Восстановление речи после инсульта: правила и упражнения, как происходит процесс

Упражнения по восстановлению речи после инсульта в домашних условиях

Упражнения по восстановлению речи после инсульта в домашних условиях

Во время острого нарушения кровообращения происходит поражение различных областей мозга. В зависимости от поврежденной структуры, возникают нарушения функций организма. Чаще всего страдает речевой центр, что приводит к потере речи у человека после перенесенного им инсульта.

Подобное возможно как при геморрагическом инсульте, когда к головному мозгу поступает избыточный объем крови, так и при ишемическом, когда кровоснабжение оказывается недостаточным. Отказ речи или афазия случается при поражении левого полушария и сопровождается параличом правой половины тела.

Виды афазии

Для удачного восстановления речи после перенесенного инсульта необходимо определить тип афазии и вызываемые ею поражения органов и тканей человека.

  • Тотальная или полная. Как правило, наблюдается непосредственно после геморрагического или ишемического инсульта. В этом состоянии человек не узнает близких, не понимает обращенную к нему речь, не может говорить.
  • Моторная. Возможность говорить есть, но дикция становится нечеткой из-за проблем с мимикой. При этом человек мыслит, все понимает, его мозговые центры не нарушены, но он не может внятно отвечать из-за паралича лицевых мышц, языка.
  • Сенсорная. В результате нарушения центра Вернике, отвечающего за распознавание речи, больной не может понять родной язык и воспринимает его как незнакомый.
  • Амнестическая. Речь после инсульта есть, но пациент время от времени забывает слова, названия предметов.
  • Семантическая. Человек понимает только короткие и простые речевые конструкции, сам говорит короткими предложениями, не в силах понять длинных фраз.

В большинстве случаев упражнения для восстановления речи после инсульта приводят к возвращению речевых навыков, если и не в полном объеме, то в достаточном для общения. Но никто не даст гарантии, что процесс пойдет успешно. Это зависит от степени поражения мозга, условий, в которых оказался пострадавший, регенеративных способностей организма, решимости, воли к победе.

Для достижения оптимальных результатов важно правильно оценить состояние пациента и, исходя из него, назначить программу восстановления больного после инсульта. Чем раньше были начаты мероприятия, тем больше шансов, что человек заново овладеет утраченной речью. Процесс этот может занять немало времени, но если по прохождении пяти – десяти лет возможность общаться не вернулась, то вероятность успеха практически исчезает. Простые проблемы с речью у человека с афазией обычно уходят через три – шесть месяцев занятий и упражнений.

Общие рекомендации

Для удачного восстановления больного после инсульта родственникам рекомендуется соблюдать следующие правила поведения:

  • постоянно давать человеку ощущение того, что он нужен, дорог, важен для вас;
  • поддерживать больного, демонстрировать уверенность в его скорейшем выздоровлении и желание помочь;
  • как можно чаще разговаривать с больным, вовлекая его в обсуждение семейной жизни;
  • включать любимую музыку пациента – она способствует пробуждению речевых импульсов, восстановлению речи после инсульта;
  • запастись терпением при выполнении упражнений, не выказывать раздражения при неудачах.

Реабилитация может проводиться в домашних условиях, но только после осмотра врачом, определения степени повреждений мозга и составления индивидуального плана лечения. Начинать проводить упражнения можно через неделю после перенесенного инсульта при условии, что состояние больного стабилизировалось. В противном случае речью можно заняться позднее, в течение двухмесячного периода после нарушения мозгового кровообращения.

Способы возвращения речи после инсульта

Метод, используемый для восстановления больного после инсульта с потерей речевых навыков, зависит от стадии постинсультного периода. На раннем этапе используется:

  • фармакологическое лечение;
  • массаж;
  • занятия с логопедом.

Специалист намечает программу действий еще в стационаре, но дальнейшим восстановлением речи больного занимаются его домашние.

Медикаментозная терапия

В постинсультный период больному назначаются препараты, позволяющие ограничить очаг поражения мозга, восстановить нормальное кровообращение, питание нервных тканей. Врач может назначить следующие лекарства:

  • ноотропы для стимулирования регенерации, помощи в восстановлении функции клеток мозга;
  • гипотензивные средства для купирования критического подъема артериального давления;
  • кроверазжижающие препараты, понижающие вязкость крови у человека, перенесшего инсульт, способствующие улучшению церебрального кровообращения;
  • диуретики для снятия отеков мозга.

В ряде случаев для дополнительной стимуляции процессов восстановления могут назначаться мексидол, актовегин, глиатилин, цераксон.

Любые лекарственные средства, хотя и снижают тяжесть нарушений мозга, но не способны самостоятельно вернуть речь пациенту. Препараты оказывают воздействие только в комплексе с упражнениями, назначенными логопедом.

Массаж

Вместе с нарушенной речью больные, перенесшие инсульт, сталкиваются с такими проблемами как:

  • нарушение жевательной функции;
  • слюнотечение;
  • обвисание щеки, уголка рта.

Специальный массаж позволяет вернуть человеку с перенесенным недавно инсультом тонус лицевых мышц, восстановить мимику. После облегчения состояния будет проще выговаривать слова. Точки для массирования должен определить врач: он расскажет, какие участки лица необходимо тонизировать, какие расслабить. Действовать наугад в этом случае опасно – можно навредить.

Помимо массажа лица назначается массаж языка, губ, щек, ушей, кожи головы, кистей рук. Это позволяет снять скованность мышц и улучшить речь.

Читайте также:
Признаки смерти у лежачего больного, лежачий больной перед смертью не ест и не пьет, много спит, признаки скорой смерти после инсульта, от старости, рака

Занятия с логопедом

Работа логопеда крайне важна для восстановления речи после инсульта. Специалист на основании состояния пациента назначает подходящие упражнения. Сначала врач проводит занятия сам, объясняя родственникам особенности проведения тех или иных техник. Впоследствии родные будут заниматься с больным дома. Правила проведения упражнений по восстановлению речевых функций следующие:

  • задания надо выполнять от простых к более сложным;
  • необходимо хвалить больного при каждом, даже минимальном, успехе;
  • важно избегать переутомления;
  • частота занятий не должна превышать пять – десять раз в неделю.

Назначенную логопедом программу по восстановлению речи надо периодически корректировать, основываясь на достижениях.

Суть логопедической работы состоит в вовлечении разных областей мозга в процесс управления речью. Существуют разные комплексы, позволяющие восстановить речь после инсульта:

  • фонетические – для диагностики формы афазии, последующего улучшения контроля мимики, в первую очередь языка и губ. Больной повторяет за врачом отдельные звуки, слова, скороговорки;
  • семантические – для стимулирования активного мышления. Пациент должен продолжать предложения, ассоциативные ряды, вести диалоги на нейтральные темы;
  • наглядные – при наличии сенсорной афазии у человека применяются карточки с картинками, книжные иллюстрации, специальные пособия, побуждающие находить связи, последовательности;
  • творческие – включают в себя арт-терапию, пение, занятия музыкой.

Важное условие – все логопедические тренировки должны проходить в спокойной, позитивной обстановке.

Гимнастика

Каждый раз перед началом логопедических упражнений рекомендуется проводить гимнастику для улучшения артикуляции и улучшения работы лицевой мускулатуры:

  • выдохнуть воздух через сложенные трубочкой губы, издав звук «У»;
  • слегка покусать сначала нижнюю, потом верхнюю губу (только при условии незначительной потери чувствительности);
  • улыбнуться, сохранив максимальную симметричность уголков губ;
  • свернуть язык в трубочку;
  • почмокать губами;
  • облизать губы, провести языком по небу;
  • медленно надувать и сдувать щеки.

Такая разминка позволяет повысить качество последующих логопедических занятий.

Артикуляционные упражнения

Призваны улучшить контроль над мимикой, языком, губами.

Упражнения для языка:

  • высунуть язык, подержать несколько секунд;
  • высунуть язык, поднять к носу, подержать;
  • высунуть язык, направить к одному уголку рта, потом к другому;
  • водить кончиком языка по небу вперед-назад;
  • цокать языком;
  • прикусывать расслабленный язык;
  • облизывать губы справа налево и слева направо.

Упражнения для губ:

  • сложить губы трубочкой и вытянуть;
  • улыбнуться, не разжимая губ;
  • поднять верхнюю губу, показав зубы, подержать несколько секунд;
  • надуть щеки, перекатывать воздух из стороны в сторону;
  • подуть сквозь расслабленные губы;
  • оттянуть губы пальцами вверх, вниз, в стороны;
  • чередование приподнятых и опущенных уголков губ.

Упражнения для голоса:

  • произносить поочередно гласные на выдохе;
  • артикулировать как при произнесении «Ы» только без звука;
  • произносить гласные подряд с перетеканием одного звука в другой, с ударением в разных местах;
  • произносить согласные: сначала глухие поочередно и подряд, потом звонкие.

Комбинации звуков для каждого человека логопед должен определить индивидуально.

Упражнения для мимики:

  • поднимать, опускать, хмурить, расслаблять брови;
  • широко открывать, потом расслаблять рот;
  • надувать-сдувать щеки;
  • складывать губы как для поцелуя;
  • вытягивать язык в разные стороны;
  • двигать челюстью вправо, влево, по кругу.

Другие способы вернуть речь после инсульта

Помимо традиционных методик хорошо зарекомендовали себя альтернативные способы, способствующие восстановлению речи, потерянной при геморрагическом или ишемическом инсульте.

Физиотерапия

Стимуляция мимических мышц, голосовых связок электрическими импульсами в комплексе с массажем может применяться при моторном типе афазии, чтобы способствовать восстановлению нормальной дикции.

Иглорефлексотерапия

Процедура так же назначается для коррекции моторной афазии при инсульте. Используется при восстановлении тонуса группы мышц, отвечающих за артикуляцию.

Лечение стволовыми клетками

Процедура пересадки стволовых клеток эффективно справляется с восстановлением речи после любых инсультов. Терапия проводится в амбулаторных условиях дважды с разницей в три месяца. Стволовые клетки регенерируют сосуды, устраняют бляшки, тромбы, позволяют строить новые клетки.

Функциональное биоуправление

Эта методика по восстановлению речевых функций предполагает визуальный контроль над речью, речевой мускулатурой. Если при инсульте возникло расстройство восприятия, применение метода не рекомендуется.

Хирургическое вмешательство

После проведения реваскуляризации улучшается кровоснабжение головного мозга, улучшается состояние нервных клеток. В случае неэффективности операции при серьезном инсульте назначается экстра-интракраниальный сосудистый микроанастомоз.

Музыкотерапия

В отдельных случаях повреждения мозга при инсульте таковы, что больной не может говорить, произносить отдельных слов, но у него получается петь. Тогда все занятия по восстановлению утраченной в ходе нарушения мозгового кровообращения речи следует проводить в форме песни.

Народные способы

При отсутствии противопоказаний от лечащего врача и невролога, для активации речевых способностей больного можно применять отвары, настои трав и растений:

  • калины,
  • земляники,
  • шиповника,
  • можжевельника,
  • сосновых шишек,
  • чабреца,
  • подорожника,
  • зверобоя,
  • шалфея,
  • календулы.

Их можно заваривать отдельно или в виде комплексных чаев, например, из земляники, очанки, скорлупы грецкого ореха. Или шиповника, репешка, календулы.

Особенно рекомендуется отвар шалфея: по четыре глотка до пяти раз в сутки.

Читайте также:
Воспаление блуждающего нерва (неврит): причины, симптомы в зависимости от пораженного отдела, диагностика, методы лечения

Прогнозы по возвращению речевых навыков

На ход реабилитации возможности говорить у инсультника влияет много факторов, поэтому однозначный прогноз дать невозможно. Результаты зависят от соблюдения указаний логопеда, настроя больного и его близких, обстановки вокруг пациента. Если адекватное лечение не проводилось, прогноз восстановления – примерно 15 процентов.

Также реабилитация зависит от тяжести перенесенного инсульта:

  • при тяжелой форме и соблюдении всех назначений вероятность полного возврата возможности возрастает до 55 процентов;
  • при средней тяжести – до 75 процентов;
  • при легком степени – до 90 процентов.

Еще один фактор, влияющий на успех, – тип афазии.

При моторной афазии прогноз наиболее благоприятен. При своевременно начатом лечении возможность разговаривать возвращается в полной мере в течение полугода. У людей пожилого возраста возможно сохранение незначительных нарушений: шепелявость, нечеткость в произношении некоторых звуков. Это связано с возрастным замедлением метаболизма, невозможностью полного «оживления» мимики.

Если состояние больного тяжелое, он не узнает родных, не ориентируется в пространстве, у него выявлена тотальная афазия, то проведение логопедических занятий становится невозможным. В этом случае потеря навыков общения может стать необратимой.

Амнестический и сенсорный типы афазии требуют долгой, непрерывной работы. Человека учат заново узнавать слова, предметы. Идет работа над артикуляцией. Вряд ли удастся вернуть речевые навыки в полном объеме: обычно словарный запас оказывается ограниченным, а способность к обучению существенно снижена.

Семантическая афазия вызывается поражением мозговых структур. Поэтому возможно лишь улучшить дикцию инсультника, но общаться он сможет только простыми фразами.

Где лучше проходить реабилитацию

Первые мероприятия по восстановлению способности говорить у перенесшего нарушение мозгового кровообращения человека проводятся еще в стационаре. Но, как правило, врач лишь намечает программу лечения. Дальнейшая реабилитация проводится в домашних условиях.

В первое время потребуется помощь логопеда, который выработает программу по работе с речью для больного. Нельзя руководствоваться исключительно общими рекомендациями: только по типу проблем с речью, степени тяжести состояния, его особенностей можно назначить подходящую логопедическую методику. Продолжать работу с ней родственники смогут уже самостоятельно, периодически посещая врача для корректировки программы.

Логопед после инсульта

Классификация нарушений речи после инсульта

По степени тяжести нарушения подразделяются на легкие, средние и тяжелые. Существует также классификация в зависимости от месторасположения и размера пораженной зоны.

Первый вид – моторная афазия, подразделяется на:

Афферентную, которая характеризуется распадом отдельных артикуляционных поз (в медицине их называют артикулями), проявляется поиском артикуляции при разговоре.

Эфферентную, когда речь больного разорвана, человек останавливается на некоторых кусках высказываний. Хотя звуки даются легко, слова и фразы даются сложнее.

Сенсорную, подразумевающую расстройство фонематического слуха, т.е. звуки больным воспринимаются каждый раз по новому, искаженно, как бы смешиваясь между собой.

Второй вид – динамическая афазия, который характеризуется аспонтанностью и инактивностью речи. Больной имеет бедный словарный запас, отвечает односложно.

Третий – амнестическая афазия, когда человек не может воспринимать информацию на слух из-за уменьшения объема запоминания.

Четвертый – семантическая афазия. Больной не воспринимает сложные с логической и грамматической стороны речевые обороты.

Описание логопедических занятий при инсульте

Работает правило: «чем раньше начать, тем лучше». Если лечащий врач разрешит, занятия можно начать уже в отделении реанимации. Логопед в зависимости от состояния больного определяет, какие упражнения ему подойдут, оптимальную продолжительность урока, корректирует программу по мере усвоения материала. Обязательно проводить восстановление речи в совокупности с приемом специальных медикаментов (ноотропов).

Длительность занятия 20-45 минут в зависимости от скорости утомляемости больного. При негативных проявлениях урок уменьшается до 10 минут. Частота занятий определяется специалистов в зависимости от степени нарушения речи.

Срок восстановления речи после инсульта напрямую зависит от типа и тяжести афазии. При легких нарушениях улучшение наступает через 2-4 недели занятий, а выздоровление – через 1 год. При афазии средней тяжести восстановить речь получается через 2-3 года непрерывной работы. При тяжелых – потребуется от полугода до нескольких лет с привлечением нейропрсихолога. Логотерапия не всегда помогает восстановить речь в полной мере, поскольку повреждение мозга обратить нельзя.

Курс лечения афазии

Курс лечения для восстановления речи после инсульта делится на несколько этапов.

Диагностика нарушений речи

Логопед ставит окончательный диагноз после 1-2 недель. В ходе диагностики он обращает внимание на способность изъясняться, степень понимания обращенной к больному речи. Если у пациента отмечаются нарушения речи средней или легкой тяжести, логопед приступает к более детальному анализу отклонений для выяснения типа афазии.

степень четкости речи;

наличие заикания, застревания на некоторых звуках, предрасположенности к замене одного звука на другой;

возможность запоминания слов;

наличие склонности использования словоформ не к месту;

степень восприятия и составления логико-грамматических конструкций и т.п.

На основании полученных данных логопед намечает основную программу и подбирает комплекс упражнений для восстановления речи после инсульта. При необходимости дает рекомендации о привлечении других специалистов. Логопед будет выдавать задания для закрепления материала дома.

Читайте также:
Перелом лопатки: симптомы, лечение, классификация, первая помощь, как спать

Первый этап лечения

Логопед выстраивает общение с пациентом так, чтобы он начал обрабатывать обращенную к нему речь. Специалист обращает внимание на общее состояние больного, чтобы устранить «периоды молчания». Каждые 15 минут (варьируется специалистом) пациенту задается короткий вопрос. Фраза произносится медленно, удерживается зрительный контакт. Вопрос мотивирует не только выслушать, но и дать ответ, не ограничиваясь жестом. Например: «Вы будете пить сок или воду?».

Работа с карточками – следующий шаг. Логопед показывает изображения привычных предметов и объектов, а пациент должен назвать их. Усложненное упражнение – выбрать название среди нескольких вариантов. Далее показывают фотографии из фотоальбома, а больной называет, кто на них изображен.

В продолжение упражнений на называние идут буквы и цифры. Перед человеком раскладывают карточки в произвольном порядке с буквами или цифрами. Их число и размер определяет логопед в зависимости от общего состояния больного и тяжести афазии.

Далее специалист учит пациента оперировать словами из вопроса. Ему нужно составлять ответ из них, меняя местами либо повторяя нужные.

Рядам также уделяется внимание во время занятий. В большинстве случае большой может воспроизвести алфавитный порядок, последовательность дней недели, месяцев. Поэтому логопед просит воспроизвести ряд в обратном порядке, что заставляет задуматься.

При отсутствии нарушений в навыках чтения и письма их специалист использует в терапии. Человека он просит в медленном темпе прочитать отдельные слова, предложения, абзацы. Затем задает наводящие вопросы, чтобы пациент рассказал суть прочтенного материала.

Второй этап лечения

После улучшения в состоянии речи после инсульта занятия усложняются. Сначала работают над восстановлением связей между словами и образами, исправляют нарушения номинации и внутренней речи, учат сохранять заданную речевую конструкцию в естественном порядке, самостоятельно строить фразы.

Занятия с картинками усложняются. Теперь нужно не только назвать, что изображено. Следует выбрать из нескольких вариантов правильное название объекта или выполнить изображенное действие. Затем пациент выбирает карточки к заданному слову и наоборот.

Продолжается работа с составлением ответа из слова вопроса. Добавляют сюжетные картинки и серии изображений с последовательным сюжетом. Пациент должен составить рассказ из заданного логопедом числа слов и предложений.

Дается задание на подбор слов в соответствии с определенным признаком. Ведется работа над ритмом речи, темпом повествования и интонацией. Подключаются схема предложений. Пациенту предлагается составить план своего ответа, пересказать текст разной сложности сначала со словами и картинками-подсказками, затем (по мере усвоения) повышается уровень самостоятельности. Продолжается работа с написанием и чтением текстов, как под диктовку логопеда, так и самостоятельно.

Далее ведется работа над пониманием речи и восстановлением контроля своей речи, пространственных представлений. Логопед помогает конструировать и воспроизводить выданные эталоны речи, классифицировать и сортировать слова по их назначению, строить речь при использовании опорных слов определенного пространственного значения, предлогов и союзов. С больным ведется работа, направленная на развитие способности толковать смысл слов, совершать счетные операции, сочинять на заданную тематику, выполнять разной сложности инструкции.

Затем перед логопедом стоит задача скорректировать произношение путем устранения инертности в речи, исправления артикуляционных дефектов. Специалист работает над темпом, ритмом и интонацией больного, вербализацией его действий, речевыми рядами, восстанавливает артикуляционные уклады.

В заключение второго этапа логопед работаем над устранением дефектов в навыках счета, чтения и письма. Пациент должен не только узнавать, но и называть буквы и цифры, выполнять звуковой и буквенный анализ по предложенным схемам, читать и анализировать прочитанное. Ведется работа над восстановлением письменных навыков.

Задания на дом при лечении нарушений речи

Часто логопед оставляет рекомендации и упражнения для закрепления итогов занятий. Их нужно выполнять, но, придерживаясь ряда правил:

  • Не нужно воспринимать нарушение речи, как психическое отклонение.
  • Старайтесь вовлекать больного в разговор. Неважно, молчит ли он, либо говорит очень неразборчиво. Отказ от общения с ним приводит к тому, что речь не восстанавливается.
  • Показывайте любимые программы, включайте радио или музыку, мотивируйте подпевать, пусть даже звуками.
  • Нельзя прерывать занятия при отказе родственника отвечать на вопросы или заниматься. Переключитесь на упражнения, направленные на понимание речи.
  • Категорически запрещено ругать за лень. После инсульта чаще всего у больного начинается депрессия, что приводит к снижению желания быстрее восстановиться.
  • Не прерывайте попытки человека высказаться, пусть это и занимает много времени. Договаривать за него нельзя.
  • Разговаривайте с больным короткими фразами в неспешном темпе. Если требуется, повторяйте сказанное, сопровождая речь рисунками или жестами. Это обусловлено тем, что зачастую люди после приступа почти (или совсем) не воспринимают обращенную речь.
  • Занятия проводить в полной тишине один на один.
  • Не стоит выдерживать определенное время одного занятия. Смотрите на нынешнее состояние родственника, степень его утомления.
Читайте также:
Невралгия шейного отдела: причины, симптомы, последствия

Восстановление речи после инсульта требует усилий, однако при четком соблюдении всех рекомендаций пожилой человек сможет добиться существенных результатов.

Расстройства речи, чтения и письма после инсульта. Как родные и близкие больного могут ему помочь?

Авторы:

Кадыков Альберт Серафимович – д.м.н., профессор, руководитель неврологического отделения ФГБНУ «Научный центр неврологии», Москва.

Черникова Людмила Александровна — д.м.н., профессор.

Шахпаронова Наталья Владимировна — д.м.н., профессор, ведущий научный сотрудник ФГБНУ «Научный центр неврологии», Москва.

Афазия, встречающаяся почти у трети больных, перенесших инсульт, это своеобразное расстройство мышления, при котором нарушается возможность правильно оперировать словами. В одних случаях больной не может составить фразу или вспомнить нужное слово, в других перестает понимать речь окружающих. Однако, как правило, у больных с афазией полностью сохранены интеллект, образное мышление, зрительная память, зрение, слух, с опорой на которые и работает специалист по восстановлению речи.

Кроме афазии у больных, перенесших инсульт, встречается и другой вид речевого расстройства — дизартрия, для которой характерно нарушение правильного произношения звуков и слов. В отличие от больных с афазией при дизартрии сохранены «внутренняя речь» (речь про себя), понимание речи окружающих, чтение и письмо.

Восстановление движений и речи не всегда идет параллельно. Процесс восстановления речи иногда происходит несколько медленнее, чем восстановление движений, и может продолжаться и год, и два, а в некоторых случаях три и даже более лет. И здесь роль семьи неоценима, тем более что логопедическая служба имеется лишь в нескольких городах страны. Родственники, получив необходимую консультацию у логопеда или врача, знакомого с проблемой логопедического обучения, в значительной степени могут помочь больному в восстановлении речи и таких тесно связанных с речью функций как чтение и письмо. Помощь в этом могут оказать различные пособия по коррекции речи.

Занятия по восстановлению речи рекомендуется начинать уже в первые 1-2 недели после инсульта. Именно в это время наблюдается наибольшая эффективность восстановительного обучения. Родным и близким больного необходимо знать, что интеллект при нарушении речи, как правило, не страдает и к больному с афазией нельзя относиться как к полупомешанному или как к неразумному ребенку. Даже при грубых нарушениях речи сохраняется не только логичность мышления и адекватная реакция на окружающее, но и творческие способности. Так, известный русский композитор Альфред Шнитке, страдая последние годы жизни речевыми нарушениями в результате повторных инсультов, продолжал сочинять прекрасную музыку.

Моторная афазия

Моторная афазия развивается при поражении заднелобных отделов левого полушария (т.н. речевой зоны Брока). Расположенный в этой области центр моторной речи регулирует не только выбор звуков, слогов и слов в процессе речевого высказывания, но и выбор предлогов, окончаний существительных и глаголов, т.е. организует синтаксическое оформление предложения. При поражении этой области больной застревает на каком-либо слове и слоге и несколько раз его повторяет, либо с трудом переходит к следующему слову, в результате чего в речи возникают длительные паузы. В наиболее тяжелых случаях речь полностью отсутствует или больной способен повторять лишь отдельные слова. Больных с нарушением собственной речи, в основном встречающимся при моторной афазии, важно побуждать к собственным высказываниям, строить разговор с ними в виде беседы, диалога, чаще обращаться с каким-нибудь вопросом при выполнении ими работы по дому. За обеденным столом, за просмотром телепередач. Сам больной, особенно на первых порах, при ответах, не должен торопиться, стараясь произносить слово или фразу четко и медленно.

Иногда занятия, проводимые с больным его родственниками, ограничиваются лишь упражнениями в названии и повторении отдельных предметов, как правило, существительных в именительном падеже. И в дальнейшем по мере восстановления речи у них может выработаться т.н. «телеграфный стиль», когда такой больной вместо фразы «Вынь из холодильника тарелку с ветчиной» говорит «Холодильник, тарелка, ветчина».

Во избежание этого надо сразу же стремиться к формированию речи, состоящей хотя бы на первых порах из коротких фраз типа «здравствуйте», «хочу пить», «дайте хлеб», «идем гулять».

Большую роль в восстановлении собственной речи играют методики «расстормаживания». Расстормаживание речевой функции возможно за счет вовлечения сохраненных речевых автоматизмов: порядковый счет до десяти, название дней недели и месяцев года, куплеты любимых песен и строфы знакомых стихотворений.

По мере восстановления речи в занятиях с больным переходят к повторению относительно простых фраз, тема которых подсказана последними событиями дня: «Сегодня был врач. Я чувствую себя лучше. Сейчас я буду обедать. Дайте мне лекарство».

По мере улучшения речи больного от диалога переходят к восстановлению монолога — собственному речевому высказыванию больного и осуществляется это восстановление в несколько этапов:

— Пересказ рассказанного логопедом или прочитанного больным текста (первоначально очень простого, в дальнейшем –более сложного);

Читайте также:
Актовегин в таблетках: инструкция по применению, для чего назначают, состав, аналоги препарата

— Рассказ по картинке;

— Рассказ на заданную тему: «в магазине», «в аптеке», «в театре», биографии известных больному писателей, ученых, общественных деятелей;

— Рассказ о собственной жизни, о проведенном дне;

— Коллективное (в семье, логопедической группе) обсуждение какой-либо темы.

На определенном этапе восстановления речи имеет смысл использование магнитофона. Больной прослушивает наговоренный им текст, находит сделанные ошибки, повторяет его и снова слушает запись.

Сенсорная афазия

В задних отделах височной доли левого полушария головного мозга расположен центр понимания речи окружающих (центр Вернике), принимающий участие в восприятии на слух специфических звуков речи (фонем) и осуществляющий слухоречевую память. При поражении зоны Вернике возникает нарушение понимания речи окружающих, в основе которых лежит нарушение фонематического слуха и слухоречевой памяти.

Понимание речи включает три основных компонента:

— Понимание значения слова;

— Понимание значения предложения;

— Понимание значения целевого высказывания.

Соответственно восстановлению понимания речи также проходит три этапа: от понимания значения слова к пониманию предложения, а затем и высказывания в целом. Большое значение имеет угадывающее понимание, когда больной не понимает высказывания в целом, но по отдельным понятным ему словам и по ситуации может угадать, что хочет сказать собеседник. Это иногда вводит в заблуждение родных, ошибочно полагающих, что больной все хорошо понимает.

Самым губительным для восстановления речи является так называемая «речевая изоляция» больного, когда он предоставлен сам себе, с ним мало разговаривают, его не приглашают для участия в общей беседе, для обсуждения домашних проблем.

Для стимуляции понимания речи окружающих используют беседы, в основном, на простые темы. Спрашивают у больного, хочет ли он есть, пить, пойти погулять, спать, просят его передать какой-либо предмет (не показывая на него пальцем), или произвести какое-либо действие (встать, сесть, взять вилку, включить телевизор и т.д.).

Если больной затрудняется выполнить действие или показать предмет, необходимо подсказать ему и повторно его попросить. После освоения простых операции круг предметов и действий расширяется.

Чтобы больной с сенсорной афазией осознал свой речевой дефект, ему предлагают списать несколько простых слов или решить простые арифметические параметры. Больному надо деликатно показать его ошибки. Та как у него нарушено понимание речи, объясняться с ним приходится с помощью мимики и жестов. Если больной игнорирует жесты и мимику собеседника, можно подчеркнуть его ошибки красным карандашом. Для восстановления понимания речи используют картинки с изображением различных предметов, животных, частей тела, с подписями к ним. Удобно использовать картинки из детского лото. Больного просят разложить подписи к предметным картинкам, обозначающие их слова, написанные на отдельных маленьких полосках бумаги. Когда больной научится справляться с этим заданием, предлагают списывать эти подписи и читать их вслух.

Восстановление чтения и письма

Параллельно с речевым общением и занятиями по восстановлению устной речи больных необходимо обучать чтению и письму, т.к. восстановление этих функции в значительной степени будет способствовать и восстановлению речи. Если нет надежд на восстановление письма правой рукой, следует учить больного писать левой. Лучше начинать обучение письму, чем печатанию на машинке/компьютере, т.к. письмо прописью тесно связано с функцией речи. В дальнейшем при удовлетворительном восстановлении навыков письма прописью можно начать обучение печатанию на машинке/компьютере, особенно в тех случаях, когда больной владел уже ими до болезни. Чтение лучше начинать с печатных слов, письменные задания больному стараться на первых порах писать печатными буквами и лишь в дальнейшем переходить на прописные буквы, написанные разборчиво и четко. С первых дней, еще до полного восстановления функции чтения следует больному давать просматривать газеты и журналы, которые он имел обыкновение читать до болезни, т.к. у больных даже с нарушением функций аналитического чтения часто сохраняется возможность угадывающего чтения.

Для проведения занятий по восстановлению речи, чтения, письма требуются различные пособия:

— Предметные и сюжетные картинки (их можно вырезать из детских книг, журналов);

— Разрезная азбука, букварь;

— Книги для чтения; на первых порах это книги для младшего возраста: сказки, рассказы, например Л.Н. Толстой, учебники русского языка для иностранцев.

Занятия по восстановлению речи при хорошем общем состоянии больного проводятся по 30-60 минут 1-3 раза в день. Однако многие больные не могут долго концентрировать свое внимание. При длительном умственном напряжении у них возникают головные боли, головокружение, повышается кровяное давление. В этих случаях занятия следует проводить по 10-15-20 минут, но количество их в течение дня увеличить до 5-7 раз. Однако, стремясь почаще проводить восстановительные занятия, не надо оказывать психологическое давление, когда больной плохо себя чувствует или не в настроении; не следует прерывать, если он хочет что-либо сказать, но это плохо получается.

Читайте также:
Баня и сауна при невралгии — рекомендации, противопоказания

Афазия. Как в реабилитационных программах проходит восстановление речи после инсульта?

Проблемы с использованием или пониманием языка (афазия) появляются, согласно статистике исследований, проводимых НАБИ (Национальной Ассоциацией по борьбе с инсультом), у 25 больных из 100. Каждый четвертый больной ощущает трудности, связанные с вербальным общением — умением говорить, писать или понимать устный и письменный язык. Это свидетельствует о том, что острое нарушение мозгового кровообращения затронуло один или несколько центров контроля языка.

Афазия — это симптом повреждения головного мозга, а не болезнь. Насколько индивидуальна картина повреждений, настолько же индивидуально проявляется у каждого пациента афазия. Это условие и определяет индивидуальный характер подбора методик восстановления речи после инсульта для каждого пациента.

Выделяют четыре основных вида постинсультных нарушений речи

Повреждение языкового центра в доминирующем полушарии — область Брока — приводит к тому, что пациенты теряют способность передавать свои мысли с помощью связных и грамматически правильных языковых конструкций. И наоборот, патологические изменения в области Вернике (сенсорный центр) приводят к проблемам восприимчивости к языку. Такие пациенты с трудом понимают устную или письменную речь. Они часто строят правильные грамматические конструкции, но их высказывания могут быть лишены смысла. Наиболее тяжелая форма афазии (глобальная или тотальная) встречается у пациентов с обширными повреждениями нескольких областей мозга, отвечающих за понимание и речь. Самая легкая форма афазии — амнестическая — приводит к затруднению работы со словарным запасом.

Как на практике проявляются эти виды афазии?

Повреждение языкового центра в доминирующем полушарии — область Брока — приводит к тому, что пациенты теряют способность передавать свои мысли с помощью связных и грамматически правильных языковых конструкций. И наоборот, патологические изменения в области Вернике (сенсорный центр) приводят к проблемам восприимчивости к языку. Такие пациенты испытывают трудности с пониманием устной или письменной речи. Они часто строят правильные грамматические конструкции, но их высказывания могут быть лишены смысла. Наиболее тяжелая форма афазии (глобальная или тотальная) встречается у пациентов с обширными повреждениями нескольких областей мозга, отвечающих за понимание и речь. Самая легкая форма афазии — амнестическая — приводит к затруднению работы со словарным запасом.

Как на практике проявляются эти виды афазии?

  1. Моторная афазия. Вы знаете, что хотите сказать, но не можете найти (вспомнить, правильно употребить и произнести) нужные слова.
  2. Сенсорная афазия. Вы слышите, как кто-то говорит, или видите печатный текст, но не может понять смысл слов.
  3. Амнестическая афазия. Вы затрудняетесь с подбором и использованием правильных слов для обозначения некоторых людей, предметов, мест или событий.
  4. Глобальная афазия. Вы не можете говорить, писать, читать и не понимаете, что говорят вам.

Инсульт: восстановление речи. Упражнения

Пациентов с диагнозом афазия и нарушениями речи волнуют вопросы: возможно ли ее восстановление после инсульта в полном объеме и сколько на это потребуется времени?

Прежде всего, необходимо принимать во внимание необратимость процесса разрушения клеток мозга. Чтобы вернуть пациенту способность говорить, специалистам потребуется подобрать такие средства восстановления после инсульта, которые помогут переключить речевые функции на ближайшие не затронутые болезнью участки мозга. А сроки зависят, в том числе, и от высокой инертности клеток мозга – ведь необходимо переключить их на несвойственные им функции

Разработано множество методик восстановления речи после инсульта, которые могут ускорить этот процесс — речевая, мелодичная, визуальная, художественная и т.д. Эти логопедические методы применяются наряду с медикаментозной терапией – пациенту назначают препараты, способные подтолкнуть процессы образования новых нейронных связей.

Метод интонационной (мелодичной) терапии основан на «пении». Пациенту предлагается петь слова, которые не удается отчетливо произнести. Визуальная терапия использует возможность формирования ассоциаций между словами, обозначающими предмет, и их визуальным изображением.

Самая распространенная методика лечения афазии — речевая (логопедическая) терапия. Занятия по методике проводятся с логопедом-афазиологом и включаются в курс интенсивной реабилитации больных после инсульта в той мере, в которой это необходимо конкретному пациенту.

Упражнения для восстановления речи после инсульта начинаются с комплекса, который призван постепенно восстановить у пациента навыки владения артикуляционным аппаратом. Это может быть произнесение отдельных звуков, слогов или слов, проговаривание скороговорок. Упражнения выполняются с логопедом, а результаты закрепляются самостоятельно в свободное от занятий время. Чем интенсивнее занятия, тем больше вероятность восстановления.

Инсульт: восстановление речи и способы общения больных с окружающими

Если лечение нарушений речи начато сразу же, вероятность восстановления речи после инсульта высокая. Но чем больше прошло времени, тем медленнее идет восстановление. К сожалению, всегда остается вероятность, что дефекты в том или ином объеме сохранятся. Именно поэтому, продолжая занятия, нужно учиться жить дальше, приноравливаясь к своим дефектам. Искать и использовать подручные средства, чтобы находить обходные пути при общении.

Читайте также:
ТОП 9 причин, почему болят ноги

Ниже приведены несколько способов, наладить общение больного с окружающими.

Если после инсульта восстановление речи идет медленно и вам тяжело произносить слова, используйте в качестве реквизитов общения предметы, картинки, фотографии. Рисуйте или пишите на бумаге.

Заведите коммуникационную книгу (или используйте планшет со специальной программой) в которой будут слова, изображения или символы, обозначающие понятия, необходимые для общения.

Создайте карточку с информацией о том, что у вас афазия и об удобном способе общения с вами. Носите ее с собой, отправляясь в магазин, аптеку или на прогулку. Покажите продавцу, водителю, любому человеку, с которым вам нужно пообщаться. Не стесняйтесь предлагать людям удобный для вас способ общения и люди обязательно откликнуться на вашу просьбу.

Используйте интернет (электронную почту или личную страницу в социальных сетях) для расширения практики общения с людьми. После инсульта и восстановления речи с логопедом постоянное общение – лучший способ закрепить полученные результаты и добиться положительной динамики.

Комментарий главного врача реабилитационного центра «Спутник в Комарово» Борисова А.В.

В клинической практике логопеда чаще встречаются смешенные формы афазии. И в каждом случае ему нужно искать и подбирать для пациента свой набор эффективных лечебных методик. При этом нельзя забывать, что есть лечебная стратегия — попытка вместе с логопедом-афазиологом восстановить то, что можно восстановить, а есть адаптационная, когда мы понимаем, что жить нужно уже сейчас, приноравливаясь к своему дефекту, вне зависимости от того, что с нами делают в настоящий момент специалисты. Люди часто забывают, что помимо поиска эффективных лечебных методик, новых лекарств (которых, как и методик с нормальной доказательной базой, не так много), есть еще возможности общения, которые нужно использовать независимо от дефектов, и тут может помочь только постоянная практика.

Афазия, как правило, не влияет на процесс мышления, и общаться с такими больными нужно как с взрослыми, умными людьми, однако стараясь делать предложения короткими и простыми. Произносить их медленно, четко артикулируя слова. Используя при необходимости любые средства и способы, облегчающие коммуникацию.

Речевая реабилитация после инсульта

Восстановление речи после инсульта – очень важная задача для пациента, его лечащего врача и родственников больного. Утрата способности общения раздражает, расстраивает пациента и его родственников. В моменты отчаяния, когда нервы и терпение на пределе, следует помнить следующее: несмотря на то, что речевая реабилитация иногда довольно продолжительна (от нескольких недель до нескольких лет), но в результате способность говорить обязательно восстановится.

Речевые нарушения после инсульта

Нарушение речи возникают более чем у трети людей, перенесших инсульт. Два основных вида нарушений – это афазия (нарушение речи взрослого человека с сохранением слуха) и дизартрия (нарушение артикуляции). Для речевой реабилитации необходимы усилия и больного, и его близких. Но профессиональный логопед-дефектолог, реабилитолог способны в разы ускорить процесс реабилитации, поэтому по возможности организуйте для своего близкого человека занятия с этими специалистами.

В зависимости от вида поражения помимо медпрепаратов (как правило, ноотропил и церебролизин) применяются различные логопедические методы речевой реабилитации.

Самые большие сдвиги в речевой реабилитации происходят в первые полгода после инсульта, к году же процесс возврата речи почти останавливается. Поэтому начинают упражнения по восстановлению речи с первых дней после приступа, ещё в острую фазу заболевания. Начинать занятия нужно с 10-15 минут в день, не переутомляя больного, не акцентируя внимание на том, что началось занятие. Поощряйте каждую, пусть даже самую маленькую удачу, но не гиперболизируйте эмоции: это может задеть. Не забывайте, что перед Вами взрослый человек.

Различаются несколько видов нарушений речи, для каждого из которых необходима определенная программа реабилитации. При этом в чистом виде тот или иной вид афазии не встречается. Классификация проводится по ведущему типу расстройства.

Моторная афазия

Больной понимает речь, но не может говорить сам. Иногда при этом он сохраняет способность к ритмизированной речи: пению, повторению стихов. Его жесты осознанны.

При моторной афазии важно много и эмоционально говорить с больным. Основная задача в данном случае – вызвать у человека желание говорить, растормозить речь. Можно попробовать:

  • Вместе спеть песню;
  • Посмотреть семейный альбом, прося назвать имена близких;
  • Перечислять логические ряды: месяцы, дни недели;
  • Вспоминать окончания поговорок;

Сенсорная афазия

Пациенты с сенсорной афазией довольно четко произносят слова, не связанные во фразы, не понимая их значения, с трудом понимают чужую речь, не могут писать и читать. Произносимые ими слова и звуки нельзя назвать речью, поскольку смысла в них нет. Это зачастую пугает и отталкивает окружающих. При данном типе афазии, особенно на начальных этапах реабилитации, стоит ограничить количество информации, обрушивающейся на больного. Говорите с ним короткими фразами, простыми предложениями, четко выговаривая слова. Не включайте поначалу телевизор, радио.

  • Первая, самая сложная степень сенсорной афазии, характеризуется полной неспособностью понимать чужую речь и говорить самостоятельно, при этом больной может произносить множество несвязанных во фразы слов, жестикулировать.
  • При второй форме сенсорной афазии больной понимает просьбы, сформулированные одним-двумя словами: «Вдохни!», «Подними руку!».
  • При третьей форме сенсорной афазии человек понимает простые фразы, но имеет проблемы с пространственно-количественными категориями: не может определить, что больше или меньше, разделить понятия «впереди-позади».
Читайте также:
Онемение пальцев рук при остеохондрозе позвоночника: как лечить симптомы

Для того, чтобы понять, как Вы можете помочь больному с сенсорной афазией, представьте, что общаетесь с иностранцем, не понимающим русский:

Семантическая афазия

В случае семантической афазии человек может понимать и говорить простые фразы, но не понимает или путает:

  • Предложения с пространственными предлогами (в, на, за, под);
  • Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения;
  • Сравнительные конструкции (Мышь больше слона, или слон больше мыши?);
  • Словосочетания со словами в творительном падеже в орудийной функции (размешай чай ложкой);
  • Словосочетания со словами в родительном падеже в атрибутивной функции (Это сестра мужа/ Это муж сестры).

При этой форме афазии рекомендуется больше разговаривать с больным и максимально расширить круг общения. Нужно регулярно делать упражнения на проработку проблемных конструкций речи. Полезно при этом использовать визуальный материал, карточки, рисунки.

Дизартрия

При дизартрии речь становится нечёткой. Часто могут наблюдаться колебания темпа и громкости речи. Иногда дизартрия сопровождается нарушением глотания.

Для устранения дизартрии необходимо укрепить мышцы языка, нижней челюсти, губ, мимические мышцы лица, а также научить пострадавшего различать ротовой и носовой выдохи. Для этого существует ряд специальных упражнений. Терапия должна проводиться с участием или под контролем логопеда.

Нетрадиционные методы речевой реабилитации

Как вспомогательное средство для стимуляции речевой деятельности людей после инсульта специалисты называют пет-терапию (зоотерапию). Общение с животными вызывает положительные эмоции, снимает внутреннюю напряженность. Если есть возможность, организуйте больному сеанс иппотерапии или дельфинотерапии. Но и простое общение с любимой кошкой или собакой, особенно наедине, служит огромным стимулом к говорению при моторной афазии. Если в доме нет домашних животных, возможно, стоит их завести.

Речевая реабилитация после инсульта – общий труд больного, его родных и профессионалов: логопедов и реабилитологов. Терпение и позитивный настрой – залог успеха в достижении цели.

МР-анатомия головного мозга

Строение лекции

  • Головной мозг
  • Ликворосодержащая система
  • Оболочки ГМ

Основные морфологические отделы мозга

  • передний (конечный) мозг состоит из двух больших полушарий.
  • промежуточный мозг состоит из таламуса, эпиталамуса, гипоталамуса, гипофиза, который не включают в промежуточный мозг, а выделяют в отдельную железу.
  • средний мозг состоит из ножек мозга и крыши четверохолмия. Верхние холмы крыши четверохолмия является подкорковым зрительным центром, а нижние холмы являются подкорковым центром слуха.
  • задний мозг состоит варолиев мост и мозжечок.
  • продолговатый мозг. Местом перехода продолговатого мозга в спиной мозг является большое затылочное отверстие.

Средний, задний и продолговатый мозг объединяют в ствол мозга.

Внутренняя структура больших полушарий.

  • Серое вещество
  • Белое вещество

Серое вещество состоит из коры, которое полностью покрывает большие полушарии головного мозга. Белое вещество расположено под серым веществом головного мозга. Однако в белом веществе также присутствуют участки с серым веществом — скопления нервных клеток. Их называют ядрами (nuclei). В норме существует четкая граница между белым и серым веществом. Дифференциация белого и серого вещества возможна на КТ, но лучше дифференцируется на МРТ.

Кортикальная дисплазия

При кортикальной дисплазии границы между белым и серым веществом стираются. В таком случае дополнительно следует использовать последовательность Т1 инверсия восстановления. На данных изображениях границы будут заметны, за исключением участков кортикальной дисплазии.

Инфаркт

При цитотоксическом отеке, развивающейся в первые минуты инфаркта головного мозга, также теряется дифференцировка между белым и серым веществом, что является ранним КТ признаком инфаркта головного мозга.

Большие полушария головного мозга

Полушария головного мозга разделяются между собой большим серповидным отростком. В каждом полушарии выделяют 4 доли:

  • лобная доля.
  • теменная доля
  • височная доля
  • затылочная доля

Лобная доля отделяется от теменной при помощи центральной или раландовой борозды, которая отлично визуализируется, как на аксиальных, так и на сагиттальных срезах.

Лобная доля отделяется от височной доли при помощи латеральной борозды, которая отлично визуализируется, как на сагиттальных и аксиальных, так и на фронтальных срезах.

Теменная доля отделяется от затылочной доли при помощи одноименной теменно-затылочной борозды. Данная линия еще разделяет каротидный и базиллярный бассейн.

Некоторые авторы в отдельную борозду выделяют островок, который является большим участком коры, покрывающий островок сверху и латерально, образует крышечку (лат. pars opercularis) и формируются из части прилегающих лобной, височной и теменной долей.

Другие авторы объединяют островок с височной долей.

Читайте также:
Невропатия срединного нерва: причины, симптомы, лечение

Границы долей

Границы долей

Границы лобных и теменных долей.

Омега – ω

Симптом усов – постцентральная извилина.

Поясная извилинапостцентральная извилина.

Для правильного определения границы лобных и теменных долей сначала находим центральную борозду. В данную борозду вписывается символ Омега – ω на аксиальных срезах.

Также помогают симптом усов , расположенных перпендикулярно срединной линии и изображение, которых соответствуют постцентральной борозде. Кпереди от постцентральной извилины расположена соответственно центральная борозда.

Поясная борозда.

На сагиттальных срезах нужно найти мозолистое тело над ним расположена поясная борозда, которая кзади и кверху продолжается в постцентральную борозду, от которой кпереди расположена центральная или роландова борозда.

Кора головного мозга: участки, анализаторы

Значение, роль коры больших полушарий головного мозга человека

В статье мы рассмотрим локализацию функций, участки, анализаторы, поля, участки, области зоны коры больших полушарий головного мозга человека (мужчины, женщины). Неврологи, невропатологи, рефлексотерапевты, рефлексологи выделяют 4 основных положения, применительно к практической деятельности невропатолога, современного учения о локализации функций в коре головного мозга.

1. Очень сложная морфологическая и функциональная дифференциация коры больших полушарий головного мозга. Лобная доля больше отвечает за двигательные функции. Теменная, затылочная и височная зоны больше отвечают за чувствительные функции.

2. Динамичность и относительность локализаций функций коры головного мозга. Определенный участок коры головного мозга, обеспечивая какую-то одну функцию, в то же время в разнообразных сочетаниях с другими ее полями может участвовать в осуществлении различных корковых функций и образовывать новые кортикальные связи. Это имеет значение в процессах компенсации при таких состояниях, как поражение коры головного мозга, нарушение коры головного мозга, смерть или повреждение коры головного мозга, отмирание, незрелость коры головного мозга.

3. Формирование специальных корковых областей в процессе практической деятельности.

Функция творит центр

По Ивану Петровичу Павлову: «Функция творит центр!» В раннем детстве границы корковых центров диффузны и менее дифференцированы, и лишь по мере приобретения жизненного опыта происходит постепенная концентрация функциональных зон, в связи с чем у детей первых лет жизни слабо выражены очаговые корковые симптомы и чаще преобладает общемозговая симптоматика.

4. Существенные различия в локализации более простых и более сложных функций. Чем проще функция, тем она точнее локализована. И наоборот, наиболее сложные функции обусловлены интегративной деятельностью всего головного мозга, поэтому понятие «корковый центр» (отдел коры головного мозга, поля коры головного мозга, участки коры головного мозга, части коры головного мозга) в большинстве случаев относительное и условное. К простым корковым функциям относятся чувствительная функция, двигательная функция, зрительная функция, слуховая функция, вестибулярная функция, обонятельная функция, вкусовая функция. К сложным корковым функциям относятся речь, письмо, чтение, счет, праксис, гнозис, мышление, память.

Локализация функций и симптомов

Проводя топическую диагностику рефлексотерапевт, невролог, невропатолог, микроневропатолог, детский невролог, взрослый невролог определяет не только локализацию поражения корковых центров, но и локализацию симптомов. Простые корковые функции связаны с проекционными пластинками коры (пятой и четвертой), имеющими непосредственную связь с периферией и являющимися корковыми отделами анализаторов. Сложные корковые функции связаны с ассоциативными слоями коры (вторым и третьим). Последние слои соединены горизонтальными волокнами с другими участками коры головного мозга в пределах одного полушария и не имеют прямого выхода на периферию. Большое значение в обеспечении сложных корковых функций имеют также комиссуральные связи между полушариями, проходящими через мозолистое тело.

Простые корковые функции обычно представлены в обоих полушариях головного мозга. Сложные корковые функции чаще имеют асимметричное представительство в правом или левом полушарии головного мозга. Итак, какие бывают поля, участки, области, типы коры головного мозга, отделы, анализаторы, части коры головного мозга?

Двигательная кора головного мозга, двигательные центры головного мозга, двигательные анализатор, моторный

Главным корковым отделом двигательного анализатора, его первичным полем, является предцентральная извилина, в верхних отделах которой находится проекционная область мышц стопы, голени, бедра, в средней части – туловища и руки, в нижней трети – лица. Двигательная иннервация построена по соматотопическому принципу. На этом уровне осуществляются тонкие дифференцированные движения. Кроме того, имеются дополнительные двигательные зоны – это вторичные поля двигательного анализатора и третичные поля двигательного анализатора. Дополнительные двигательные зоны обеспечивают сложные автоматизированные двигательные акты. Например, в парацентральной дольке находятся корковые центры тазовых органов. В задних отделах верхней лобной извилины находится переднее адверсивное поле. Заднее адверсивное поле располагается на границе верхней теменной дольки и затылочной области. Задние отделы средней лобной извилины отвечают за сочетанный поворот головы и глаз в противоположную сторону. Задние отделы нижней лобной извилины осуществляет движения типа орального автоматизма – глотание, жевание, лизание.

Чувствительная кора головного мозга, чувствительные центры головного мозга, чувствительный анализатор

Главным корковым отделом поверхностных и глубоких видов чувствительности является постцентральная извилина, где также имеется соматотопическое представительство участков периферии, аналогичное вышеуказанному. К поверхностной чувствительности относятся температурная чувствительность, болевая чувствительность, тактильная чувствительность.

Читайте также:
Невралгия шейного отдела: причины, симптомы, последствия

Стереогноз, стереогнозис

Сложные виды чувствительности локализованы в коре полушарий головного мозга на уровне верхней теменной дольки, где отсутствует соматотопика. К сложным видам чувствительности относятся стереогностическая чувствительность (стереогноз, стереогнозис), двумерно-пространственная чувствительность, чувство локализации и дискриминации. Зрительная проекционная зона (зрительная зона коры) занимает область шпорной борозды – внутренняя поверхность затылочной доли. Слуховая проекционная зона (слуховая зона коры) занимает центр верхней височной извилины и извилину Гешля. Вестибулярная проекционная зона находится рядом со слуховой. Обонятельная проекционная зона локализуется на внутренней поверхности височной доли, в извилине гиппокампа. Вкусовая проекционная зона находится рядом с последней, а также в области покрышки и островка Reili.

Теперь остановимся на локализации сложных корковых функций.

Обычно сложные корковые функции локализуются в левом полушарии головного мозга у правшей и в правом полушарии головного мозга у левшей.

Речевой анализатор, центр Вернике, центр Брока, функция речи – сенсорный центр

Функцию речи обеспечивает сенсорный центр (центр Вернике), который располагается в заднем отделе верхней височной извилины. При поражении центра Вернике наблюдается сенсорная афазия. Также функцию речи обеспечивает двигательный центр (центр Брока), который располагается в области задних отделов нижней лобной извилины. При поражении центра Брока наблюдается моторная афазия. При патологии на стыке височной и затылочной долей формируется амнестическая афазия и семантическая афазия. Речевые зоны коры головного мозга.

Лексический анализатор, центр лексии, функция чтения

Функции чтения обеспечивает лексический центр (центр лексии). Центр лексии располагается в угловой извилине.

Графический анализатор, центр графии, функция письма

Функции письма обеспечивает графический центр (центр графии). Центр графии располагается в заднем отделе средней лобной извилины.

Счетный анализатор, центр калькуляции, функция счета

Функции счета обеспечивает счетный центр (центр калькуляции). Центр калькуляции располагается на стыке теменно-затылочной области.

Праксис, праксический анализатор, центр праксиса

Праксис – это способность к выполнению целенаправленных двигательных актов. Праксис формируется в процессе жизнедеятельности человека, начиная с грудного возраста, и обеспечивается сложной функциональной системой мозга с участием корковых полей теменной доли (нижняя теменная долька) и лобной доли, особенно левого полушария у правшей. Для нормального праксиса необходимы сохранность кинестетической и кинетической основы движений, зрительно-пространственной ориентировки, процессов программирования и контроля целенаправленных действий. Поражение праксической системы на том или ином уровне проявляется таким видом патологии, как апраксия. Термин «праксис» происходит от греческого слова «praxis», которое означает «действие». Апраксия – это нарушение целенаправленного действия при отсутствии параличей мышц и сохранности составляющих его элементарных движений.

Гностический центр, центр гнозиса

В правом полушарии у правшей, в левом полушарии головного мозга у левшей представлены многие гностические функции. При поражении преимущественно правой теменной доли может возникать анозогнозия, аутопагнозия, конструктивная апраксия. С центром гнозиса также связаны музыкальный слух, ориентация в пространстве, центр смеха.

Память, мышление

Наиболее сложные корковые функции – это память и мышление. Эти функции не имеют четкой локализации.

Память, функция памяти

В реализации функции памяти участвуют различные участки. Лобные доли обеспечивают активную целенаправленную мнестическую деятельность. Задние гностические отделы коры связаны с частными формами памяти – зрительной, слуховой, тактильно-кинестической. Речевые зоны коры осуществляют процесс кодирования поступающей информации в словесные логико-грамматические системы и словесные системы. Медиобазальные отделы височной доли, в частности гиппокамп, переводят текущие впечатления в долговременную память. Ретикулярная формация обеспечивает оптимальный тонус коры, заряжая ее энергией.

Мышление, функция мышления

Функция мышления – это результат интегративной деятельности всего головного мозга, особенно лобных долей, которые участвуют в организации целенаправленной сознательной деятельности человека, мужчины, женщины. Происходят программирование, регуляция и контроль. При этом у правшей левое полушарие является основой преимущественно абстрактного словесного мышления, а правое полушарие связано главным образом с конкретным образным мышлением.

Развитие корковых функций начинается с первых месяцев жизни ребенка, достигает своего совершенства к 20 годам.

Зоны коры головного мозга

В последующих статьях мы остановимся на актуальных вопросах неврологии: зоны коры головного мозга, зоны больших полушарий, зрительная, зона коры, слуховая зона коры, моторные двигательные и чувствительные сенсорные зоны, ассоциативные, проекционные зоны, моторные и функциональные зоны, речевые зоны, первичные зоны коры головного мозга, ассоциативные, функциональные зоны, фронтальная кора, соматосенсорная зона, опухоль коры, отсутствие коры, локализация высших психических функций, проблема локализации, мозговая локализация, концепция динамической локализации функций, методы исследования, диагностики.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: