоголизмом. Они нуждаются в улучшении мозгового кровообращения, так же как и ребёнок с диагнозом ПЭП. Помимо медикаментозного лечения малышу необходим массаж, лечебная физкультура, физиотерапия, а в последствии, если понадобиться, занятия с логопедом, нейропсихологом, дефектологом. Задача специалиста убедить родителей, что невропатолог – не враг, а лучший друг семьи и что лечение очень нужно и важно для ребёнка. Если не лечить эти вещи, то возрастом мы столкнемся с сердечнососудистыми заболеваниями, мигренями, ранними инсультами и инфарктами. Чем раньше начинается квалифицированное лечение, тем лучше будет результат. Ну а комплексное медикаментозное и коррекционно-педагогическое воздействие – это просто идеальный вариант.
Не стоит паниковать и думать, что специалисты обнаружили у ребёнка нечто ужасное: к выпускному вечеру расстройство сойдет на нет, однако прежде успеет доставить немало неприятностей своему хозяину, а также хлопот родителям и учителям. Можно ли их избежать? Разумеется! Но, к сожалению, симптомы ПЭП и ММД, часто не воспринимаются родителями как патологические и не служат поводом для обращения к невропатологу. Родители очень долго не могут объективно оценить состояние своего ребёнка, характеризуя особенности его поведения как «лень», «непоседливость», «нервозность», «избалованность» и т.п.
На первой консультации дефектолог подробно выясняет у родителей все, что связано с беременностью, родами и ранним развитием ребёнка. Ответив «да» на ряд вопросов, родители сами могут определить, есть ли у ребёнка основания «претендовать» на диагноз ПЭП и ММД.
- Как протекали беременность и роды? К факторам, вызывающим различные патологии врачи относят следующие показатели: гипоксия плода, длительный токсикоз, обвитие пуповиной, заболевания матери, курение матери, употребление наркотиков и алкоголя, воздействие токсических веществ, недоношенность или переношенность, асфиксия, родовая травма и т.п.
- На первом году малыш вызывал беспокойство у врачей в связи с повышенной возбудимостью, нарушениями мышечного тонуса или другими проявлениями так называемой перинатальной энцефалопатии (ПЭП)?
- Ребенок засыпает с трудом, обычно часто просыпается ночью, ворочается и вскрикивает во сне? Рано (до 6 лет) отказался от дневного сна?
- Поведение ребёнка шумное и беспокойное, часто агрессивным, не признает запретов, ему трудно сосредоточиться на книге или какой-то игре, требующей внимания и терпения?
- Часто бывает не в настроении, плачет и капризничает по малейшему поводу, выглядит хмурым, отличается рассеянностью и частой сменой настроения?
- Чувствует и ведёт себя неважно при перемене погоды и магнитных бурях?
- Периодически жалуется на головную боль? Окружность головы не соответствует возрастным нормам? Окружность головы годовалого ребёнка в норме равна 46 см, в 2 года 48 см, в 3-4 года – 49 см, в 5 лет – 50 см, а затем она увеличивается примерно на 1 см в год до «взрослой» величины – 55-58 см.
- Плохо приживается в коллективе, с трудом привыкает к новой обстановке?
- Кажется неловким и неуклюжим, не вписывается в подвижные игры, требующие слаженности движений?
- Бегает на носочках, быстро стаптывает обувь, при ходьбе чуть косолапит, ставя ноги носками внутрь, нагружает не всю стопу целиком, а только её внутренний край и носочки?
- Наблюдается логоневроз в состоянии повышенной эмоциональной возбудимости? Неправильно произносит слова, с трудом запоминает детские стихи, не может внятно пересказать отрывок из только что прочитанной сказки?
- Перед засыпанием ритмично покачивает головой или раскачивает туловищем, сосёт пальцы, обкусывает ногти, машинально перекатывает в руках мелкие предметы или наматывает прядь волос на палец, гримасничает, постоянно облизывает губы – словом, совершает навязчивые движения, которые родители склонны относить ко «вредным привычкам»?
Если какие-то из этих проблем есть у малыша, откладывать визит к невропатологу нельзя. Если вовремя не обратиться к специалисту, надеясь, что все пройдет само – собой, то настоящие проблемы будут ждать родителей, когда их чадо пойдёт в первый класс.
Чтобы подготовиться к школе ребёнку с диагнозом ПЭП и ММД, недостаточно выучить буквы и цифры. Главное – укрепить его слабую нервную систему, помочь ей справиться с предстоящей учебной нагрузкой. Чем раньше начнут «приводить в порядок» нервы малыша, тем лучше будет результат. Только от родителей зависит, чтобы лечение не растянулось на долгие школьные годы, а произошло как можно скорее. Лечение будет заключаться не только в микстурах и таблетках (этого не надо бояться), но и в создании определенной обстановки в семье, которая «работала» бы на выздоровление ребёнка. Для этого, прежде всего, родители, должны правильно понимать, что происходит с малышом и серьёзно к этому относиться. Порой он и рад бы вести себя хорошо и хорошо заниматься, но он просто не может справиться сам с собой. Что может посоветовать дефектолог семье, в которой возникла такая проблема:
- Посетить хорошего невропатолога. Обязательно пройти курс лечения (скорее всего не один) и регулярно (весна и осень) показываться врачу.
- Строго соблюдать режим дня (ложиться спать, вставать по утрам, питаться, ходить на прогулку в одни и те же определенные часы). Привычные действия служат определенными сигналами точного времени, синхронизирующими работу нервной системы, а отступления от режима вносят разлад в нервные процессы.
- Дневной сон должен быть обязательным, а вечерний не позднее двадцати одного часа. Ослабленной нервной системе необходим отдых.
- Избегать частых увеселительных мероприятий (гости в доме, посещение гостей, вечеринок, развлекательных клубов и т.п.). Нарушается привычный распорядок дня, ребёнок получает огромное количество лишних впечатлений и эмоций.
- Взять под контроль общение малыша со сверстниками. Оно должно быть непродолжительным и неутомительным. Водить дружбу с расторможенными детьми ему противопоказано. Для знакомства выбрать спокойного, неагрессивного ребёнка постарше.
- Избегать домашних ссор, они до крайности истощают детскую психику.
- Наложить запрет на телевизор и компьютерные игры: мелькание кадров может спровоцировать судорожный приступ, расшатать далеко не железные детские нервы. Избавить ребёнка от агрессивных мультфильмов. Весь материал для просмотра, прослушивания и чтения должен подвергаться родительской цензуре.
- Стараться не брать ребёнка в дальние поездки, заграничные турне, жаркие страны. Если же ребёнку необходим морской воздух и вода, лучше ехать в бархатный сезон и минимум на два месяца.
- Организовать детский досуг с пользой для здоровья, выделив время для занятий физкультурой, плаванием или подвижных игр на воздухе, улучшающих координацию и точность движений.
- Больше рисовать, вырезать, склеивать, складывать, строить из конструктора, выкладывать мозаику и т.п. Все это поможет разработать мелкую моторику рук, развить зрительную память и пространственную ориентировку.
- Чаще читать малышу стихи, сказки, слушать спокойную музыку, детские песенки, русские народные песни.
- Не водить ребёнка, особенно дошкольного возраста, одновременно во все возможные кружки, секции, музыкальную школу, на занятия иностранным языком и на подготовку к школе. Для ребёнка с диагнозом ПЭП и ММД требуется охранительный режим и строгая дозировка дополнительных занятий.
Основная мысль, которую дефектолог должен внушить родителям заключается в том, что справиться с последствиями ПЭП и ММД им поможет комплексное лечение, благоприятная обстановка в доме, щадящий режим и коррекционная работа с такими специалистами как дефектолог, логопед, нейропсихолог.
Словарик
Дефектолог – это педагог, который помогает познать всё или почти всё из того, что ребёнок должен знать по возрасту, но не успел в силу особенностей своего развития. Дефектолог поможет компенсировать недостатки в развитии ребёнка.
Логопед – это педагог, занимающийся устранением недостатков речи у детей и взрослых.
Психолог – помогает создать вокруг ребёнка благоприятную для развития атмосферу: тестирует его личностный склад, дает возможность родителям лучше узнать малыша, сделать их общение полноценным.
Нейропсихолог – это специалист, который строит свою работу на основе изучения связи психических процессов с определенными системами головного мозга. Нейропсихолог проводит диагностику и подбирает коррекционные упражнения, позволяющие развивать «отстающую» сферу головного мозга.
Гипердинамический синдром – синдром двигательной расторможенности – наиболее распространенное проявление раннего поражения ЦНС, выражающееся в чрезмерной активности, суетливости, раздражительности, неспособности к целенаправленному и организованному поведению. Заметно усиливается при утомлении и соматических заболеваниях.
ДЦП – детский церебральный паралич, заболевание головного мозга, при котором вследствие поражения двигательных систем мозга наблюдаются различные психомоторные нарушения. В основе ДЦП лежит раннее (как правило, внутриутробное) повреждение или недоразвитие мозга вследствие ряда причин. ДЦП, как правило, не является наследственным заболеванием. Существуют разные формы ДЦП в зависимости от повреждения определенных систем мозга.
ЗПР – задержка психического развития, нарушение нормального темпа психического развития ребёнка. Может быть вызвана различными причинами: дефектами конституции ребёнка, соматическими заболеваниями, органическими поражениями ЦНС. У детей с ЗПР наблюдается сниженная работоспособность, психомоторная расторможенность, возбудимость. Познавательная деятельность характеризуется низким уровнем активности и замедленным темпом переработки информации. Внимание неустойчивое, память ограничена в объёме и непрочна.
В большей степени развито наглядно-действенное мышление, чем наглядно-образное и особенно словесно-логическое. Имеются также лёгкие нарушения речевых функций. ЗПР особенно ярко проявляется на начальном этапе обучения, когда обнаруживаются недостаточность знаний и представлений об окружающем мире, незрелость эмоциональной сферы, отставание в речевом развитии и как следствие, трудности усвоения ребёнком школьной программы.
ЭЭГ (электроэнцефалография) – исследование биоэлектрической активности мозга – позволяет судить о зрелости мозговых структур, а также выявить очаги возбуждения в коре головного мозга, которые могут провоцировать судорожные приступы. Это исследование входит в комплекс диагностических мероприятий для детей с головными болями, энцефалопатией, минимальной мозговой дисфункцией, эпилепсией.
ЭМГ (электромиография) – это исследование нервно-мышечной системы путем регистрации электрических потенциалов мышц. Определив скорость распространения электрических сигналов по нервным волокнам, можно установить место и тяжесть повреждения периферической нервной системы при таких заболеваниях, как ДЦП, различные парезы, при черепно-мозговых травмах и травмах спинного мозга.
ЭНМГ (электронейронейромиография) – исследует электрическую реакцию нервов и мышц на электрическую стимуляцию. Этим способом можно определить нервно-мышечную проводимость отдельной мышцы, установить, на каком уровне произошло поражение.
ЭМГ и ЭНМГ – помогают в диагностике центральных, сегментарных, невротических и мышечных двигательных нарушений, позволяют обнаружить нарушения биоэлектрической активности на ранней стадии заболевания, при отсутствии выраженных симптомов, а также дает возможность наблюдать за динамикой процесса и эффективностью лечения.
Нейросонография – УЗИ головного мозга через родничок. Это исследование структуры головного мозга, которое демонстрирует развитие всех его отделов, показывает, соответствует ли оно нормативам. Исследование назначается детям при нарушении мозгового кровообращения, кровоизлияниях, судорожных проявлениях, гидроцефальном синдроме, недоношенным малышам для контроля за эффективностью лечения.
Эхоэнцефалоскопия – исследование головного мозга – проводится детям старше года и позволяет уточнить расположение срединной структуры мозга. Исследование проводится при частых головных болях, проявлении гидроцефального синдрома, повышенном внутричерепном давлении, гипертонусе, гипотонусе, травмах мозга.
Эти исследования требуют дорогостоящего оборудования и высокой квалификации специалиста, поэтому проводятся лишь в немногих диагностических центрах и специализированных детских неврологических больницах.
© Маргарита Шишкова, 2006 – 2022.
Использование представленных материалов на других сайтах и в печатных изданиях
допускается только с письменного разрешения автора.
Перинатальное поражение центральной нервной системы (ППЦНС)
Что такое ППЦНС?
Само словосочетание перинатальный период говорит о том, что перинатальное поражение ЦНС развивается у еще не родившегося или только появившегося на свет ребенка.
Перинатальное поражение центральной нервной системы (ППЦНС) — это не один, а несколько диагнозов, которые подразумевают нарушение функций работы в головном мозге новорожденного ребенка и могут привести к стойким неврологическим последствиям в более старшем возрасте (например, ДЦП, ЗПРР).
Весь перинатальный период условно делится на три этапа:
– с 28 недели и до момента родов длится антенательный период;
– сам процесс родов называется интранатальным периодом;
– неонатальный период это промежуток времени с момента рождения до 7 дня жизни включительно.
В современной медицине нет точного названия заболевания при поражении ЦНС плода, есть только сборное, его называют ППЦНС или же перинатальная энцефалопатия. Перинатальное поражение ЦНС у новорожденных, проявляется нарушениями в работе двигательного аппарата, нарушением речи и психики.
С развитием медицины, перестали данный диагноз употреблять для детей старше одного месяца. По истечении месяца врач должен поставить точный диагноз ребенку. Именно в этот период невролог с точностью определяет, насколько сильно повреждена нервная система. Назначает лечение и следит за тем, чтобы оно было подобрано правильно.
Каковы причины и факторы риска ППЦНС?
Причины, по которым может развиться перинатальное поражение центральной нервной системы достаточно разнообразны, среди самых популярных:
– соматическое заболевание матери, которое сопровождается хронической интоксикацией;
– наличие острых инфекционных заболеваний или хронических очагов инфекции, в то время когда будущая мать вынашивала ребенка;
– в случае, если у женщины нарушен процесс питания, или же она не созрела для беременности и родов;
– нарушение маточно-плачцентарного кровотока во время беременности;
– изменения в обмене веществ также влечет за собой расстройство нервной системы у будущего ребенка (повышение уровня биллирубина, неонатальная желтуха);
– в случае сильного токсикоза, как на ранней стадии, так и на поздней, или появление иных проблем с вынашиванием ребенка;
– окружающая среда выступает немаловажным фактором в развитии заболевания;
– появление патологии во время родов — это может быть слабая родовая деятельность, ускоренные роды;
– если ребенок рождается недоношенным, то и его организм не развит полностью, поэтому на данном фоне может появиться нарушение в работе ЦНС;
– наибольшему риску развития поражений ЦНС подвержены малыши, у которых присутствует наследственный фактор.
Все остальные причины возникновения ППЦНС ситуативные и в большей степени предугадать их появление просто нельзя.
Выделяют несколько путей развития перинатального поражения ЦНС у новорожденных детей в зависимости от причины и последующей симптоматики, анализ которых позволяет поставить первоначальный диагноз:
– Если четко зафиксирован недостаток кислорода, во время нахождения малыша внутри организма матери (гипоксия), то диагностируют гипоксическое поражение ЦНС.
– Во время родов у младенца может быть повреждена тканевая структура (это может быть как головной мозг, так и спинной). В этом случае, уже идет речь о травматическом поражении ЦНС, в результате чего появляются изменения в работе головного мозга.
– В случае нарушения обмена веществ могут появиться метаболические и токсико-метаболические поражения. Это может быть связано с употреблением во время беременности алкоголя, лекарственных препаратов, никотина.
– Изменения в ЦНС при наличии инфекционных заболеваний перинатального периода.
Какие бывают разновидности синдромов ППЦНС?
ППЦНС условно делится на несколько периодов, в зависимости от того, на какой стадии было выявлено нарушение и как оно проявилось.
– Острый период длится от 7 до 10 дней, крайне редко, но он может растянуться и до месяца.
– Период, в которым происходит восстановление (восстановительный период), может длиться до 6 мес. Если организм ребенка восстанавливается медленно, то данный период может занять до 2 лет.
Детские неврологи выделяют следующие разновидности перинатальных поражений ЦНС в зависимости от сопутствующих симптомов и синдромом:
– Нарушение мышечного тонуса. Этот синдром диагностируется согласно отклонениям от нормы в зависимости от возраста грудного ребенка. В начальный период времени жизни ребенка, достаточно сложно диагностировать данный синдром, так как помимо этого встречается физиологический гипертонус (физиологическая скованность мышц новорожденного).
– Синдром нервно-рефлекторной возбудимости – синдром, связанный с нарушением сна, дрожанием подбородка, вздрагиваниями ребенка на любой шорох или прикосновение. Данный синдром можно диагностировать только в том случае, когда будет исключены соматические заболевания новорожденного (например, кишечные колики). При осмотре такого ребенка невролог определяет повышение сухожильных рефлексов, а также усиление (оживление) автоматизмов новорожденного (рефлекс Моро).
– Синдром угнетения нервной системы. Такой синдром по своим характеристикам противоположен предыдущему. Его диагностируют у детей, которые в первые месяцы своей жизни не активны, они много спят, у них понижен тонус, они не могут удерживать голову, плохо цепляются своими ручками.
– Неблагоприятный прогноз для ребенка, если развился синдром внутричерепной гипертензии. Основными его признаками являются повышенная возбудимость и нервозность, при этом начинает набухать и уплотняться родничок. Появляются частые срыгивания. При осмотре невролог замечает избыточный рост окружности головы, возможно расхождение швов черепа, симптом Грефе (симптом «заходящего солнца»).
– Одним из наиболее опасных и тяжелых состояний при ППЦНС является судорожный синдром, именно он является одним из наиболее серьезных проявлений при перинатальном поражении ЦНС.
Кроме того, любая внимательная мама может заметить отклонения в состоянии здоровья у своего ребенка намного быстрее, чем врач невролог, хотя бы потому, что она наблюдает за ним круглосуточно и не один день.
В любом случае, малыш, живя первый год с любыми (даже минимальными, но не проходящими) отклонениями в состоянии здоровья требует неоднократных консультаций у специалистов медицинского центра, включение его в программу диспансеризации (т.е. пристального наблюдения неврологом и при необходимости — дополнительного обследования, такого как УЗИ головного мозга, электроэнцефалография, исследование крови для определения компенсаторного потенциала нервной системы и т.д.). На основании полученных заключений специалистами центра разрабатывается план развития такого ребенка, подбирается индивидуальная схема профилактических прививок, введения прикормов в рацион питания, а также проведения лечебных мероприятий при необходимости.
Какие симптомы и диагностические критерии у ППЦНС?
– Не каждая мама, которая не имеет медицинского образования, сможет на первый взгляд отличить и определить, что у ее ребенка перинатальное поражение ЦНС. Но, неврологи с точностью определяют заболевание по появлению симптомов, которые не свойственны другим нарушениям.
– при осмотре малыша может быть обнаружен гипертонус или гипотонус мышц;
– ребенок чрезмерно беспокоен, тревожен и возбужден;
– возникновение дрожания в области подбородка и конечностей (тремор);
– при осмотре с молоточком заметно нарушение рефлекторной сферы;
– появление неустойчивого стула;
– меняется частота сердечных сокращений; появление неровностей на коже ребенка.
Как правило, после года данные симптомы пропадают, но затем появляются с новой силой, поэтому запускать данную ситуацию просто нельзя. Одним из наиболее опасных проявлений и последствий ППЦНС при отсутствии реакции на симптоматику является приостановка развития психики ребенка. Не развивается речевой аппарат, наблюдается задержка развития моторики. Также одним из проявлений заболевания может стать церебрастенический синдром.
Как лечат ППЦНС?
Для восстановления основных функций ЦНС, а также для снижения проявления неврологических симптомов малышу назначаются целый комплекс лечебных препаратов. В лечении могут применяться, например, ноотропные препараты, которые смогут восстановить трофические процессы в работе головного мозга — пирацетам, церебролизин, кортексин, пантокальцин, солкосерил и многие другие. Для того чтобы простимулировать общую реактивность новорожденному ребенку проводят курс лечебного массажа, специальной гимнастики, а при необходимости комплекс физиотерапевтических процедур (напрмер, электрофорез и микротоки).
В случае, если родители обнаружили хотя бы один из признаков поражений ЦНС необходимо срочно обратиться к врачу. Не стоит забывать о том, что развитие каждого ребенка процесс индивидуальный. Такие индивидуальные особенности новорожденного ребенка в каждом конкретном случае играют немаловажную роль в процессе восстановления функций высшей нервной деятельности.
В чем опасность и последствия ППЦНС?
Среди специалистов бытует мнение о том, что в случае, если была поражена центральная нервная система плода, то полностью восстановлена она быть не может. Но неврологи-практики утверждают обратное. Они говорят о том, что если правильно и своевременно лечить заболевание, то можно добиться частичного или полного восстановления функций нервной системы. Но даже несмотря на такой оптимистический прогноз, если смотреть на все возможные заболевания ребенка, связанные с нервной системой, то к инвалидности приводит 50 % от их общего количества, при этом около 80 % от него отведено на перинатальное поражение центральной нервной системы.
Доктор Комаровский о неврологических проблемах у детей
Доктор, посещение которого вселяет в большинство российских родителей страх, – невролог. Мамы и папы боятся, что именно этот специалист обязательно найдет какое-то неврологическое отклонение у их ненаглядного чада. И эти опасения не так уж беспочвенны — по статистике, у 90% малышей в нашей стране есть тот или иной неврологический диагноз. Всегда ли этот диагноз достоверен и так ли распространены неврологические проблемы на самом деле, родителям рассказывает известный детский врач Евгений Комаровский.
Особенности детской нервной системы
Нервная система у новорожденного претерпевает самые существенные изменения в процессе роста. Дети рождаются с незрелой нервной системой, и ей еще только предстоит сформироваться, окрепнуть. Самые интенсивные изменения приходятся на период новорожденности и первый год жизни, а потому найти те или иным неврологические симптомы у малыша в 2 месяца или в 6 месяцев любому доктору-неврологу не составит никакого труда.
В период становления функций нервной системы не все идет гладко, говорит Евгений Комаровский, отсюда и непонятный крик по непонятному поводу, спазмы и тики, икание и срыгивание, которые доставляют столько переживаний родителям и богатую пищу для деятельности докторов.
Если мамы поймут всю серьезность происходящих с ребенком процессов, вопросов, страхов и сомнений станет значительно меньше.
Головной мозг новорожденного по сравнению с телом довольно большой, по мере роста чада пропорции меняются, усложняется структура мозга, появляются дополнительные борозды.
Самые активные перемены происходят в период с рождения до 5 месяцев.
Спинной мозг и позвоночник у крохи растут неравномерно, и их рост выравнивается в своих темпах только к 5-6 годам. Скорость передачи нервных импульсов в нервной системе ребенка иная, чем у взрослого, и в соответствие с маминой и папиной она придет только к 6-8 годам.
Некоторые рефлексы, которые есть у новорожденного, уходят со временем и уже к году от них не остается следа, им на смену приходят рефлексы постоянные. Органы чувств у новорожденных функционируют с первых минут после появления на свет, но не так, как у взрослых. К примеру, четко видеть малыш начинает примерно в 1,5-2 месяца, а хорошо слышать он может уже на третий день после рождения.
Неврологические проблемы
Когда мамы с жалобами на дрожащий подбородок чада, на трясущиеся ручки или регулярную икоту приходят к врачу, тот прекрасно понимает, что в 99% случаев такие симптомы являются вариантом нормы, учитывая интенсивный процесс совершенствования нервной системы. Доктор знает, что эти маленькие «неприятности», скорее всего, пройдут сами по себе, и возможно, уже очень скоро. Но он, по мнению Комаровского, не хочет брать на себя ответственность за вашего ребенка, а потому ему проще сказать, что трясущийся подбородок — неврологический симптом, и назначить определенное лечение, от которого вреда не будет (массаж, плавание в надувном круге на шею, витамины).
Реальные проблемы неврологического плана, конечно, существуют, и они все без исключения являются очень серьезными, говорит Комаровский, но встречаются они всего у 4% детей.
Поэтому большинство неврологических диагнозов, поставленных малышам неврологами в поликлинике на очередном плановом осмотре, мало что общего имеют с настоящими заболеваниями.
Хуже всего, если доктор назначает ребенку медикаменты для устранения неврологических симптомов, которые по большому счету существуют только на бумаге.
Реальных ситуаций, когда такие таблетки нужны — не более 2-3% от всех установленных диагнозов. Но принимают их все, кому они прописаны.
Эффективным медикаментозное лечение Комаровский считает только для детей первого месяца жизни, если у них действительно в процессе родов возникли серьезные нарушения. Затем даже им показаны только массаж и физиопроцедуры.
Когда проблема действительно существует?
Внутричерепное давление — диагноз, который очень любят ставить детям в российских поликлиниках. Тогда, когда оно действительно есть, ребенок нуждается в срочной госпитализации, а не в домашнем лечении таблетками, говорит Комаровский. Если ребенок весел, бодр, активен, общителен, не надо лечить ему внутричерепное давление, поскольку его с огромной долей вероятности, вообще нет.
Самая частая жалоба, с которой родители обращаются к детскому неврологу, – ор ребенка.
С этого в большинстве случаев и начинается поиск заболевания, которое, скорей всего, будет найдено.
Комаровский призывает мам перестать искать болезни у чада и просто понять, что для крика у ребенка есть масса других причин — голод, жара, желание общаться, желание обратить на себя внимание, неудобный подгузник и так далее. Все эти причины не имеют никакого отношения к неврологическим заболеваниям.
К больным причисляют очень активных детей, им немедленно ставят диагноз «гиперактивность», нездоровыми считают и спокойных и медлительных ребятишек, им ставят клеймо «заторможенность», неврологическими проблемами пытаются объяснить плохой сон и аппетит. Делать этого не надо, говорит Евгений Комаровский, поскольку настоящие неврологические болезни случаются редко, и звучат они грозно, пробиотики и гимнастика их не лечат.
К ним относятся эпилепсия, детский церебральный паралич, неврозы разной степени выраженности, болезнь Паркинсона, энцефалопатия, патологические непроизвольные нервные тики и другие состояния, многие из которых имеют врожденный характер.
Советы доктора Комаровского
Не нужно сравнивать своего ребенка с другими детьми и существующими в теории нормами развития малышей. Ваш ребенок — личность, которая развивается в соответствии со своими внутренними «настройками», они сугубо индивидуальны.
Лучшая профилактика, а заодно и лечение неврологических якобы «проблем», которые существуют только на бумаге врача и в головах у беспокойных мамы и бабушки, – правильный образ жизни ребенка.
Длительные и регулярные прогулки, купание, закаливание, разумное питание (без перекорма), удобный для мамы и ребенка режим дня, который неукоснительно соблюдается, укрепляющий массаж каждый день, помогут справиться и с гиперактивностью, и с дрожащим подбородком, и нарушениями сна у ребенка.
Не допускайте передозировки кальция и витамина D, поскольку такие состояния действительно могут вызывать определенные проблемы с нервной системой. Об этом более детально следует поговорить с лечащим педиатром, который определит необходимые дозировки для вашего конкретного ребенка, учитывая возраст, вес и состояние здоровья малыша.