Бульбарная дизартрия у детей, симптомы бульбарной дизартрии

Дизартрия – симптомы и лечение

Что такое дизартрия? Причины возникновения, диагностику и методы лечения разберем в статье доктора Раскатовой Ольги Викторовны, логопеда со стажем в 4 года.

Определение болезни. Причины заболевания

Дизартрия — нарушение речи, вызванное органическим поражением нервной системы. Дизартрия у ребёнка формируется из-за недостаточного снабжения нервными окончаниями органов речевого аппарата [9] . Связь органов речи с центральной нервной системой ухудшается, и ребенок испытывает трудности в правильном произношении звуков.

Чаще всего причиной дизартрии является гипоксия плода во время беременности, т. е. недостаток кислорода, поступающего плоду от его матери. Она может возникать при различных обстоятельствах:

  • неблагоприятные экологические условия;
  • соматические заболевания, перенесённые будущей мамой во время беременности или до неё;
  • вредные привычки обоих родителей;
  • наследственная предрасположенность.

Неблагоприятное действие могут иметь травмы, полученные ребёнком в родах, серьёзные инфекционные заболевания нервной системы, перенесённые в раннем детском возрасте и имевшие различные осложнения, к примеру, менингит.

В старшем возрасте причиной дизартрии могут стать черепно-мозговые травмы, нарушения кровообращения, опухоли головного мозга, инсульты . Имеет место также наследственный фактор, например, наследственные болезни нервно-мышечной системы [9] .

Таким образом, дизартрия бывает как врождённой, так и приобретённой.

Чаще всего при рождении таким детям ставится какой-либо неврологический диагноз: микроочаговый синдром, перинатальная энцефалопатия, пирамидная недостаточность и др. [9] .

Симптомы дизартрии

Одним из симптомов дизартрии является нарушение или невозможность удержания позы органов артикуляции и/или серии их переключений. Ребёнок при этом не может принять заданную позицию языка/губ, например, поднять язык за верхние зубы и удержать его несколько секунд, опустить за нижние зубы и зафиксировать там. Ребёнок затрудняется цокать языком (упражнение “Лошадка”) и удерживать подбородок и губы в улыбке неподвижными. Возможен вариант, когда мышцы лица и язык слишком напряжены. Или же язык всё время расслаблен, безвольно лежит внизу, рот постоянно приоткрыт. Это кажется просто привычкой, но для опытного логопеда и невролога это знак, говорящий о слабости мышц органов артикуляции, а значит, о слабой их иннервации (снабжении нервами).

Возникают проблемы звукопроизношения. Это наиболее очевидный для родителей и всех окружающих симптом. Многие согласные звуки вообще отсутствуют, ребёнок их не произносит, даже по достижении пятилетнего возраста, когда речь уже должна быть сформирована.

Или же звуки есть, но некоторые из них явно искажены. Возможны различные варианты искажения:

  • межзубное произношение [С], [З], известное, как шепелявость;
  • искажение [Ш], [Ж], при котором звук оказывается с призвуком [Ф];
  • усреднённое произношение, когда звук в равной степени похож и на [Ш], и на [С];
  • неправильный звук [Л] (обычно похож на [В]);
  • искажение звука [Р] (наблюдается чаще остальных).

Нарушается темпо-ритмическая организация речи. Окружающие отмечают, что речь сбивчивая, очень быстрая, ребёнок глотает части слов или выбрасывает слова из фразы целиком. Реже, наоборот, говорит медленно, тихо, слабо, как старая пластинка, растягивая фразы. Речь обычно смазанная, создается ощущение “каши во рту” у ребёнка.

Дыхание при произнесении у ребенка-дизартрика сбивчивое, он будто бы задыхается, нужно время, чтобы отдышаться и продолжить разговор.

Может изменяться голос: становиться глухим, плоским [11] . Звонкие и глухие согласные звуки при этом слышатся почти одинаково.

Патогенез дизартрии

Патогенез дизартрии определяется органическим поражением нервной системы (как центральной, так и периферической). Происходит это под влиянием вредоносных факторов, чаще во внутриутробном периоде развития, в момент родов или в раннем детстве.

Из-за недостаточного снабжения речевого аппарата нервными клетками нарушены связи периферических органов (в нашем случае органов речи) с центральной нервной системой, с ледовательно, управление этими органами частично затруднено. Это в свою очередь неблагоприятно влияет на развитие мышечной ткани речевого аппарата. Нарушается тонус мышц: они становятся ригидными (неподатливыми), паретичными (слабыми) или спастичными (возникают спазмы) и др. Вся эта симптоматика препятствует чёткой нормативной фонации звуков речи [9] .

Классификация и стадии развития дизартрии

Выделяются следующие формы дизартрии в зависимости от поражения структур головного мозга [9] .

Бульбарная дизартрия является следствием повреждения бульбарной группы черепно-мозговых нервов: языкоглоточного, блуждающего и подъязычного. Характеризуется слабостью мышц артикуляции, снижением тонуса мышц. В результате речь невнятная, крайне замедленная, лицо обеднено мимикой.

Подкорковая дизартрия имеет место при поражениях подкорковых узлов головного мозга. Отличается наличием гиперкинезов — насильственных мимических движений, неконтролируемых ребёнком. Тонус мышц меняется от нормального к повышенному. Страдает темпо-ритмическая организация речи.

Мозжечковая дизартрия наблюдается при поражении мозжечка или его связей с другими структурами нервной системы. Отличается скандированной, “рубленной” речью. Нет плавности перехода от одного слова к другому.

Корковая дизартрия , как следует из названия, связана с поражением коры головного мозга, а именно, нижнего отдела передней центральной извилины одного или обоих полушарий. Также корковую дизартрию диагностируют при поражении доминантного полушария (для правшей — левого, для левшей — правого) в нижних постцентральных отделах коры. Дети с такой формой неплохо овладевают изолированным произношением звуков, но с большим трудом используют в потоке речи, иногда пропускают вовсе.

Читайте также:
УЗИ тазобедренных суставов у взрослых - что показывает, как проводится

Псевдобульбарная дизартрия отмечается при двустороннем поражении двигательных корково-ядерных путей, соединяющих ядра черепных нервов ствола головного мозга с корой. Характеризуется невозможностью организовать чёткие ритмичные движения. В раннем детстве такой ребенок часто пепёрхивается, с трудом жуёт, в более старшем возрасте обнаруживается ряд проблем с речью в связи с плохой подвижностью артикуляционных мышц, речь крайне невнятна.

Выделяется несколько степеней дизартрии [6] :

Первая степень. Чаще всего говорят о стёртой дизартрии, в этом случае дефекты звукопроизношения могут быть едва заметны окружающим. Они выявляются логопедом, при коррекции отличаются особой стойкостью, а значит, времени и сил придется потратить много. Как правило, такие дети наблюдаются у невролога на 1-2 году жизни, но благодаря пластичности детской нервной системы многие симптомы к 4-5 годам компенсируются, ребёнок “перерастает” их. Неприятным сюрпризом оказываются устойчивые проблемы со звукопроизношением в дошкольном возрасте.

Вторая степень. Дефекты звукопроизношения сильно заметны окружающим, но в целом речь остается понятной. Наряду с речевой симптоматикой наблюдается также психологическая. Часто выявляется недостаточность мелкой и крупной моторики, некоторая неуклюжесть, расстройство поведения, эмоционально-волевой сферы, отмечается синдром дефицита внимания , гиперактивность и др.

Дети с первой и второй степенью дизартрии, как правило, имеют достаточно сохранное мышление.

Третья степень. Понимание речи ребёнка-дизартрика затруднено для окружающих. Часто бывает не понятно, что говорит рёбенок. Неречевая симптоматика выражена чрезвычайно ярко. Критический уровень недоразвития речи самым негативным образом отражается на поведении и на мыслительных процессах ребёнка. Можно говорить о нарушении работы почти всех психических функций: памяти, внимания, мышления, эмоционально-волевой сферы и др.

Четвёртая — самая тяжелая степень. Речь практически всегда непонятна даже самым близким людям или же отсутствует вообще.

На полную коррекцию звуков в речи можно рассчитывать при первой и второй степенях. Третья и четвертая степень диагностируется при грубых поражениях, например, у детей с детским церебральным параличом (ДЦП), прогноз коррекции здесь менее оптимистичный.

Осложнения дизартрии

Если нарушение не корректировать, у ребёнка-дизартрика могут возникнуть неприятные последствия или, выражаясь медицинским языком, осложнения. Ввиду нечёткого произношения звуков, нарушается их восприятие. Это приводит к смешению нескольких звуков в речи.

Проблема 1: сложности в школе с письмом. К примеру, ребёнок не может чётко назвать звук, присутствующий в слове ([С] или [Ш], [Л] или [В]) и, соответственно, не знает, какую букву нужно написать. Как следствие, у него низкая успеваемость.

Проблема 2: проблемы в общении со взрослыми. Невнятная речь мешает социализации ребёнка среди взрослых, становится причиной неуверенного поведения, не позволяет задавать вопросы и развиваться.

Проблема 3: сложности в общении с ровесниками. Некоторые дети могут насмехаться над ребёнком-дизартриком, что приводит к психологическим комплексам и неуспешности в своей среде.

Таким образом, ребёнка с дизартрией не уважают учителя и одноклассники. Это не может не отразиться на дальнейшей профессиональной деятельности и личной жизни самым неприятным образом [8] .

Диагностика дизартрии

При диагностике дизартрии, необходимо ознакомиться с медицинской картой ребёнка. Прежде всего интересует ранний период развития, диагнозы и назначения следующих врачей:

  • невролога;
  • отоларинголога;
  • офтальмолога;
  • психотерапевта или психолога.

Логопеду необходимо исследовать различные аспекты деятельности ребёнка.

Неречевая сфера поможет выявить состояние мелкой и крупной моторики, координацию движения (например, прыжки на одной ножке, пальцевые пробы). Оценивается гнозис (познавательная функция) и праксис (двигательная функция) сензитивных органов, таких как органы зрения, слуха, осязания. Исследованию подлежат пространственные ориентации, общая осведомленность ребёнка, звучание голоса (темп, ритм, сила и пр.) [6] [10] .

Далее исследуется артикуляционный аппарат. Производится общий осмотр, проверка удержания одной позы, чёткого повторения серии поз, отмечается наличие синкенезий (содружественных излишних движений), гиперсаливации (повышенного слюновыделения) как неврологического симптома.

Произносительная сторона речи оценивается с учётом места и способа голосообразования, места и силы речевого выдоха, анализируется фразовая интонация.

Необходимо также оценить развитие смысловой стороны речи, лексико-грамматический компонент, связную речь как таковую.

Диагностику должен проводить специалист-логопед, чтобы сделать правильный вывод и отдифференцировать диагнозы, имеющие схожую симптоматику: стёртую дизартрию от полиморфной дислалии (сложной формы картавости), тяжелую степень дизартрии от алалии (грубого недоразвития или полного отсутствия речи).

Для более точной постановки диагноза необходимы заключения невролога с подробным анализом результатов магнитно-резонансной томографии (МРТ), электроэнцефалографии (ЭЭГ) , указанием локализации поражения мозга и анализом функционирования всех мозговых структур. Также имеют важное значение заключения отоларинголога о состоянии слуха, психотерапевта о состоянии высших психических функций.

Лечение дизартрии

Корректируется дизартрия довольно сложно и долго.

Проблема эта медико-педагогического характера и требует комплексного подхода. Наряду с логопедом должны подключиться другие врачи. Необходимо наблюдение невролога, как основного специалиста по нервной системе. Для оценки физического слуха нужен отоларинголог: даже малейшее ослабление слуха ведёт к неверному восприятию звуков речи, что отражается на произношении. Нарушение зрения затрудняет восприятие артикуляции, поэтому рекомендуется консультация офтальмолога. При нарушении поведения, эмоционально-волевой сферы потребуется помощь психотерапевта.

Процесс требует чёткой слаженной работы логопеда, ребёнка и родителей, на которых лежит ответственность за организацию процесса. Как правило, дефекты при дизартрии отличаются особой стойкостью. Сложно бывает переучить ребёнка с неправильного варианта произношения на правильный. Ответственное отношение родителей к работе, тщательное выполнение всех предписаний — залог успеха в деле коррекции речи. Исправление одного звука в некоторых случаях может длиться шесть месяцев и более. Как отмечают Т.Б. Филичёва, Г.В. Чиркина, начинать коррекцию желательно как можно раньше, если возможно, с четырёх лет [12] .

Читайте также:
Диагностика кт коленного сустава,что показывает кт коленного сустава

Однозначно необходим логопедический массаж — массаж языка, губ и щёк — и регулярное (ежедневное, по нескольку раз в день) выполнение специальной артикуляционной гимнастики для губ и языка, тренировка речевого выдоха, развитие мелкой моторики [1] [6] .

Детям с тяжёлой формой дизартрии рекомендовано посещение специализированного речевого детского сада. Детям школьного возраста — спецшколы для учащихся с тяжёлыми нарушениями речи.

Если в ходе обследования были выявлены другие патологии нервной системы, может быть назначена медикаментозная терапия. Важно знать, что это компетенция невролога и психиатра, логопед такие вопросы не решает и не имеет права назначать какие-либо медикаменты.

Прогноз. Профилактика

Родителям детей с неврологическими диагнозами, рекомендовано пристально следить за их речевым и психическим развитием. Если речь ребёнка в три года отсутствует или понятна только самым близким членам семьи, а окружающие её не понимают — это повод обратиться к логопеду.

Во избежание неречевых проблем, сопровождающих дизартрию, нужно как можно раньше (с 3-4 лет) начинать развитие в кружках дополнительного образования или работать с детьми дома. Лепка и рисование разовьют зрительный, тактильный анализатор и мелкую моторику, занятия музыкой благотворно повлияют на слуховой анализатор. Ребёнок будет не только успешно узнавать звуки музыки, оценивать их гармонию, но и лучше постигать речевые звуки, легче складывая их в слоги и слова.

Логоритмические занятия или танцы для самых маленьких, физические упражнения для детей постарше разовьют чувство ритма, координацию тела, ориентацию в пространстве. А главное, все эти занятия укрепят нервную систему ребёнка, эмоционально-волевую сферу, разовьют внимание и усидчивость. Как следствие, возможные проблемы с речью решатся гораздо легче!

Для детей с первой и второй стадиями прогноз будет благоприятным при условиях раннего начала занятий с логопедом и неврологом. Крайне важно неукоснительное выполнение всех заданий, старательная и добросовестная работа, причём строго дозированная: нельзя допускать переутомления ребёнка. Полезней заниматься 3-4 раза в день по 5-7 минут, качественно выполняя все рекомендации логопеда. Работать нужно терпеливо, в течение долгого времени (зависит от особенностей ребёнка и от количества нарушенных звуков). В этом случае можно рассчитывать на полную коррекцию речи: нормативное произношение, хорошую дикцию.

Речь детей третьей и четвёртой стадии дизартрии (особо тяжёлые нарушения) вывести в абсолютную норму вряд ли удастся, но значительно улучшить речевое общение, сделать ребёнка вербально понятным для окружающих и тем самым избежать многих психологических проблем, вполне возможно.

Как и в более лёгких случаях, нужно со всей ответственностью подходить к коррекции, не допускать халатного отношения к работе, поддерживать в ребёнке мотивацию, не позволять капризничать, отлынивать от работы, но и не перетруждать!

Успех обеспечивается как профессионализмом логопеда, так и индивидуальными способностями ребёнка, серьёзным отношением родителей к коррекции. Если гимнастика делается не ежедневно, а от случая к случаю, рекомендации логопеда не выполняются в должной степени, толку в таких занятиях будет мало — лишь потерянное время и деньги.

Бульбарная дизартрия

Бульбарная дизартрия — это утрата членораздельности экспрессивной речи вследствие расстройства иннервации артикуляционных органов при поражении IX, X, XII пар черепных нервов. Клинически проявляется смазанностью, замедленностью, монотонностью, скудностью речевой продукции на фоне дисфонии и сопутствующих расстройств глотания. Бульбарная дизартрия диагностируется по данным неврологического и логопедического обследования, для выявления причины патологии проводится КТ или МРТ головного мозга, исследование церебрального кровотока, анализ ликвора. Лечение осуществляется соответственно этиологии заболевания, дополняется логопедической коррекцией, общей реабилитацией, нейропротекторной терапией.

МКБ-10

  • Причины
  • Патогенез
  • Симптомы бульбарной дизартрии
  • Осложнения
  • Диагностика
  • Лечение бульбарной дизартрии
  • Прогноз и профилактика
  • Цены на лечение

Общие сведения

Понятие «дизартрия» объединяет различные нарушения произносительной стороны речи, сопровождающиеся потерей внятности речевой продукции. Дизартрия, обусловленная поражением бульбарной группы черепно-мозговых нервов, получила в неврологии название бульбарная. Бульбарная дизартрия не является отдельным заболеванием, наблюдается наряду с иными проявлениями поражения бульбарных нервов, симптомами причинной патологии. Болезни подвержены лица любого возраста: от новорожденных до глубоких стариков. У взрослых бульбарная дизартрия наиболее часто возникает после перенесенного инсульта, тяжёлой ЧМТ, в детском возрасте — вследствие нейроинфекций, травм, церебральных опухолей.

Причины

Речевые расстройства формируются в результате одно- или двустороннего поражения бульбарных нервов, обеспечивающих иннервацию артикуляционного аппарата. Языкоглоточный нерв (IX) иннервирует глоточную мускулатуру, блуждающий (Х) — мягкое нёбо, глотку, верхние отделы дыхательных путей, подъязычный (XII) — мышцы языка. Повреждение церебральных структур в области ядер и корешков нервов бульбарной группы бывает обусловлено следующими этиофакторами:

  • Черепно-мозговая травма. Причиной повреждения мозговых тканей становится ушиб, сдавление, размозжение, образование внутримозговой гематомы. Аналогичное травмирование возможно в ходе естественных родов в условиях клинически узкого таза, неправильного положения плода, аномалии родовой деятельности.
  • Цереброваскулярная недостаточность. Нарушения кровоснабжения области локализации бульбарных ядер, выхода корешков соответствующих нервов приводят к ишемии и дисфункции нуклеарных нейронов и нервных волокон. Острая ишемия возникает при ишемическом или геморрагическом инсульте. Хроническая ишемия развивается постепенно вследствие церебрального атеросклероза, гипертонической болезни, диабетической ангиопатии.
  • Нейроинфекции. Поражение бульбарных корешков и ядер является результатом воспалительных изменений, компрессии отёчными мозговыми тканями. Бульбарная дизартрия возможна при вирусном энцефалите, менингоэнцефалите, нейросифилисе, церебральном эхинококкозе, бульбарном варианте полиомиелита, абсцессе головного мозга.
  • Опухоли головного мозга.Медуллобластомы, глиомы, церебральные метастазы опухолей иных локализаций провоцируют бульбарную дисфункцию вследствие разрушения церебральных клеток в процессе инвазивного роста. Доброкачественные новообразования (астроцитомы, эпендимомы) по мере роста вызывают компрессию бульбарных структур.
  • Нейродегенеративные заболевания. В большинстве случаев генетически детерминированы. Боковой амиотрофический склероз, оливопонтоцеребеллярные дегенерации, метахроматическая лейкодистрофия, бульбоспинальная амиотрофия Кеннеди протекают с образованием дегенеративно-атрофических фокусов в тканях продолговатого мозга. Симптомы дизартрии развиваются в результате нейрональной дегенерации бульбарных ядер.
  • Краниовертебральные аномалии. Редко выступают этиофактором бульбарной дисфункции. Бульбарная дизартрия наблюдается в случаях мальформации Киари, ассимиляции атланта, базилярной импрессии, сопровождающихся сдавлением продолговатого мозга.
Читайте также:
Как делают МРТ: как нужно одеться, как долго проводится, какой анализ нужно сдать перед МРТ

Патогенез

Поражение на уровне стволов, корешков и/или расположенных в продолговатом мозге ядер бульбарной группы нервов ведёт к периферическому парезу иннервируемых ими мышц. Снижается тонус и сила, развиваются атрофии мышц глотки, гортани, языка, что обуславливает ослабление необходимых для артикуляции движений. Результатом является утрата звучности голоса, чёткости произносимых звуков.

Парез блуждающего нерва становится причиной свисания мягкого нёба, при фонации часть выдыхаемого воздуха выходит через нос, что приводит к появлению гнусавости — носового оттенка речи. Поскольку помимо артикуляционной функции мышцы глотки обеспечивают кинетику глоточного рефлекса, дизартрия сопровождается расстройством глотания (дисфагией).

Симптомы бульбарной дизартрии

Типична невнятная упрощённая артикуляция. Смычные звуки и вибрант «р» заменяются щелевыми. Звонкие звуки отсутствуют, преобладают глухие. Фонация ударных и безударных гласных усредняется, наиболее сохранен звук «а». Ритмичный паттерн слова грубо искажается. Речевая продукция теряет выразительность, мелодичность, становится монотонной, дисритмичной, смазанной, замедленной. Экспрессивная речь затруднительна и утомляет пациента.

Бульбарная дизартрия сочетается с дисфонией — понижением громкости и звучности голоса. Характерна охриплость и назализация (гнусавость) голоса. Сопутствующим симптомом выступает дисфагия — затруднённое глотание, сопровождающееся попёрхиванием. Вначале возникают проблемы с приёмом жидкостей, которые вследствие пареза мягкого нёба нередко попадают в нос больного. Затем расстройства глотания распространяются на приём твёрдой пищи. Зачастую наряду с бульбарной дисфункцией наблюдается поражение лицевого (VII) нерва, проявляющееся слабостью мимической мускулатуры. При одностороннем поражении отмечается асимметрия лица.

При бульбарной дизартрии может выявляться вариативная общая и очаговая неврологическая симптоматика, соответствующая основному заболеванию. Возможны головные боли, головокружения, тошнота, гемипарез, атаксия, менингеальный синдром. Инфекционно-воспалительные заболевания протекают с повышением температуры тела. В ряде случаев ЧМТ наблюдается «светлый» промежуток, после которого происходит нарастание симптоматики, угнетение сознания пациента.

Осложнения

Выраженная дизартрия нарушает коммуникативные способности больного, ограничивает его общение с окружающими, ведёт к социальной дезадаптации. Осознание речевого дефекта, наличие сопутствующего неврологического дефицита негативно отражается на психической сфере, может спровоцировать депрессивный невроз, ипохондрию. Периодическое попадание пищи в дыхательные пути вследствие дисфагии чревато развитием аспирационной пневмонии. Двустороннее расстройство иннервации гортанных мышц опасно возникновением нейропатического пареза гортани с дыхательными нарушениями вплоть до асфиксии. Наиболее грозным осложнением является обусловленный прогрессирующим поражением продолговатого мозга бульбарный паралич с вовлечением дыхательного и сердечно-сосудистого центра. Прогрессирующая сердечная и дыхательная недостаточность могут стать причиной смерти пациента.

Диагностика

Верификация диагноза осуществляется неврологом. Выявление дизартрии является недостаточным, необходимо установление её этиологии, оценка обширности поражения церебральных тканей, перспектив развития заболевания. Установить точный диагноз помогают:

  • Неврологическое исследование. В неврологическом статусе определяется бульбарная триада: дизартрия, дисфония, дисфагия. Нёбный и глоточный рефлексы резко снижены. Типичны атрофические изменения, складчатость, фасцикуляции языка. Одностороннее поражение характеризуется свисанием половины нёбной занавески, отклонением высунутого из ротовой полости языка контрлатерально очагу, двустороннее — глоссоплегией (неподвижностью языка).
  • Консультация логопеда. Включает диагностику устной речи (фонации, скорости, ритма, просодики), оценку объёма артикуляционной кинетики, синхронности дыхания, состояния мимических мышц. Исследование фонематического слуха, слухоречевой памяти, письменной речи (чтение, письмо) патологии не выявляет.
  • Нейровизуализация. Позволяет определить морфологический субстрат дизартрии, диагностировать причинную патологию. Для визуализации гематом, церебральных кист используют КТ головного мозга. В диагностике инсульта, внутримозговых опухолей, дегенеративных процессов более информативна МРТ. Дополнительно возможно применение ПЭТ-КТ, выявляющей дисметаболические участки мозговой ткани.
  • Оценка церебрального кровообращения. Необходима в случае хронической дисциркуляторной энцефалопатии, окклюзии сонной артерии. Осуществляется при помощи УЗДГ, дуплексного сканирования, МРТ сосудов.
  • Люмбальная пункция. Производится для забора и последующего анализа цереброспинальной жидкости. Показанием к пункции является предположение об инфекционно-воспалительном характере патологии.
  • Гистологическое исследование образцов мозговой ткани или опухоли, полученных путём интраоперационной или стереотаксической биопсии. Проводится с целью верификации опухоли, диагностирования сложных случаев дегенеративной патологии.
Читайте также:
МРТ с контрастом: отзывы, подготовка. Как делают МРТ головного мозга с контрастом?

Клинически бульбарная дизартрия дифференцируется от псевдобульбарного синдрома, являющегося следствием поражения кортико-бульбарных трактов. Речевые нарушения при псевдобульбарном синдроме сопровождаются центральным парезом артикуляционного аппарата с типичной гиперрефлексией и мышечным гипертонусом, отсутствием атрофий. Характерно наличие симптомов орального автоматизма. Сохранность письменной речи, слухоречевой памяти, фонематического слуха отличают дизартрию от иных речевых нарушений: моторной, динамической, акустико-мнестической афазии.

Лечение бульбарной дизартрии

Коррекция речевых расстройств осуществляется в рамках реабилитации пациентов после перенесённого инсульта, ЧМТ, энцефалита. Логопедическая работа успешна только при эффективности лечения причинной патологии, более результативна при проведении сопутствующих реабилитационных мероприятий. Основными направлениями терапии являются:

  • Этиопатогенетическое лечение. При инфекционном характере заболевания осуществляется антибактериальными, противовирусными, антимикотическими фармпрепаратами. При опухолях совместно с нейрохирургом решается вопрос радикального удаления. При ОНМК проводится дифференцированная терапия в соответствии с типом инсульта.
  • Нейрометаболическая коррекция. Направлена на компенсацию и скорейшее восстановление церебральных нейронов, нервных волокон. Включает улучшение церебральной гемодинамики, ноотропные, нейропротекторные средства.
  • Коррекция дизартрии. Логопедические занятия предполагают постановку и автоматизацию артикуляции, артикуляционные упражнения, логопедический массаж, дыхательную гимнастику. По мере восстановления проводится работа над плавностью, выразительностью речи.
  • Реабилитационная терапия. Направлена на восстановление моторики, психоэмоциональной сферы больного, максимальную социальную адаптацию. Производится врачом ЛФК, массажистом, реабилитологом, психологом, при необходимости – психотерапевтом.

Прогноз и профилактика

Исход во многом определяется этиологией заболевания. Корректная терапия со своевременной логопедической поддержкой обеспечивает благоприятный прогноз при возможности купирования причинной патологии. У ряда пациентов остаются резидуальные речевые нарушения. Тяжёлая бульбарная дисфункция может привести к летальным расстройствам дыхания и сердечной деятельности. Наиболее неблагоприятен прогноз при злокачественных новообразованиях мозга, быстро прогрессирующих дегенеративных заболеваниях.

Первичная профилактика направлена на предупреждение церебральных поражений травматического, ишемического, инфекционного, онкологического характера. Первостепенное значение имеет коррекция артериального давления, липидного обмена, своевременное лечение цереброваскулярной патологии.

Дизартрия – одно из самых распространённых речевых расстройств у детей

Дизартрия проявляется в нарушении произношения различных групп звуков. Чаще всего страдают свистящие, шипящие, Л и Р. Однако при тяжёлой дизартрии нарушенными могут оказаться даже звуки раннего онтогенеза, появляющиеся в речи ребёнка одними из самых первых – губные (п, б, м, в, ф), переднеязычные (т, д, н), заднеязычные (к, г, х).

В зависимости от сохранности произносительных возможностей выделяют следующие степени выраженности дизартрического расстройства:

  • стёртая дизартрия (нарушена одна или несколько групп звуков, как правило, позднего онтогенеза);
  • дизартрия (нарушено большое количество звуков, речь плохо понятна, “каша во рту”);
  • анартрия (страдает артикуляция не только согласных, но даже гласных, речь невозможна, состоит из нечленораздельных звуков). Анартрия встречается достаточно редко: зачастую сопровождает ДЦП или наблюдается после перенесенных инсультов, черепно-мозговых травм.

Однако симптоматика дизартрии не ограничивается только лишь нарушениями звукопроизношения. Часто встречающимися проявлениями этого речевого нарушения бывают следующие симптомы:

  • смазанность, нечёткость дикции;
  • недостаточная выразительность речи;
  • короткий, слабый речевой выдох, что вынуждает ребенка часто делать паузы.

В некоторых случаях к этим нарушениям добавляются расстройства звукослоговой структуры слова, несформированность фонематического восприятия (различения звуков) и лексико-грамматического строя речи. Тогда речь идёт об общем недоразвитии речи (ОНР), осложнённом дизартрией. Какие же механизмы вызывают дизартрию? Чаще всего у детей встречается псевдобульбарная дизартрия (примерно 90% случаев дизартрии у детей). Она возникает вследствие нарушения тонуса подвижных органов артикуляции (языка, губ, мягкого нёба). Фактором риска для такой дизартрии является наличие у ребёнка в раннем периоде жизни синдрома пирамидной недостаточности.

Синдром пирамидной недостаточности – это неврологический диагноз, который ставится неврологом в первые месяцы жизни ребёнка. Узнать о его наличии можно, ознакомившись с первыми записями этого специалиста в медицинской карте ребёнка.

Часто синдром пирамидной недостаточности отмечается у детей с перинатальной энцефалопатией (ПЭП). Признаками, подтверждающими наличие пирамидного синдрома, являются разнообразные нарушения мышечного тонуса:

  • гипертонус (повышение мышечного тонуса);
  • гипотонус (понижение мышечного тонуса); – мышечная дистония (как повышение, так и понижение мышечного тонуса). Нарушения мышечного тонуса могут быть односторонними или затрагивать обе половины тела.

Дети с повышенным мышечным тонусом могут рано начать стоять (из-за высокого тонуса мышц-разгибателей), ходят на цыпочках, не опираясь на стопу, не сгибая ноги в коленях. При выраженном понижении мышечного тонуса может отмечаться задержка психомоторного развития – ребенок позже начинает держать головку, садиться, стоять, ходить. В более позднем периоде у детей с нарушенным тонусом отмечается неуклюжесть, моторная неловкость. Подобные проблемы возникают из-за двустороннего поражения пирамидного пути.

Пирамидный путь – это нервный путь, состоящий из нейронов (нервных клеток), идущих от моторных зон коры головного мозга к спинному мозгу. Нейроны, образующие пирамидный путь, – гигантские (пирамидные) клетки (клетки Беца). Они имеют очень длинные аксоны (отростки), по которым двигательные импульсы от коры доставляются к органам движений. Часть этого пути представлена пучком клеток, образующих кортико-бульбарный (кортико-нуклеарный) путь. Он начинается от коры головного мозга и заканчивается не в спинном мозге, а выше – в продолговатом. Именно в нём находятся ядра черепно-мозговых нервов, иннервирующих (снабжающих нервными импульсами) органы артикуляции. Поэтому очень часто патогенный фактор, повреждающий мотонейроны кортико-спинального пирамидного пути, вызывает нарушения кортико-бульбарного пути, что приводит к появлению дизартрии.

Читайте также:
Болят руки (пальцы, суставы, кисть) – причины и лечение

Поражение кортико-бульбарного пути может проявляться в следующих симптомах:

1. Нарушение тонуса языка, губ, мягкого неба.

При повышенном мышечном тонусе (спастичность) язык напряжен, иногда оттянут кзади. Затруднено выполнение упражнений на распластывание языка (“лопаточка”). Нарушена артикуляция многих согласных, часто наблюдается их смягченное произнесение (“Сябака и коська зивут недрузьня”). При сниженном тонусе (паретичность), наоборот, ребёнок не может сузить язык (“иголочка”), затруднён подъём кончика языка наверх (облизывание верхней губы, верхних зубов). Паретичное состояние кончика языка может приводить к межзубному произнесению свистящих, шипящих, т, д, н, л. При слабости боковых краёв языка, вместо нормальных, произносятся “хлюпающие” звуки – л’х (собака –“л’хабака”). При нарушении тонуса губ пропадает чёткость произнесения губных согласных и гласных О, У. Снижение тонуса мышц мягкого нёба приводит к появлению в речи носового оттенка (ринофонии). При одностороннем снижении тонуса мышц мягкого нёба маленький язычок (увула) отклоняется в здоровую сторону при произнесении звука А.

2. Имеется гиперсаливация (слюнотечение).

Гиперсаливация усиливает смазанность, нечёткость дикции.

3 . Наблюдаются синкенезии (содружественные движения). Наиболее частыми синкинезиями являются:

  • запрокидывание головы при подъёме кончика языка наверх;
  • закрывание рта при подъеме кончика языка наверх,
  • движение кончика языка из стороны в сторону вслед за движениями глаз вправо-влево;
  • движения (поднятие) пальцев рук при подъёме кончика языка наверх.

Однако было бы неправильным утверждать, что у всех детей с синдромом пирамидной недостаточности рано или поздно обнаружится дизартрия. Все зависит от того, как много нервных клеток пострадало, от зоны локализации повреждений (поражение кортико-бульбарного пути) и от возможностей компенсации в случае минимальных нарушений. Однако наличие пирамидного синдрома должно восприниматься как фактор риска дизартрии.

Дети с синдромом пирамидной недостаточности должны проходить обязательную диспансеризацию у врача-невролога – 2 раз в год, раннюю логопедическую диагностику.

От тщательности выполнения рекомендаций невролога (медикаментозная и физиотерапия, массаж, ЛФК) будут зависеть сроки и эффективность восстановительного лечения и результативность логопедической работы.

Автор: Елена Моисеенко, 2016

Академия Речи

Информационный портал о дефектах речи и речевом развитии

Бульбарная дизартрия: причины и симптомы, методы лечения и коррекции, профилактика

При повреждении определенных участков головного мозга, воспринимающих и анализирующих информацию от речевых органов, возникают серьезные нарушения функции речи. В этом случае диагностируется бульбарная дизартрия у детей и взрослых. При этой патологии речевые органы имеют ограниченную подвижность из-за слабости лицевой мускулатуры. Пациент говорит вяло и невнятно, произношение медленное и назальное.

Характеристика бульбарной дизартрии

Бульбарная дизартрия – это патология, появляющаяся, когда нарушается речевая функция из-за поражения нервов, находящихся в мышечных тканях глотки и гортани. В результате нарушения связи между мышцами речевых органов и центральной нервной системой ослабляется функционирование:

  • гортани;
  • глотки;
  • нёба;
  • языка;
  • губ.

Характеристика заболевания следующая: бульбарная дизартрия проявляется утратой возможности произношения звонких звуков, звучание обретает нейтральный тон, искажаются губные звуки. У пациента снижается сила голоса, речь становится нечеткой и непонятной.

При провисании мягкого нёба отмечается гнусавое произношение, так как при выдохах поток воздуха свободно движется через нос. А при атрофии глоточной мускулатуры возникают проблемы с проглатыванием пищи.

С патологией могут столкнуться как взрослые, так и дети любой возрастной категории. Но в детском возрасте заболевание более неблагоприятно. Больной ребенок не может писать с достаточной скоростью, плохо читает, имеет нарушенную дикцию.

Патогенез

Патогенез подразумевает поражение нейронов периферической системы, обеспечивающих двигательную способность речевого аппарата. Поврежденными оказываются нервные клетки, расположенные в продолговатом отделе мозга, и их ответвления, формирующие двигательные окончания. В результате поражения происходит блокировка нервных импульсов.

Бульбарная форма дизартрии сопровождается нарушением следующих двигательных нервов:

  • подъязычного;
  • лицевого;
  • блуждающего;
  • языкоглоточного.

Из-за этого снижается тонус артикуляционной мускулатуры. Двигательная способность речевых органов становится недостаточной для четкой и звучной речи.

Симптомы бульбарной дизартрии

Отмечается речевая и неречевая симптоматика. Симптомы многочисленные, от их своевременного выявления зависит эффективность последующего лечения.

Речевые признаки развития бульбарной дизартрии:

  • невнятность речи (даже родители не могут понять, о чем говорит ребенок);
  • нарушенная артикуляция языка и губ;
  • низкая подвижность голосовых связок (вследствие чего ребенок не в силах говорить громко);
  • глухость и назальность произношения (звонкие звуки на слух не улавливаются).

Неречевые симптомы бульбарной дизартрии:

  • поверхностное и неравномерное дыхание;
  • слабая мимика;
  • избыточное слюноотделение;
  • полный или частичный паралич мышц туловища или конечностей;
  • искаженное восприятие окружающего пространства;
  • невозможность фокусирования взгляда на выбранном объекте из-за поражения глазодвигательных мышц;
  • нарушения эмоционального и психического характера.

Патология опасна тем, что может развиться в младенческом возрасте. А выявить ее у младенца проблематично. Матери нужно незамедлительно обратиться к педиатру, если при кормлении грудью ребенок давится, все время срыгивает. С 3-месячного возраста младенцы начинают лепетать, и выявить болезнь становится проще. Если лепет звучит искаженно, то нужно нести ребенка к врачу.

Причины

Связь между двигательными нейронами и ЦНС может нарушиться в результате даже незначительного воздействия негативных факторов. Более всего уязвимы двигательные нервы в период внутриутробного развития. Чтобы плод получил патологию, матери достаточно заболеть или иметь вредные привычки.

Читайте также:
Копчик: анатомия, строение, описание позвонков, функции, заболевания

Основные причины бульбарной дизартрии:

  1. Черепно-мозговые травмы как открытого, так и закрытого характера. Сюда же относятся повреждения мозга, полученные ребенком при тяжелом родовом процессе.
  2. Нарушенное церебральное кровообращение. Из-за дефицита обеспечения тканей кровью возникает ишемическое повреждение нейронов. Нервные клетки перестают полноценно функционировать. Патологический процесс может развиться вследствие инсульта, гипертонии, атеросклероза, диабетического поражения кровеносной системы.
  3. Инфекционное поражение нервной системы. Под воздействием инфекции нервные волокна воспаляются, сдавливаются отекшими мышечными тканями. Такое явление отмечается при энцефалите, полиомиелите, нейросифилисе, поражении эхинококком, образовании гнойников.
  4. Опухоли головного мозга. Новообразования, разрастаясь в мозговых тканях, захватывают нервные волокна. В результате нарушается функционирование ЦНС.
  5. Дегенеративные заболевания головного мозга. Они приводят к атрофическим изменениям нервных тканей, поражают бульбарные нервы (языкоглоточный, блуждающий, подъязычный). Такие патологии обычно носят наследственный характер.
  6. Аномальное строение черепного основания. Редкая причина речевых нарушений, обусловленная сдавливанием продолговатого мозга деформированным черепом. Бульбарная дизартрия наблюдается при базилярной инвагинации (вдавливании в череп затылочной кости), ассимиляции атланта (сращении шейного позвонка и затылочной кости), мальформации Киари (опущении мозжечковых миндалин в затылочное отверстие).

Бульбарная дизартрия представляет собой не самостоятельную патологию, а лишь признак заболеваний, сопровождающихся поражением бульбарных нервов, обеспечивающих речевую способность. Чаще всего она диагностируется у детей и стариков. В большинстве случаев нарушение речи – первый характерный признак развития в организме тяжелого заболевания, требующего срочного лечения. Поэтому при проявлении речевых дефектов нужно незамедлительно идти к неврологу.

Различия бульбарной и псевдобульбарной дизартрии

При характеристике бульбарной дизартрии выделяют псевдобульбарную форму. Две формы заболевания имеют схожую симптоматику. Разница в том, что бульбарная подразумевает поражение периферических нервных клеток, псевдобульбарная – центральных.

Псевдобульбарная дизартрия проявляется:

  • снижением двигательной активности;
  • значительным ослаблением памяти;
  • ухудшением концентрации внимания;
  • нарушенной работой артикуляционного аппарата, но без паралича мышц (в этом симптоме заключается основное отличие от бульбарной формы);
  • искажением произношения звуков;
  • периодическим непроизвольным сокращением лицевой мускулатуры в области рта и подбородка.

Лечение и коррекционные методы

Перед началом лечения пациента отправляют на диагностические мероприятия для определения степени тяжести и стадии развития заболевания, вызвавшего нарушение речи. Обычно пациент должен пройти:

  • магнитно-резонансную томографию головного мозга;
  • эзофагоскопию;
  • электромиографию языка;
  • тесты на миастению.

Также могут быть назначены дополнительные исследования, исходя из наблюдаемой симптоматики и предполагаемого в каждом конкретном случае заболевания.

При бульбарной дизартрии применяется комплексная терапия, включающая:

  1. Прием ноотропов – медикаментов, стимулирующих работу головного мозга, восстанавливающих умственную способность. Обычно назначаются препараты «Луцетам», «Карбамазепин».
  2. Прием медикаментов, снижающих слюноотделение. Без этих препаратов обойтись невозможно, так как слюна у больных течет очень сильно, в сутки может вытечь количество, превышающее литр. Чаще всего назначается «Атропин».
  3. Хирургическое вмешательство с целью устранения патологии, спровоцировавшей речевое нарушение: гнойника, опухоли, скопления крови после инсульта.
  4. Восстановление функциональности организма. Для этого принимают витаминные комплексы.
  5. Устранение нарушения дыхательной функции. Осуществляется искусственная вентиляция легких.
  6. Логопедические занятия, помогающие восстановить функциональность артикуляционных органов, нормализовать произношение звуков, сделать речь четкой и выразительной. Проводятся массажные процедуры и артикуляционная гимнастика.
  7. Физиотерапевтические мероприятия, лечебные ванны, иглоукалывание.

Важный коррекционный этап комплексной терапии – посещение сеансов у логопеда. Специалист назначает упражнения, помогающие разработать органы артикуляции. Посредством занятий:

  • восстанавливается четкая и внятная речь;
  • ставится голос и речевое дыхание;
  • укрепляется артикуляционная мускулатура;
  • исправляются ошибки в произношении.

Ниже приводятся примеры простых и действенных упражнений при бульбарной дизартрии:

  1. Ребенок запрокидывает голову, делает ртом движения, будто что-то жует и проглатывает. Рот должен быть закрыт.
  2. Пациент широко раскрывает рот, прижимает язык к верхним зубам, удерживает в таком положении 10 – 15 секунд.
  3. Логопед кладет на губы ребенка небольшие предметы, а тот старается удержать их как можно дольше.
  4. Пациент раздувает и втягивает щеки при закрытом рте.

Описанные упражнения эффективны при своей простоте. Их можно делать дома при невозможности регулярного посещения логопеда. Желательно заниматься с ребенком 2 – 3 раза в день. Только в этом случае удастся быстро добиться нормализации произношения.

Прогноз и профилактика

Прогноз неоднозначный. Все зависит от конкретного заболевания, вызвавшего нарушение речи. При некоторых патологиях изменения в головном мозге и тканях нервной системы являются необратимыми.

Поскольку бульбарная дизартрия вызывается большим перечнем заболеваний, предупредить ее сложно. При появлении подозрительных симптомов взрослому человеку необходимо незамедлительно обратиться к медицинскому специалисту.

Женщине, в период беременности перенесшей инфекционную болезнь, следует проконсультироваться с наблюдающим врачом насчет вероятности появления патологии у развивающегося в утробе плода.

Ребенка рекомендуется периодически показывать педиатру и логопеду для подтверждения отсутствия патологических изменений нервной системы и нарушений речи.

Что делать, если ребенку поставили диагноз «дизартрия»: советы логопеда

Некоторые родители сталкиваются с тем, что у их ребенка — кровного или приемного — наблюдаются проблемы с речью и, услышав слово «дизартрия», чувствуют себя растерянными. Что такое дизартрия, почему она возникает и как ее скорректировать, рассказывает специалист Ресурсного центра «Спутник», учитель-логопед высшей категории, член Российской ассоциации дислексии Галина Орлова.

Читайте также:
УЗИ плечевого сустава, кисти руки, локтевого и лучезапястного суставов

Дизартрия — это расстройство произносительной стороны речи, которое связано с поражением центрального отдела речедвигательного анализатора и нарушением иннервации мышц артикуляционного аппарата. Проще говоря, ребенок не может в полном объеме совершать движения, необходимые для речи. От этого страдает звукопроизношение, — объясняет Галина. — В более легких случаях это искажение определенных звуков. При тяжелых течениях диагноза можно заметить пропуски и замену звуков. Нарушаются темп, выразительность речи.

Дизартрия также может характеризоваться наличием параличей и парезов органов артикуляции. В этом случае малопонятная речь — это следствие диагноза, вплоть до отсутствия речи из-за полного паралича речедвигательных мышц — анартрии.

Причины дизартрии могут быть разными — отклонения от нормы в период внутриутробного развития из-за токсикоза, гипертонии, нефропатии у матери, инфекционные заболевания, перенесенные женщиной во время беременности, а также асфиксия новорожденных, стремительные или затяжные роды, механическое родовспоможение, длительный безводный период в родах.

С самых первых дней жизни такие дети наблюдаются у невролога. Им нередко назначают медикаментозное лечение, массаж и другие реабилитационные процедуры.

Как распознать дизартрию?

Внимательный родитель может заподозрить ее по необычной мимике ребенка, обильном слюноотделении, по форме и положению языка, способности зафиксировать артикуляционную позицию, звукопроизношению.

− Когда необходимо начинать работать с дизартриками?

Логопедическую работу с любым нарушением речи желательно начинать в младшем дошкольном возрасте. Чем раньше диагностировано заболевание, начаты лечение и коррекционные занятия, тем больше шансов на успех.

− Что делать родителям, если у ребенка диагностирована дизартрия?

— Первый шаг, безусловно, — обследование у невролога. Специальных лекарственных средств для борьбы с дизартрией нет. Врач с помощью медикаментов только корректирует некоторые неврологические симптомы. Также важна консультация логопеда, владеющего техникой логопедического массажа, который после полного обследования даст заключение и рекомендации.

Кроме того, специалисты советуют развивать мелкую моторику. Можно собирать пазлы и конструктор «Лего», лепить из пластилина − существует множество игр, развивающих маленькие пальчики. Можно применять нетрадиционные методы воздействия, такие как су-джок-терапия. Самый простой метод су-джок-терапии — занятия со специальными мячиками-массажерами.

Детям двух-трех лет показаны занятия логоритмикой , например, по методике Железновой. Для коррекции дизартрии у детей пяти лет к занятиям подключается специалист-дефектолог.

− На что направлена работа логопеда на занятиях?

— Специалист занимается развитием просодической стороны речи — ритма, силы, тембра, мелодики, темпа, логического ударения, дикции, а также артикуляции и звукопроизношения, слухового внимания, фонематического слуха, коррекцией речевого дыхания. Также логопед уделит внимание нормализации мышечного тонуса в артикуляционной мускулатуре, развитию произвольных мимических движений.

Если у вас нет возможности посещать логопеда, то можно самостоятельно заниматься с ребенком дома, предварительно пройдя курс занятий у специалиста.

Приведу примеры некоторых элементов логопедического массажа и самомассажа: по очереди надуваем щеки, втягиваем щеки; закрываем и открываем рот, щелкаем зубами; рассасываем небольшой кусок сахара или леденец; имитируем рассасывание леденца; облизываем губы; зажимаем зубами кусок бинта или марли на длительное время, задача взрослого − пытаться с осторожностью убрать ткань.

Также важно выполнять комплекс артикуляционной гимнастики — это упражнения «Хоботок» (вытягиваем вперед губы, зубы и губы сомкнуты, держим пять секунд), «Заборчик» (губы в улыбке напряжены с приоткрытым ртом, зубы сжаты, нижняя челюсть в спокойном состоянии, держим пять секунд) и их чередования, «Окно» (с каждым счетом открываем и закрываем рот), «Лопатка» (при улыбке с открытым ртом на расслабленную нижнюю губу кладем язык в плоском состоянии, держим пять секунд), «Иголка» (улыбаемся с открытым ртом, выставляем язык вперед, стараясь не загибать его вверх), «Лопатка-иголка» (чередуем упражнения), «Часы» (улыбаемся с открытым ртом, высовываем язык и производим движения вправо и влево, при этом касаясь языком уголков рта), «Качели» (улыбаемся с открытым ртом, кончиком языка упираемся то в верхние, то в нижние зубы), «Лошадь» (щелкаем кончиком языка, имитируя цоканье копыт).

За годы работы я достаточно часто встречала детей с диагнозом «дизартрия» разной степени выраженности. Этот вид нарушения речи в последние годы становится глобальной проблемой, поэтому крайне важно вовремя выявить нарушения и обратиться к специалисту. Но родителям следует знать, что коррекционная работа с детьми-дизартриками не должна ограничиваться занятиями с логопедом. Для наилучшего результата эту работу следует продолжать дома, на прогулке и в любых совместных делах.

Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы

Дизартрия у детей: что делать?

Дизартрией у детей называют тяжелое нарушение произносительной стороны речи вследствие поражения речедвигательного аппарата. Подобный дефект грозит ребенку расстройством слухового восприятия. Как результат – неспособность воспринимать информацию в полном объеме, проблемы с пониманием окружающего мира, дезадаптация.

В данном случае большая ответственность ложится на близких маленького пациента. Вовремя предпринятое лечение поможет восстановить работу органов речи, позволит правильно поставить произношение, скорректировать все стороны речевой функции.

Читайте также:
Субарахноидальное пространство: причины, симптомы и диагностика его расширения :: SYL.ru

Понять проблему

В наше время дизартрию диагностируют примерно у 6% детей. Это довольно высокий показатель для того, чтобы отнести расстройство в разряд распространенных.

Несмотря на то, что заболевание встречается довольно часто, многие родители теряются, слыша диагноз «дизартрия» у своего ребенка. В связи с незнанием, лечение патологии у малыша может быть начато в запоздавшие сроки или пойти по неверной схеме. В отношении детей важно все делать в срок, в том числе корректировать произношение, иначе неправильная его модель может надежно зафиксироваться и остаться навсегда.

При дизартрии происходит органическое поражение лицевой мускулатуры, принимающей участие в формировании речи: мышц щек, языка, области вокруг рта. Страдают также нервные волокна, иннервирующие мышцы, кожу. В результате мимика обедняется. Дизартрик лишается возможности в полной мере работать лицевой мускулатурой, чтобы произнести нужный звук. Речь малыша становится неразборчивой, тихой, монотонной.

Среди причин расстройства выделяют:

  • тяжелый токсикоз беременных;
  • резус-конфликт;
  • внутриутробная инфекция;
  • недоношенность;
  • преждевременные роды;
  • внутриутробная гипоксия плода;
  • асфиксия новорожденных;
  • родовые травмы;
  • наследственные заболевания;
  • черепно-мозговая травма;
  • гидроцефалия;
  • инфекционное поражение мозга;
  • интоксикации различного генеза;
  • гнойные отиты.

Часто дизартрия сопровождает ДЦП и задержку психического развития.

Распознать у своего ребенка болезнь в начале пути внимательные родители могут по следующим признакам:

  • слабость лицевой мускулатуры, сопровождаемая выпадением языка, полуоткрытым ртом;
  • спазм лицевых мышц – ребенок плотно смыкает губы;
  • позднее появление речи;
  • проблемы с употреблением пищи – постоянные поперхивания, трудности с глотанием, долго удерживает пищу за щекой;
  • повышенное слюноотделение, регистрируемое после 6 месяцев;
  • малыш без причины разговаривает «в нос»;
  • речь без эмоциональной окраски, слишком быстрая или медленная. В случае повышенного тонуса голосовых связок голос писклявый;
  • искажение, пропуск отдельных звуков;
  • нарушение мелкой моторики – с трудом застегивает пуговицы, завязывает шнурки. Не может лепить из пластилина, рисовать не получается из-за слабости удержания карандаша;
  • плохой музыкальный слух;
  • нарушается речевое дыхание. Дети, проговаривая фразу, задыхаются, делают паузы в произношении;
  • возможна полная немота из-за паралича лицевых мышц.

В 5 лет артикуляция всех звуков должна быть сформирована. Если этого не произошло, то имеющееся косноязычие нельзя списывать на возраст. Необходимо вмешательство специалиста. Чем раньше дети отправляются к логопеду, тем лучше для них и родителей.

Часто проблему ставят ребром в возрасте около 7 лет, перед поступлением в школу. Этот возраст для начала коррекции считается поздним, работа будет происходить сложнее, усилий потребуется больше.

С чего начать лечение

Лечить любое заболевание необходимо начинать с правильной диагностики. Маленького пациента, в первую очередь, направляют на консультацию к неврологу. После осмотра специалист по необходимости назначает обследования:

  • ЭЭГ;
  • электромиография;
  • МРТ;
  • электронейрография;
  • трансканальная магнитная стимуляция.

После установления диагноза ребенок отправляется к логопеду, который проводит специальные логопедические пробы. Они позволяют установить степень заболевания, форму. В дальнейшем к процессу подключаются психоневролог, дефектолог.

Различают четыре степени заболевания:

  • 1 степень – диагноз устанавливается только посредством специальных тестов компетентным специалистом;
  • 2 степень – речь понятна для восприятия, но имеет небольшие дефекты;
  • 3 степень – речь понимают только близкие;
  • 4 степень – речь непонятна для восприятия или отсутствует.

В зависимости от степени расстройства специалист назначает лечение, проводит коррекционные мероприятия.

Последовательность лечебных мероприятий

Если вы полагаете, что терапия дизартрии сводится к посещениям логопеда, где дизартрика учат складывать губы трубочкой, то ваше мнение ошибочно. Существует определенная последовательность мероприятий, нарушать которую не рекомендуется.

Устранение дизартрии начинается с восстановления работы речедвигательного аппарата. Для этого малышу проводят логопедический массаж, развивают мелкую моторику рук. Применяют также дыхательную гимнастику.

Логопедический массаж – один из наиболее эффективных методов восстановления работы речевого аппарата. Массаж воздействует на мышцы, позволяя нормализовать их тонус. Поэтому предварительно специалист определяет его уровень: гипо- или гипертонус.

Логопедический массаж делят на несколько видов:

  • ручной;
  • механический;
  • аппаратный.

Ручная техника основана на воздействии пальцами рук на определенные зоны щек, губ, языка. Специалист проводит поглаживание, небольшое разминание мышечного каркаса области губ, щек и подбородка. Соединяет пальцами губы в вертикальном, горизонтальном положениях. Массирует мягкое небо.

Механическая техника предполагает воздействие на проблемные зоны с помощью специальных зондов.

Аппаратный метод использует вакуумные, вибрационные, температурные устройства. Он позволяет восстанавливать нервные пути, связывающие мышцы с центрами в мозге.

Дети-дизартрики способны самостоятельно проводить массаж в домашних условиях. Для этого существуют несложные упражнения:

  • оскаливание зубов;
  • вытягивание губ;
  • открыть – закрыть рот;
  • ребенок берет в рот конфету на палочке, взрослый ее вынимает. Чем меньше объем конфеты, тем сложнее делать упражнение.
  • восстановить нормальный мышечный тонус;
  • устранить патологические движения речевых мышц;
  • увеличить амплитуду артикуляционных действий;
  • заставляет работать мускулатуру, ранее не задействованную в процессе;
  • координирует движение речевых органов.

Дыхательная гимнастика

Речевое дыхание – сложный процесс, заключающийся в строгом соотношении дыхательного акта с артикуляцией. У маленьких дизартриков такая координация нарушена. Перед произнесением фразы дети делают недостаточный вдох. Они способны произносить речь на вдохе или в самом конце выдоха. Неречевое дыхание отличается поверхностностью, нестабильностью ритма.

Читайте также:
Как очистить кишечник перед рентгеном поясничного отдела без клизмы — gastris.ru

Правильное речевое дыхание обеспечивает речи плавность, мягкость. При дизартрии очень важно наладить данную сторону процесса. Для этого была разработана дыхательная гимнастика.

Наиболее эффективной является дыхательная гимнастика по А.Н. Стрельниковой. Это совокупность оригинальных упражнений, аналогов которых нет в мире. Упражнения делают упор на вдох. Он должен быть резким, коротким, производиться через нос. На выдох – внимание минимальное. Осуществляется произвольно.

Существуют главные правила исполнения упражнений, при соблюдении которых эффект будет заметен очень быстро:

  1. Ребенок делает резкий, эмоциональный, активный вдох носом. Аналогия проводится с ощущением гари. При этом можно повторять: «Тревога, пахнет гарью», и вдыхать воздух, как бы принюхиваясь. Внимание концентрируется на вдохе.
  2. Выдох производится через рот. Объясняем малышу, что не нужно задерживать выход воздуха. Пусть выходит самопроизвольно, без контроля.
  3. Вдох следует делать так, как будто накачиваете автомобильную шину. Частота – 60-70 вдохов/минуту. Пауза – до 3 сек. За один урок необходимо произвести 1000-2000 повторов.
  4. Делать упражнение нужно легко, без напряжения, не доводя до состояния нехватки воздуха. Всё – в доступных пределах.

Занятие начинается с разминки, и лишь затем можно переходить к главной части.

Примеры упражнений:

  • полуприсед. Одну ногу выводим вперед, другая – сзади. Неглубоко приседаем, опираясь на переднюю ногу. Приседая, делаем короткий, ритмичный вдох;
  • затаивание дыхания. Делаем короткий вдох, одновременно наклоняясь вперед. Задерживаем дыхание, считая до восьми. Постепенно увеличиваем количество.

Развитие мелкой моторики

Казалось бы, какая связь между правильностью речи и движением пальцев? Оказывается, центр речи и моторики пальцев расположены в головном мозге рядом, стимулируя работу друг друга. Чем лучше развита мелкая моторика, тем лучше и быстрее происходит развитие речи.

Отступая немного от темы, хочется попутно объяснить родителям, что движение в целом способствует закреплению нейронных связей, позволяющих запоминать новую информацию. Малоподвижный ребенок трудно обучаем.

Разработка двигательной активности пальцев позволяет обогатить словарный запас, улучшить фонематическую сторону речи. Существует множество вариантов для развития мелкой моторики: лепка из пластилина; работа с бумагой (листы можно сминать, рвать, отщипывать кусочки, складывать в определенной последовательности); конструирование поделок, создание аппликаций, коллажа разовьет к тому же творческое мышление.

Специалисты используют пальчиковую гимнастику, специальные атрибуты для стимуляции двигательной активности пальцев:

  • мочку уха зажать между большим и указательным пальцем. Пройти по краю ушной раковины массажными движениями;
  • расставить широко пальцы. Хлопать ладонями, чтобы все пальцы соприкоснулись;
  • согнуть пальцы. Массирующими движениями продвигаться от уха к макушке;
  • на веревке ребенок завязывает узлы. Затем перебирает их пальцами;
  • использование различных мячей – рифленых, с шипами, набитых шариками. Сжимание/ разжимание их руками;
  • использование эспандеров;
  • бельевые прищепки, компьютерная клавиатура, телефоны с кнопками.

Существует множество приспособлений, специализированных и бытовых, позволяющих работать на развитие мелкой моторики. О возможных вариантах родителям поведает специалист, разъяснит, как проводить занятия самостоятельно в домашних условиях.

Коррекция произношения

После налаживания работы артикуляционного аппарата, восстановления мышечной активности, логопед переходит к корректировке неправильного произношения.

Обычно у детей выявляют такие неточности произношения:

  • пропуск отдельных звуков, чаще «р»;
  • замена одних звуков другими – «вак» вместо «рак»;
  • межзубное произношение, так называемая шепелявость;
  • изолированно звук произносится правильно. Проблемы появляются при введении в слово.

Если подобные изменения были замечены родителями, то логопедическую работу стоит начинать сразу, не дожидаясь 5 лет.

Коррекция произношения требует индивидуального подхода. Специалист определяет, какие звуки сохранены, произносятся правильно. Работа начинается со звуками, искаженными в наименьшей степени. Перед их постановкой требуется научить детей различать их на слух.

Задача специалиста сводится к следующему:

  • моделирование основных артикуляционных укладов – постановка шипящих, свистящих, сонорных, небных звуков;
  • постановка изолированного звука;
  • закрепление звука, автоматическое включение в речь. Сначала для фиксации используют слова, в которых звук присутствует в утрированной форме. Затем любые слова с нужным звуковым символом;
  • произношение звука с оппозиционным по звучанию: са-ша, сфа-тфа.

Логопед, помимо произносительной стороны речи, обучает ребенка лексико-грамматическим основам, развивает фразовую речь, дает основы навыков письма, чтения.

Другие методы

Логопедический труд составляет львиную долю успешного устранения дизартрии. Параллельно ребенку назначаются дополнительные методы лечения. Обязательным является выполнение назначений невролога. Врач прописывает детям медикаментозные средства, ведь основная причина расстройства – органическое поражение ЦНС.

Таня, 9 лет. У девочки наблюдается тяжелая псевдобульбарная дизартрия. Речь больной отличается медлительностью, резкостью, малой разборчивостью. Голос громкий, монотонный. Довольно большое количество звуков отсутствует в произношении.

Помимо занятий с логопедом, девочке назначили инъекции Галантамина. Препарат усиливает проведение нервных импульсов в ЦНС. После курса лечения стали заметны положительные результаты. Увеличилась подвижность языка, губ. Разнообразились артикуляционные движения. Восстановился акт глотания. Ушла асинхронность дыхания.

Удалось наладить произношение отдельных звуков: с, т, р, ц, ж. Ушла напряженность голоса, чрезмерная громкость произношения. Речь стала звучать гармоничнее, плавнее, непринужденнее. Перестала привлекать внимание прохожих.

Самостоятельно больная проводила массаж языка. Благодаря чему удалось добиться языковой вибрации. Появилась возможность регулировать интонацию, громкость голоса. За несколько месяцев комбинированного лечения девочке достигла впечатляющих результатов.

Из физиопроцедур актуальны:

  • электрофорез;
  • дарсонвализация;
  • синусоидальные модулированные токи;
  • локальная гипотермия.
Читайте также:
УЗИ плечевого сустава, кисти руки, локтевого и лучезапястного суставов

Данные процедуры позволяют убрать мышечный спазм, улучшить трофику тканей. Устраняют гиперкинезы мимических и язычных мышц, снижают саливацию. Уходят синкинезии, когда, например, вместе с поднятым языком движется вверх нижняя челюсть. В результате улучшается четкость произношения, усиливается голос.

Помимо перечисленных методов подключают:

  • лечебные ванны;
  • гирудотерапия;
  • иглоукалывание.

Применяются методы лечебной физкультуры, а также дельфинотерапия, иппотерапия – лечение с помощью лошадей.

Правильная, красивая речь – это успешное функционирование ребенка в обществе, путь к новым знаниям и открытиям. Речевые дефекты – не приговор, но они нуждаются в коррекции. Своевременное исправление дефекта поможет избежать многих конфузов, препятствий в развитии малышей, обеспечивая гармоничное становление личности.

Сколько длится МРТ

Все клиники сети ЦМРТ оснащены современным высокоточным оборудованием. МРТ и другие виды диагностики проводят опытные и квалифицированные специалисты.

Консультация специалиста после диагностики со скидкой 50%.

Продолжительность МРТ по времени зависит от величины обследуемой области, необходимости применения контраста, типа и мощности МР-установки. Исследование занимает от 15 минут до часа, точнее можно сказать только зная необходимый тип диагностики. Например, обследование нижней конечности — голени — занимает 40-45 минут, так как считается самым труднодиагностируемым участком и проходит с применением контрастирования.

МРТ органов брюшной полости займет от получаса — при нативном исследовании, до часа — при использовании контраста. Однозначный ответ на вопрос, сколько по времени делается МРТ, определяет сложность конкретного случая.

Рассказывает специалист ЦМРТ

Дата публикации: 01 Апреля 2021 года

Дата проверки: 01 Апреля 2021 года

Содержание статьи

Как проходит процедура

Персонал клиники помогает пациенту чувствовать себя во время прохождения МРТ максимально комфортно. Внимательное отношение и грамотный инструктаж перед и во время диагностики снижают волнение пациента и обеспечивают качество исследования. Проведение сканирования сопряжено с шумом, издаваемым томографом при работе. Это вызывает дискомфорт, поэтому пациентам предлагают беруши или специальные наушники.

В ходе процедуры исследуемая область подвергается воздействию магнитного поля томографа. Это не создает неприятных или болевых ощущений, диагностика безвредна и безопасна. Каждый томограф оснащен динамиками и микрофоном для дистанционной связи с врачом. В случае панической атаки или ухудшения самочувствия, пациент может прервать обследование, нажав на тревожную кнопку. После прохождения процедуры, специалист подготовит заключение, при необходимости (дополнительная услуга) со снимком или записью на CD-диске для дальнейшего предоставления лечащему врачу.

МРТ — магнитно-резонансная томография

Золотой стандарт для оценки как структурных, так и функциональных характеристик тканей и органов.

Сколько по времени делается МРТ

Давайте рассмотрим, сколько длится процедура МРТ, от чего зависит продолжительность исследования.

МР-сканирование головного мозга занимает 30-40 минут. Диагностика носовых пазух проходит за 20-40 минут, делают МРТ гипофиза — 30-60 минут.

Комплексное обследование органов брюшной полости и забрюшинного пространства обычно продолжается около 40 минут, в сложных случаях — дольше. В зависимости от исследуемого органа, МРТ по времени занимает от 20 минут. Например, МР-томография печени длится 20-25 минут, но требует предварительной подготовки в виде приема спазмолитиков и ветрогонных средств для уменьшения газообразования. А перед сканированием почек необходим анализ крови на выявление возможного воспалительного процесса.

Резонансная томография шейного, грудного, пояснично-крестцового отделов позвоночника проводится в трех проекциях. На обследование одной зоны уходит 15 мин, всех отделов — 45. МРТ молочных желез делают за 25 минут. Обследование плечевых суставов занимает 15-20 минут, коленных — 25-40.

МРТ детям до 3 лет проводят под наркозом, значит время диагностики увеличивается за счет процедуры введения ребенка в медикаментозный сон. Томография малого таза при беременности занимает до 30 минут.

Продолжительность сканирования с контрастом увеличивает длительность исследования на 15-20 минут.

Что влияет на длительность обследования

Помимо введения контрастного вещества, существуют дополнительные факторы, влияющие на увеличение времени процедуры.

  • Наличие подготовительного периода — приема лекарственных средств, предварительные анализы, применение наркоза или седативных препаратов.
  • Необходимость дополнительной консультации узкопрофильных врачей.
  • Введение контраста для увеличения результативности обследования при обнаружении новообразований.
  • Сложность заболевания, необходимость сканирования нескольких зон для постановки диагноза.
  • Необходимо учитывать тип и мощность установки. Томографы закрытого типа мощнее, разница по времени с исследованиями на низкопольных томографах открытого типа составляет до 15-20 минут.

МР-диагностика – информативный метод, обеспечивающий точность результатов. Продолжительность исследования сложных случаев не превышает 1,5 часов, при условии соблюдения неподвижности. Определить сколько длится процедура МРТ можно только в каждом отдельном случае перед самой диагностикой.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: