Что такое менингиома серпа (фалькс-менингиома) головного мозга? Признаки и лечение опухоли

Менингиома причины, симптомы, методы лечения и профилактики

Менингиома – опухоль, состоящая из клеток арахноидальной оболочки головного или спинного мозга. Она имеет четкие границы и представлена в форме подковы или шара, который часто сращивается с твердой мозговой оболочкой. Менингиому впервые изучил американский нейрохирург Кушинг в 1922 году.

Симптомы менингиомы

Симптоматика зависит от локализации новообразования. Если опухоль находится ближе к лобной доли, то пациента будут беспокоить нарушения движений в конечностях. Если новообразование расположилось ближе к теменной доли, то человек испытывает сложности при написании текста. Также могут появляться судороги или парез одной из сторон туловища.

К другим признакам гемангиомы относятся:

  • дислексия;
  • неустойчивость при ходьбе;
  • нарушение зрительной функции;
  • снижение слуха вплоть до полной потери;
  • головокружения;
  • головная боль;
  • нарушение речи;
  • тошнота и рвота, не связанные с приемами пищи;
  • судороги;
  • эпилепсия;
  • изменение поведения;
  • нарушения психики;
  • повышение внутричерепного давления;
  • потеря памяти.

Симптомы не проявляются сразу, а нарастают постепенно. Их интенсивность зависит от размера опухоли. Нередко состояние пациента ухудшается в ночное время суток. Его беспокоит сильный приступ головной боли, напоминающий мигрень. Также больные отмечают, то у них появляются зрительные галлюцинации, двоится в глазах, и они хуже видят границы предметов.

Пациенты могут впадать в депрессию, становятся злыми и агрессивными, ни с кем не общаются и замыкаются в себе. В некоторых случаях наблюдается слабость в нижних конечностях. Человек при ходьбе наклоняется на одну сторону. В отягощенных случаях могут отниматься ноги.

Статью проверил

Дата публикации: 24 Марта 2021 года

Дата проверки: 24 Марта 2021 года

Дата обновления: 10 Сентября 2021 года

Содержание статьи

Причины

Менингиома головного мозга возникает вследствие таких причин:

  • рак молочной железы;
  • вредные условия труда;
  • наследственная предрасположенность;
  • нейрофиброматоз II типа;
  • радиоактивное или рентгеновское облучение головы;
  • перенесенные 2 или более черепно-мозговых травм;
  • менингит или энцефалит;
  • негативное воздействие окружающей среды;
  • частое потребление нитратосодержащих продуктов.

Заболевание чаще диагностируется у женщин в возрасте от 40 до 70 лет. Врачи связывают это с резким изменением гормонального фона при беременности или во время климакса. Менингиома может развиться при частом использовании гормональных препаратов. Также существует мнение, что опухоль возникает при наличии болезней нервной системы.

Виды менингиом

Менингиомы бывают 2 видов:

  • типичные или доброкачественные – встречаются у 95% пациентов;
  • атипичные – могут стремительно увеличиваться в размерах и повторно возникать после удаления.

В 1% случаев врачи выявляют злокачественные опухоли в мозге.

По локализации менингиомы бывают 3 форм:

  • базальные – 20-30%;
  • парасагиттальные – 20-30%;
  • конвекситальные – 40-50%.

Диагностика

Сначала врач проводит осмотр пациента и анализирует историю болезни. Чтобы поставить точный диагноз, потребуются такие диагностические исследования:

  • ангиограмма – предназначена для изучения состояния кровеносных сосудов головного мозга;
  • биохимический анализ крови;
  • общий анализ мочи;
  • электроэнцефалограмма – позволяет изучить активность мозга;
  • компьютерная томография – требуется для визуализации мозга;
  • МРТ – помогает более тщательно изучить состояние головного мозга;
  • Позитивно-эмиссионная томография – предназначена для выявления рецидивов в мозге.

Наиболее достоверным методом выявления новообразования врачи считают биопсию. Во время проведения операции извлекают частицу опухоли, чтобы определить ее классификацию. В редких случаях хирург в процессе биопсии производит полное удаление менингиомы.

Для диагностики в сети клиник ЦМРТ применяют следующие методы:

Обзор онкологических заболеваний менингиомы

Вам поставили диагноз: менингиома?

Наверняка Вы задаётесь вопросом: что же теперь делать?

Подобный диагноз всегда делит жизнь на «до» и «после». Все эмоциональные ресурсы пациента и его родных брошены на переживания и страх. Но именно в этот момент необходимо изменить вектор «за что» на вектор «что можно сделать».

Очень часто пациенты чувствуют себя безгранично одинокими вначале пути. Но вы должны понимать – вы не одни. Мы поможем вам справиться с болезнью и будем идти с Вами рука об руку через все этапы вашего лечения.

Предлагаем Вашему вниманию краткий, но подробный обзор одной из разновидности опухолей головного мозга.

Ежегодно в России выявляют более 8 тысяч новых заболеваний опухолей мозговой оболочки, головного и спинного мозга и других частей центральной нервной системы. Почти такое же количество граждан умирает от данных локализаций.

Филиалы и отделения, где лечат менингиомы

МНИОИ им. П.А. Герцена – филиал ФГБУ «НМИЦ радиологии» Минздрава России.

Отделение нейроонкологии
Заведующий – к.м.н. ЗАЙЦЕВ Антон Михайлович

Отдел лучевой терапии
Заведующий – д.м.н. ХМЕЛЕВСКИЙ Евгений Витальевич

Тел: 495 150 11 22

МРНЦ им. А.Ф. Цыба – филиал ФГБУ «НМИЦ радиологии» Минздрава России.

Отделение протонной и фотонной терапии
Заведующий – д.м.н. ГУЛИДОВ Игорь Александрович

Тел: 8 (484) 399 31 30

Менингиомы

Менингиома – опухоль из клеток оболочек головного мозга. Составляют 14-19% первичных внутричерепных опухолей. В 95% случаев – относятся к доброкачественным (1-я степень злокачественности) и характеризуются медленным темпом роста. Остальные 5% – это более агрессивные варианты менингиом (2-й и 3-й степени злокачественности), характеризующиеся ускоренным ростом, инфильтрацией оболочек и прилежащего мозгового вещества, склонностью к рецидивам после хирургического удаления. Менингиомы могут образовываться как под основанием мозга, так и над его поверхностью, и между полушариями. Пик встречаемости менингиом – 45 лет. Женщины болеют менингиомами примерно вдвое чаще мужчин. В 1.5% случаев – встречаются в детском и юношеском возрасте, из них примерно в 1/4-1/5 случаев как проявления нейрофиброматоза.

Читайте также:
Дорсопатия поясничного и пояснично-крестцового отдела позвоночника: как лечить в домашних условиях

Симптомы менингиомы

Симптомы заболевания во многом зависят от места локализации опухоли и могут проявляться в виде:

головных болей; нарушения координации движений; глазодвигательных нарушений (косоглазие, двоение, опущение верхнего века); нарушений зрения – снижения остроты или ограничения периферического зрения чувствительных или двигательных нарушений в конечностях противоположной стороны тела, эпилептических приступов различной структуры, психо-эмоциональных нарушений.

Менингиомы больших размеров могут сопровождаться симптомами повышения внутричерепного давления (головная боль с тошнотой и рвотой), могут вызывать клинические симптомы сдавления мозга и ликворопроводящих путей и угрожать жизни пациента.

Диагностика менингиомы

При СКТ – гиперденсивный сигнал в нативных изображениях отмечается в 70-75%. При введении контрастного вещества – активно и гомогенно его накапливает. На МРТ сигнал изоинтенсивный с серым веществом в Т1 режиме и изо- или гипоинтенсивный в Т2 режиме. Накопление контраста также выраженное, чаще гомогенное. В большинстве случаев опухоли имеют широкий матрикс (зону исходного роста) и т.н. «дуральные хвосты» по оболочке (при контрастировании). Наличие «ликворной щели» является частым, но не абсолютным симптомом. В 16-25% случаев отмечаются признаки обызвествления, в 10-15% – наличие кист в паренхиме опухоли. Перифокальный отек может встречаться примерно у 60% больных и связан как с локализацией опухоли (чаще при конвекситальном и парасагиттальном расположении), а также с гистологическим подтипом (чаще при анапластических вариантах). Большинство менингиом активно кровоснабжаются. Эта особенность учитывается при проведении дифференциального диагноза с другими опухолями основания черепа.

Лечение менингиомы

В настоящее время выделяют несколько основных методов лечения менингиом.

Хирургическое удаление. Успешность хирургического вмешательства зависит от нескольких факторов – от расположения опухоли по отношению к функционально важным отделам мозга, от близости сосудов и черепно-мозговых нервов, а также от размера менингиомы. Оперативное удаление менингиомы в большинстве случаев заканчивается благополучно. Пациенты относительно быстро могут вернуться к нормальному образу жизни. Однако, вероятность рецидива (повторного образования опухоли) может достигать 20% и более в сроки свыше 10 лет наблюдения и зависит в первую очередь от гистологического подтипа опухоли и радикальности ее удаления.

Альтернативой хирургическому вмешательству при лечении менингиом является лучевая терапия. Этот современный метод облучения отлично себя зарекомендовал при лечении опухолей с локализацией в труднодоступных местах, когда удаление сопряжено с высоким риском функциональных нарушений и хирургических осложнений. Лучевой терапии поддаются опухоли различной величины с максимальной точностью, за один раз или несколькими сеансами лечения, необходимых для получения желаемого результата.

Данные литературы свидетельствуют, что контроль роста доброкачественных менингиом составляет 92-95% (т.е. всего 5-8% рецидивов) при наблюдении свыше 10 лет после лучевой терапии с сохранением высокого уровня качества жизни. Менингиомы 2-й и 3-й степени злокачественности рецидивируют чаще, однако важным преимуществом применения лучевой терапии перед другими методами лечения является возможность неоднократного использования и низкий (в сравнении с другими методами) уровень осложнений.

Таким образом, при менингиомах внутричерепной локализации применение лучевой терапии является оптимальным методом лечения, потому что:

ведет к продолжительному контролю опухолевого роста, который проявляется стабилизацией размеров или уменьшением опухоли;

имеет минимальный риск появления новой или усугубления имеющейся неврологической симптоматики;

позволяет быстро вернуться к повседневной жизненной активности.

Лучевая терапия противопоказана при: больших опухолях (должно быть проведено удаление); наличии выраженной неврологической симптоматики связанной или нет с наличием масс-эффекта; опухолях зрительного нерва с сохранным зрением (проводится фракционированное облучение).

Филиалы и отделения, в которых лечат опухоли головного и спинного мозга, а также отделы центральной нервной системы

ФГБУ «НМИЦ радиологии» Минздрава России обладает всеми необходимыми технологиями лучевого, химиотерапевтического и хирургического лечения, включая расширенные и комбинированные операции. Все это позволяет выполнить необходимые этапы лечения в рамках одного Центра, что исключительно удобно для пациентов.

  1. Отделение нейроонкологии МНИОИ имени П.А. Герцена – филиала ФГБУ «НМИЦ радиологии» Минздрава России
    Заведующий – к.м.н. ЗАЙЦЕВ Антон Михайлович
  2. Отдел лучевой терапии МНИОИ имени П.А. Герцена – филиала ФГБУ «НМИЦ радиологии» Минздрава России
    Тел: 495 150 11 22
    Заведующий – д.м.н. ХМЕЛЕВСКИЙ Евгений Витальевич
  3. Отделение протонной и фотонной терапии МРНЦ имени А.Ф. Цыба – филиала ФГБУ «НМИЦ радиологии» Минздрава России
    Заведующий – д.м.н. ГУЛИДОВ Игорь Александрович
    Тел: 8 (484) 399 31 30
  • Вакансии
  • Нормативные документы
  • Работа с обращением граждан
  • Перечень лекарственных препаратов
  • Контролирующие организации
  • Политика конфиденциальности
  • Виды медицинской помощи
  • Как записаться на прием / обследование
  • Порядок и условия получения медицинской помощи
  • О правилах госпитализации
  • Дневной стационар
  • Психологическая помощь
  • Страховые организации
  • О предоставлении платных медицинских услуг
  • Права пациента
Читайте также:
Какие показания к лечебному массажу для детей от 7 до 13 лет - польза, значение, рекомендации

ФГБУ “НМИЦ радиологии”
МНИОИ им. П.А. Герцена

тел.:+7 (495) 150-11-22

НИИ урологии и интервенционной
радиологии им. Н.А. Лопаткина

тел.:+7 (499) 110-40-67

Каковы главные причины нарушения осанки у школьников? Что чаще всего приводит к нарушению осанки?

Памятка для родителей и учащихся общеобразовательных учреждений

Осанка – это привычное положение тела человека в пространстве, которое он принимает без лишнего напряжения мышц, то есть при правильной осанке позвоночник испытывает минимальную нагрузку. Каждый человек имеет свою, определенную осанку. Ведущими факторами, которые определяют привычную позу человека, являются состояние и форма позвоночника, наклон таза и степень развития мускулатуры. Правильная (нормальная) осанка служит показателем здоровья и гармоничного физического развития человеческого организма. Форма позвоночника меняется с возрастом.

Позвоночный столб имеет четыре физиологических изгиба, два из них – шейный и поясничный отделы – обращены вперед (шейный и поясничный лордоз), а два других – грудной и крестцовый отделы – обращены назад (грудной и крестцовый кифоз). Благодаря этим физиологическим изгибам позвоночный столб выполняет рессорную функцию, защищает головной и спинной мозг от сотрясений, а также усиливается подвижность и прочность позвоночника.

Осанка имеет нестабильный характер: может улучшаться или ухудшаться. Первым периодом риска ухудшения осанки у школьников считается первый год учебы, а вторым – период полового созревания (8-14 лет). Прогрессирование процесса нарушения осанки происходит у физически слабо развитых детей, после перенесенных вирусных и инфекционных заболеваний, при гиповитаминозах или пониженном питании. Эти состояния могут вызвать искривление позвоночника.

Искривление позвоночника бывает трех видов: кпереди – патологический лордоз, кзади – патологический кифоз и боковое искривление (сколиоз), которое в норме не встречается. В отличие от физиологических, патологические лордоз и кифоз выражены резко или на месте физиологического лордоза возникает кифоз и наоборот.

Сколиоз может быть врожденным (неправильное развитие позвонков и грудной клетки) и приобретенным: рахитический, паралитический, травматический, рефлекторный (при болях) и возникает чаще всего у детей от 5 до 15 лет.

Приобретённый сколиоз возникает у детей вследствие слабого развития мышечной системы (мышечного корсета) и связочного аппарата, мышечной гипотонии, ослаблении организма после перенесенной болезни, когда для сохранения правильной осанки от ребенка требуется большое мышечное напряжение. В большинстве случаев сколиоз начинается бессимптомно и поэтому длительное время остается незамеченным как для родителей, так и для детей. Наиболее часто проявления приобретенного сколиоза начинаются с того, что позвоночник слегка искривляется вбок и несколько скручивается при утомлении мышц спины; после отдыха искривление исчезает. Прогрессированию искривления способствуют: неправильная посадка (за партой, столом, у рояля), ношение тяжелого портфеля в одной руке, сумки или рюкзака на одном плече, что усугубляет неравномерную нагрузку на позвоночник и мышцы спины. Со временем искривление становится постоянным, изменяются осанка, форма грудной клетки. Подвижность позвоночника резко уменьшается, ребенок быстро утомляется, жалуется на мышечные и межреберные боли. В особо тяжелых случаях формируется горб (кифосколиоз), нарушается расположение внутренних органов (сердца, легких), что может затруднять их функцию и снижать трудоспособность.

Коррекция сколиоза основана на применении общеукрепляющих и специальных лечебных гимнастических упражнений (ЛФК), исправляющих форму позвоночника. Они назначаются и проводятся под наблюдением врача – ортопеда и методиста ЛФК. Иногда назначают ношение корректора осанки или жесткого корсета.

Профилактика сколиоза гораздо эффективнее, чем его лечение. Детям при первых признаках искривления позвоночника после консультации врача следует создать режим, облегчающий нагрузку на позвоночник, обеспечить питание богатое витаминами и минералами, ровную жесткую постель, достаточный сон, воздушные и солнечные ванны, подвижные игры, с ними проводят ежедневную утреннюю гимнастику.

Школьников необходимо приучать к правильному положению за партой (столом), обеспечивая хорошее освещение рабочего места, воспитывать у них правильную осанку, отучать от привычки сутулиться. Всем детям с начальными признаками сколиоза следует неукоснительно выполнять назначенные врачом упражнения, направленные на укрепление мышечного корсета, мышц плечевого и тазового пояса, лечебный массаж, плавание, поддерживающих правильное положение позвоночника.

Комплекс упражнений для позвоночника и мышц спины

позволяющий создать, развить, укрепить мышечный корсет

1.Упражнения в позиции лежа на спине (в постели утром и перед сном)

1.1.Вытяжение. Лежа на спине, руки над головой, ноги прямые, носки на себя. Одновременно тянем руки вверх, пятки от себя, носки на себя.

1.2.Упор на локти, ладони под поясницу, ноги согнуты в коленях, прогнуться, поднимая таз.

1.3.Подгибание согнутых в коленях ног к животу, помогая руками, голову подтягивать к коленям (группировка лежа на спине).

Читайте также:
Болит спина и температура 37-38: причины у женщин и мужчин

2.Упражнения в позиции, лежа на животе

2.1. Выпрямленные руки, голову и шею поднять (руки перед собой или вдоль туловища, чуть выше уровня лопаток), прогнуться. Зафиксировать на 8-10 секунд.

2.2. Поднять выпрямленные ноги вверх на 15-30 градусов. Руки перед собой или вдоль туловища. Зафиксировать на 8-10 секунд.

2.3. «Буква Х»: одновременно поднять выпрямленные руки, ноги, голову, прогнуться в пояснице. Зафиксировать на 8-10 секунд.

3. Упражнения для шейного отдела

3.1.Стоя или сидя. Плечи и затылок прижаты к стене. Подбородком пытаться коснуться груди, не отрывая затылка от стены. Подержать 5-10 секунд, повторить 3-5 раз. Дыхание произвольное.

3.2. Прикрепить к стене лист бумаги. Зажатым зубами карандашом рисовать цифры от 1 до 30 или буквы алфавита.

4. Упражнения на четвереньках

4.1. Кошечка. Прогнуть – выгнуть спину в поясничном отделе 10-12 раз.

4.2. Опустить ягодицы на пятки, выпрямленные руки зажимают низко опущенную голову. Зафиксировать на 8-10 секунд.

5. Отжимания

5.1. Отжимания, стоя от стены максимально соединив лопатки. Туловище движется только за счет сгибания и разгибания рук в локтевых суставах.

5.2. Отжимания от стола, стула, пола.

6. Упражнения для дыхания

6.1. Плавно, глубоко сделать вдох через нос до упора, задержать на 5-10 секунд, резкий выдох через рот до конца. Задержать дыхание для выполнения упражнений №№ 1 и 2 на 5-10 секунд.

6.2. Диафрагмальное дыхание: во время вдоха – живот надуть максимально, выдвинуть брюшную стенку вперед; во время выдоха – живот втянуть в себя (рекомендуется выполнять непосредственно перед сном, лежа в постели, после теплого душа или ванны).

Весь комплекс упражнений выполняется в течение 5-7 минут.

Упражнения №№ 1 и 2 следует повторить после физической нагрузки или длительного пребывания в неудобной позе. Предлагаемый комплекс хорошо сочетать с общей физической подготовкой, занятиями на турнике, на гимнастическом мяче, упражнениями для укрепления брюшного пресса, оздоровительным плаванием.

Мирская Н.Б. – Врач по гигиеническому воспитанию ФБУЗ «Центра гигиенического образования населения» Роспотребнадзора, доктор медицинских наук

Позвоночник школьников

Правильная осанка школьника – это залог здоровой спины в старшем возрасте. Но кто из детей действительно сидит прямо, ни разу не сутулится и спит исключительно на ортопедическом матраце? Детство – это не та пора, чтобы всерьёз задумываться о своём здоровье в будущем. Поэтому ответственность за формирование осанки у ребёнка целиком лежит на родительских плечах.

Причины нарушения осанки у школьников

Осанка школьника может нарушаться из-за наследственных факторов, перенесённых заболеваний и различных травм спины. Тем не менее, в большинстве случаев искривление осанки связано с неравномерной нагрузкой на позвоночник. Причинами такого дисбаланса являются неправильное сидение за письменным столом, слабые мышцы спины, перенос веса в одной руке и пр.

Нарушению осанки у детей также способствуют модные рюкзаки и сумки с лямкой на одно плечо. Ношение тяжестей подобным образом несимметрично нагружает позвоночник. В результате чего происходит перекос спины, и у ребёнка медленно, но верно начинает развиваться сколиоз. К таким же последствиям приводит и частое таскание неподъёмных портфелей либо пакетов в одной руке, так как нагрузка в данном случае опять же непропорциональна.

Ранцы с двумя лямками более равномерно распределяют вес по всей спине. Впрочем, набитый доверху рюкзак тоже может стать причиной искривлённой осанки. В школьном возрасте мышцы ребенка развиты слабо. Из-за чего ношение даже пары-тройки книг и сменной обуви в ранце может серьёзно усугубить здоровье спины.

На прямоту осанки также влияет гигиена при работе за компьютером и письменным столом. Низкая высота стола, неудобный стул и даже плохое освещение пагубно сказываются на состоянии позвоночника. При любом неудобстве ребенок будет сутулиться и напрочь забывать про прямую спину. Кроме того, особое внимание здоровью спины нужно уделить маленьким игроманам. Ведь погрузившись с головой в игру, дитя теряет связь с реальностью и совершенно не следит за положением своего тела. Со временем ежедневные многочасовые игры в сидячем положении приводят к различным заболеваниям позвоночника, которые остаются с человеком на всю жизнь.

Сколиоз, кифоз, остеохондроз и лордоз у детей

Все деформации и заболевания позвоночника представляют опасность для ребёнка. Поэтому правильная осанка школьника должна формироваться задолго до самого первого звонка на урок.

Среди патологий, связанных с нарушением осанки, выделим основные и расскажем о них подробнее:

  • Сколиоз – деформация позвоночника вбок относительно своей оси. При этом происходит скручивание позвонков вместе с деформацией грудной клетки и костей таза. В запущенных случаях такое искривление не только серьёзно меняет внешний вид человека, но и нарушает работу всех внутренних органов. По мере прогрессирования заболевания до 3-й и 4-й стадии затрудняется ходьба, отмечаются покалывания конечностей, возникают боли по всему телу, нарушается дыхание и ухудшается сердечная деятельность. Вместе с тем на этом этапе сколиоз почти не поддаётся традиционному лечению, а лишь частично купируется хирургическим путём. Но самое печальное во всём этом, что человек с 3-й стадией сколиоза становится нетрудоспособным и ему присваивается вторая или третья группа инвалидности.
  • Кифоз – дугообразное искривление позвоночника, для которого характерно появление горба на спине. Такая неправильная осанка школьника чаще возникает из-за слабых мышц корпуса. При этом, как и в случае со сколиозом, запущенный кифоз нарушает функции внутренних органов. Одновременно с этим у человека отмечаются покалывания и онемение в ногах вместе с появлением мышечной слабости. Кроме всего прочего, с течением заболевания уменьшается объём легких, и больной начинает испытывать трудности с дыханием. Также из-за неравномерной нагрузки на позвонки, обусловленной кифозом, у ребенка развивается остеохондроз, который, кстати, нетипичен для раннего возраста.
  • Остеохондроз – заболевание, при котором деформируются позвонки и межпозвоночные диски. Остеохондроз может быть связан с нарушением осанки, так как эта болезнь нередко является следствием юношеского кифоза.
  • Гиперлордоз в пояснице – патологический изгиб, характеризующийся выпячиванием таза назад. Чаще всего это искривление является следствием неправильной осанки во время ходьбы. Сутулая походка наклоняет туловище вперед, поэтому чтобы сохранить равновесие во время движения позвоночник подстраивается и усиливает лордоз.
Читайте также:
Лечение магнитом суставов, магнитотерапия коленного сустава

Правильная осанка школьника: как исправить осанку?

Для формирования здоровой осанки у ребёнка необходимо придерживаться следующих правил:

  • Научите ребенка правильно сидеть за письменным столом. Расскажите ему про то, как важно держать спину прямой на уроках и дома. Не забудьте также упомянуть про нахождение локтей на столе во время письма и прямой угол в коленях при сидении на стуле.
  • Правильно подберите ранец. Для младших и средних классов рекомендуется приобретать рюкзак с двумя лямками, который будет равномерно распределять нагрузку на позвоночник.
  • Позаботьтесь об освещении рабочего стола ребенка. Чем темнее – тем больше ребёнок сутулится, чтобы рассмотреть написанное. Поэтому при недостатке света лучше включить настольную или навесную лампу.
  • Через каждые 50 минут сидения за столом ребёнку нужно делать перерыв. Периодическое отвлечение от уроков на 5-10 минут снимает нагрузку с позвоночника. И в этот момент дитю лучше не лежать, а размять и потянуть затёкшие мышцы.
  • Запишите ребёнка в секцию по плаванию. Этот вид спорта укрепляет практически все мышцы тела. При этом во время занятий в бассейне отсутствует осевая нагрузка на позвоночник, что делает плавание эффективным и безопасным способом исправления осанки.
  • Занятия лечебной физкультурой предотвращают искривления позвоночника. Правильно подобранный комплекс упражнений может исправить даже серьёзные нарушения осанки.

И помните: неправильная осанка школьника – ещё не диагноз, но может к нему привести. К счастью, осанку в детском и подростковом возрасте можно исправить, что требует внимания со стороны взрослых и самодисциплины от ребёнка.

Нарушения осанки у детей

Нарушения осанки у детей – изменения физиологического положения позвоночника, обусловленные структурными и функциональными изменениями в опорно-двигательном аппарате. Нарушения осанки у детей могут проявляться сутулостью, асимметрией позвоночника, болями в грудной клетке или спине, головными болями, астеновегетативным синдромом. Диагностика нарушений осанки у детей включает визуальный осмотр, рентгенографию (КТ, МРТ) позвоночника. Коррекция нарушений осанки у детей проводится с помощью лечебной физкультуры, массажа, мануальной терапии; по показаниям назначается ношение корригирующих корсетов.

  • Причины
  • Классификация
  • Симптомы нарушений осанки у детей
  • Диагностика
  • Лечение нарушений осанки у детей
  • Прогноз и профилактика нарушений осанки у детей
  • Цены на лечение

Общие сведения

Нарушения осанки у детей – различного рода деформации позвоночника во фронтальной и сагиттальной плоскости. Нарушения осанки встречаются у 2,1 % детей раннего возраста; у 15-17 % дошкольников; у 33% учащихся средней школы и у 67 % старших школьников. При своевременном проведении оздоровительных мероприятиях нарушения осанки у детей являются обратимыми, однако в запущенных случаях могут привести к ограничению подвижности грудной клетки и диафрагмы, снижению амортизационной функции позвоночника, нарушению деятельности дыхательной, сердечно-сосудистой и центральной нервной системы. Нарушения осанки у детей могут являться предшественниками таких заболеваний опорно-двигательного аппарата, как сколиоз, остеохондроз, межпозвоночная грыжа. Именно поэтому вопросы профилактики нарушений осанки у детей являются актуальными для современной педиатрии.

Причины

Дефекты осанки у детей могут носить врожденный или приобретенный характер. Врожденные нарушения осанки у детей связаны с внутриутробным нарушением формирования позвоночника (клиновидной деформацией позвонков, образованием дополнительных позвонков), дисплазией соединительной ткани, миотоническим синдромом и др. К нарушению осанки у детей могут приводить родовые травмы, прежде всего, подвывих I шейного позвонка (травма атланта), кривошея.

Приобретенные нарушения осанки встречаются в 90-95% случаев и обычно выявляются у детей, имеющих астеническое телосложение. Непосредственными причинами, приводящими к нарушению осанки у детей, могут выступать неблагоприятные социально-гигиенические условия: недостаточная физическая активность (гипокинезия), несоответствие учебной мебели (стола, стула) росту ребенка и низкая освещенность рабочего места, ношение портфеля в одной и той же руке и пр. Все перечисленные факторы способствуют длительной неправильной фиксации положения и выработке навыка патологической установки тела. Здесь же следует отметить неблагоприятное влияние на формирующуюся детскую осанку таких действий взрослых, как постоянное ношение грудного ребенка на одной руке, попытки слишком рано сажать ребенка или ставить его на ножки, ведение ребенка во время прогулок за одну и ту же руку.

Читайте также:
Лордоз поясничного отдела – упражнения, причины возникновения заболевания, методы лечения и диагностики

Приобретенные нарушения осанки у детей могут формироваться вследствие рахита, туберкулеза, полиомиелита, переломов позвоночника, остеомиелита, вальгусной деформация стопы, плоскостопия, остеохондропатии, деформирующих рубцов на спине, укорочения одной конечности и др. Довольно часто дети, страдающие близорукостью, астигматизмом, косоглазием или тугоухостью, вынужденно принимают неправильную позу во время работы, чтобы компенсировать дефект зрительного или слухового восприятия.

Предрасполагающими моментами для формирования нарушений осанки у детей служат слабое физическое развитие, неправильный режим, гипотрофия или ожирение, соматическая ослабленность ребенка, недостаток поступления в организм микроэлементов и витаминов.

Классификация

В детской травматологии и ортопедии выделяют нарушения осанки двух видов: в сагиттальной и фронтальной плоскости.

Нарушения осанки в сагиттальной плоскости характеризуются неправильным соотношением физиологических изгибов позвоночника:

  • сглаживанием всех позвоночных изгибов (плоская спина у детей);
  • увеличением поясничного лордоза, слабо выраженным шейным лордозом и грудным кифозом (плоско-вогнутая спина);
  • увеличением грудного кифоза с уменьшением поясничного лордоза (сутуловатость);
  • увеличением грудного кифоза наряду с практически полным сглаживанием поясничного лордоза (круглая спина, кифотическая осанка);
  • увеличением всех физиологических изгибов позвоночника (кругло-вогнутая спина, кифолордотическая осанка).

Определяющим признаком нарушений осанки во фронтальной плоскости (сколиотической осанки) служит асимметрия правой и левой половины туловища у детей. В отличие от сколиоза, при нарушении осанки во фронтальной плоскости асимметрия позвоночника у детей исчезает в положении лежа, отсутствует торсия позвонков, что указывает на функциональный характер деформации.

Степень нарушения осанки у детей может быть различной. При I степени отмечаются незначительные изменения осанки, которые можно устранить путем целенаправленной концентрации внимания ребенка. II степень нарушений осанки у детей характеризуется более выраженными деформациями, которые возможно устранить с помощью разгрузки позвоночника в горизонтальном положении или подвешивания ребенка за подмышечные впадины. При нарушениях осанки III степени у детей отмечаются деформации позвоночника, которые невозможно устранить путем разгрузки позвоночника. У дошкольников обычно наблюдаются нарушения осанки I-II степени; у детей школьного возраста – II-III степени.

Симптомы нарушений осанки у детей

Сами по себе нарушения осанки у детей еще не являются болезнью, но создают предпосылки для заболеваний опорно-двигательного аппарата и внутренних органов.

Главным признаком нарушения осанки является внешний вид стоящего ребенка. При сутуловатости голова наклонена вперед, плечи также подаются вперед, лопатки выступают, ягодицы уплощены. У детей с кифотической осанкой (круглой спиной) отмечается наклон головы вперед, опущение плеч, западение грудной клетки, «крыловидные» лопатки, полусогнутые в коленях ноги, уплощение ягодиц, слабый тонус мышц всего туловища. Кифолордотическое нарушение осанки у детей (кругло-вогнутая спина) характеризуется наклоном головы и верхнего плечевого пояса вперед, выпячиванием и свисанием живота (нередко висцероптозом вследствие слабости мышц брюшного пресса), большим углом наклона таза, максимальным разгибанием или переразгибанием ног в коленях. У детей с плоской спиной уменьшен наклон таза, грудная клетка смещена кпереди, выступают «крыловидные лопатки», живот отвисает. Нарушение осанки у детей по типу плоско-вогнутой спины сопровождается узостью грудной клетки, увеличением угла наклона таза, выпячиванием живота и ягодиц.

При асимметричной осанке у детей отмечается дугообразная деформация позвоночника с вершиной, обращенной влево или вправо; наклон головы в сторону; разноуровневое положение плеч, лопаток, сосков.

Нарушения осанки у детей в немалой степени способствуют изменению функционирования легких, сердца, органов пищеварения. Так, впалая плоская грудь и сутулая спина ограничивают полную экскурсию грудной клетки, делают дыхание поверхностным, что обусловливает кислородную недостаточность и снижение уровня обмена веществ. Дети с нарушениями осанки вялы, апатичны, страдают плохой памятью, анемией, подвержены заболеваемости ОРЗ, бронхитом, пневмонией, предрасположены к туберкулезу.

Вследствие чрезмерного прогиба в поясничном отделе позвоночника развивается слабость мышц брюшного пресса и, как следствие, опущение желудка и кишечника, запоры. Дети с нарушениями осанки различного типа могут предъявлять жалобы на боли в спине, быстрое утомление, головные боли, ухудшение зрения. Нарушения осанки у детей со временем могут приводить к развитию дегенеративных изменений позвоночника (остеохондроза), деформаций грудной клетки, межпозвоночных грыж, сколиоза, деформирующего остеоартроза.

Диагностика

Все случаи нарушения осанки требуют консультации детей вертебрологом или детским травматологом-ортопедом, проведения клинического и рентгенологического обследования.

Осмотр ребенка проводится в положении стоя спереди, сбоку и сзади. Основными визуальными критериями нарушения осанки у детей служат: выступающие назад и расположенные на разных уровнях и на разном расстоянии от позвоночника лопатки; отклонение отростков позвоночника от средней линии спины; несимметричность ягодичных складок, разноуровневое расположение подколенных ямок; вогнутая или выпуклая грудная клетка; несимметричность ребер, отведение плеч вперед и др. Иногда для большей точности прибегают к измерению различных параметров (расстояния между 7-м шейным позвонком и нижними углами лопаток, расстояния между лопатками, длины нижних конечностей, расчету плечевого индекса и др.).

Читайте также:
Остеохондроз с корешковым синдромом - симптомы и лечение грудного, шейного, поясничного отдела позвоночника

Важное значение при диагностике нарушений осанки у детей имеет тест Адамса (наклон туловища вперед), с помощью которого определяется функциональное состояние изгибов позвоночника и наличие ротационного компонента, являющегося дифференциально-диагностическим признаком сколиоза.

Инструментальные методы обследования наиболее точны, поскольку позволяют избежать субъективных ошибок, связанных с визуальной диагностикой нарушений осанки у детей. В случае необходимости ребенку выполняется рентгенография, КТ или МРТ позвоночника.

Лечение нарушений осанки у детей

Лечебный комплекс при нарушениях осанки у детей должен быть направлен на формирование полноценного мышечного корсета, выработку правильного функционального стереотипа.

Основная роль в коррекции нарушений осанки у детей принадлежит лечебной физкультуре, массажу (общему, ортопедическому, с элементами ЛФК, мышц живота, грудной клетки, спины и поясницы), мануальной терапии, гидротерапии, лечебному плаванию, кинезиотерапии. У детей школьного возраста в комплекс лечебно-коррекционных мероприятий целесообразно включать занятия на гребном тренажере, велотренажере, гимнастических комплексах. Из методов физиотерапии при нарушении осанки у детей используется электростимуляция мышц спины, индуктотермия, электрофорез, общее УФО, пелоидотерапия, талассотерапия.

При необходимости ребенку назначается ношение специального корсета, поддерживающего мышцы спины.

Прогноз и профилактика нарушений осанки у детей

В большинстве случаев правильно организованный лечебно-двигательный режим способствует полной коррекции нарушений осанки у детей. При имеющихся стойких деформациях позвоночника может потребоваться хирургическая коррекция сколиоза.

Для профилактики нарушений осанки у детей крайне важны правильный режим дня, полноценное питание, сон на ортопедическом матрасе и подушке, точный подбор обуви, правильная организация рабочего пространства и др. Для выработки навыка правильной осанки детям необходима полноценная двигательная активность (прогулки, подвижные игры, гимнастика, занятия спортом), закаливание, профилактический массаж. Дети с нарушениями осанки должны состоять на диспансерном учете у детского ортопеда.

Нарушения осанки у детей: симптомы и лечение

Нарушения осанки у детей сегодня диагностируются все чаще, а показатели медицинской статистики не позволяют не задумываться о серьезности проблемы. Ведь различные проблемы с осанкой обнаруживаются у 15—17% дошкольников, у 33% учеников средней школы и у 67% старших школьников! Это чревато не только возникновением эстетических недостатков, но и появлением головных болей, дискомфорта в грудной клетке и спине, а также развитием астеновегетативного синдрома. Поэтому подобные патологии требуют как можно более раннего диагностирования и лечения, пока деформации не стали необратимыми и не спровоцировали осложнений.

Астеновегетативный синдром – расстройство работы нервной системы, сопровождающееся медленно прогрессирующим ухудшением памяти, снижением внимательности, быстрой утомляемостью и нарушениями сна.

Причины нарушений осанки у детей

Нарушением осанки у детей называют разного рода привычные для ребенка положения спины, отличающиеся от прямого. Это приводит к деформации позвоночника в различных плоскостях, в том числе усугублению физиологических изгибов в поясничном и шейно-грудном отделах позвоночника.

Деформации могут быть врожденными или приобретенными. Но если первые обусловлены образованием лишних позвонков или клиновидными деформациями еще во внутриутробном периоде и встречаются только в 5–10% случаев, то вторые составляют подавляющее большинство и развиваются под влиянием негативных факторов в течение жизни.

Наиболее часто причины нарушения осанки у детей заключаются в:

  • недостаточной физической активности;
  • несоответствии рабочего стола и стула росту ребенка;
  • недостаточном уровне освещенности места для выполнения домашних заданий;
  • неправильном распределении нагрузки на спину при ношении сумки или рюкзака на одно плечо;
  • сутулости и пр.

В результате этого некоторые мышцы спазмируются, а другие наоборот чрезмерно расслабляются. Позвоночник начинает деформироваться, что усугубляет ситуацию.

Наиболее подвержены возникновению нарушений осанки дети астенического телосложения (узкие плечи и грудь, длинные и тонкие руки и ноги, слабовыраженная мышечная ткань, худощавость).

Также в роли факторов, способствующего возникновению нарушений осанки могут выступать заболевания разного рода:

  • вальгусная деформация стопы;
  • переломы позвоночника;
  • рахит;
  • туберкулез;
  • полиомиелит;
  • остеомиелит;
  • укорочение одной из ног;
  • нарушения зрения и слуха (дети неосознанно занимают вынужденную позу, в которой лучше воспринимается информация).

Нарушения осанки у детей также могут формироваться в течение первых лет жизни на фоне постоянного ношения младенца на одной руке, использования ходунков, раннего высаживания и других факторов.

В легких случаях нарушения осанки у детей можно полностью исправить. Но в запущенных ситуациях они приводят к:

  • уменьшению подвижности грудной клетки и диафрагмы, что отрицательно сказывается на работе органов дыхания и может провоцировать развитие одышки и других нарушений;
  • снижению амортизационной функции межпозвоночных дисков позвоночника и раннему развитию остеохондроза, протрузий и грыж;
  • нарушениям работы сердечно-сосудистой системы и функционирования центральной нервной системы;
  • корешковому синдрому при ущемлении деформированным позвоночником и окружающими его тканями нервов, что приводит к нарушениям чувствительности, ограничению подвижности и болям в иннервируемых сдавленным нервом участках тела и т. д.
Читайте также:
Можно ли пить алкоголь после блокады позвоночника - как передается, питание, симптомы, травы

Виды и симптомы нарушений осанки у детей

Нарушения осанки могут быть разных видов, что определяет дальнейшую тактику лечения. Это:

  • плоская спина – сглаживание всех естественных позвоночных изгибов;
  • плоско-вогнутая спина – увеличение поясничного прогиба (лордоза) при незначительно выраженном прогибе в шейно-грудном отделе;
  • сутулость – увеличение грудного прогиба (кифоза) при уменьшении поясничного лордоза;
  • круглая спина – увеличение грудного кифоза при практически полном отсутствии поясничного лордоза;
  • кругло-вогнутая спина – увеличение всех естественных изгибов позвоночника;
  • сколиоз – деформация позвоночника в боковой плоскости, что проявляется асимметрией правой и левой стороны тела.

Нарушения осанки могут быть разной степени выраженности. Различают 4 степени, среди которых для 1-й характерны незначительные отклонения от нормы, а для 4-й – очень выраженные. В последнем случае деформации исправляются только с помощью операции.

Заподозрить наличие проблем с осанкой можно по возникновению следующих признаков:

  • быстрая утомляемость, потеря интереса к подвижным играм;
  • жалобы на боли в спине, шее, плечах или голове;
  • сложности при длительном нахождении в одной позе;
  • возникновение хрустов во время движения;
  • голова склонена вперед, лопатки выпирают наружу, ягодицы уплощаются;
  • опущение плеч, западание грудной клетки, сниженный тонус мышц верхней половины тела, полусогнутые в коленях ноги;
  • наклон головы и плеч вперед, выпячивание живота и таза, чрезмерное разгибание коленей при ходьбе;
  • плечи и лопатки находятся на разных уровнях, голова часто наклонена в бок, таз перекошен и пр.

Если родители замечают хотя бы один из этих признаков у ребенка, им следует немедленно обратиться к неврологу, ортопеду или вертебрологу. Врач проведет профессиональный осмотр ребенка и при необходимости назначит инструментальные методы исследования (рентген, КТ, МРТ), что поможет точно определить степень деформации и причину изменения осанки у ребенка.

Лечение нарушений осанки у детей

После установления точной причины возникновения нарушения осанки у детей разрабатывается тактика терапии, характер которой во многом зависит от поставленного диагноза. Если органические нарушения в строении позвоночника еще не возникли, а присутствует лишь плохая привычка сутулиться, лечение заключается в ее искоренении. При этом большая роль отводится родителям, которым требуется постоянно следить за ребенком и без психологического давления обращать его внимание на необходимости удерживать спину прямой, а также строго придерживаться других рекомендаций врача.

Если же причина кроется в развитии заболеваний, терапия будет более сложной и многогранной. Она будет направлена не только на улучшение осанки, но и на устранение причин, повлекших за собой деформацию позвоночника, что может требовать также применения различных медикаментов. Но, к счастью, в большинстве случаев исправить нарушение осанки у детей можно без помощи хирургов. Главное, найти хорошего специалиста и неуклонно следовать его рекомендациям.

Основными компонентами лечения являются:

  • ЛФК;
  • лечебный массаж;
  • мануальная терапия;
  • гидротерапия;
  • физиотерапия.

При необходимости ребенку назначают ношение ортопедического корсета. Он будет поддерживать позвоночник в правильном положении и препятствовать усугублению уже имеющейся деформации. Благодаря ему родители могут немного ослабить контроль над положением спины ребенка, так как корсет не позволит сутулиться и горбиться. Для каждого ребенка ортопедический корсет подбирается индивидуально. При незначительных искривлениях используют модели из эластичных материалов с крепкими липучками, а при более выраженных деформациях – жесткие ортезы, изготовляемые индивидуально.

Также важно разработать и придерживаться правильного режима дня ребенка и обеспечить его полноценным питанием. Необходимо подбирать обувь в соответствии с размером ноги, а не на вырост. Она, как и матрас и подушка для сна, должна быть ортопедической. Детям важно создать условия для полноценной физической активности и занятий спортом, а также организовать рабочее место школьника в соответствии с его ростом.

Лечебная физкультура – один из самых доступных и действенных способов исправления дефектов осанки у детей. Основной задачей ЛФК является укрепление мышечного корсета, в результате чего он будет обеспечивать более крепкую поддержку позвоночнику и способствовать удержанию его в правильном положении.

Для каждого ребенка комплекс лечебной гимнастики разрабатывается врачом индивидуально. При этом во внимании принимается вид деформации, возраст пациента, уровень его физической подготовки и имеющиеся сопутствующие заболевания, который могут стать противопоказанием для выполнения определенных упражнений.

Занятия рекомендуется проводить под контролем специалиста. Для этого формируются отдельные группы, посещая которые ребенок и его родители научатся правильно выполнять каждое предложенное упражнение так, чтобы оно приносило пользу, а не вред. Во время занятий лечебной физкультурой не допускаются резкие движения, сильные скручивания и большие силовые нагрузки.

У детей школьного возраста хорошие результаты дают занятия на гребном тренажере, велотренажере, а также специальных гимнастических комплексах.

Ребенок должен понимать, что при малейшем возникновении дискомфорта в спине, он должен сообщать об этом инструктору. Если причина болевых ощущений кроется не в неправильной тактике выполнения упражнения, необходимо обратиться к врачу для проведения обследования и коррекции программы ЛФК.

Читайте также:
Лечение магнитом суставов, магнитотерапия коленного сустава

Эффективность лечебной гимнастики напрямую зависит от регулярности и правильности выполнения упражнений. После того как ребенок и родители прочно усвоят методику каждого из них, допускается продолжать занятия дома самостоятельно. Важно ежедневно уделять внимание лечебной физкультуре, тогда красивая и статная осанка выработается значительно быстрее.

С определенной периодичностью ребенка нужно показывать лечащему врачу, чтобы он смог оценить эффективность лечебной гимнастики.

Лечебный массаж

Лечебный массаж подразумевает разогревание, разминание и растирание мышц спины и плечевого пояса. Это способствует улучшению крово- и лимфотока, расслаблению чрезмерно тонизированных мышц и напряжению слишком расслабленных. Это приводит к ускорению восстановления правильной анатомии позвоночного столба.

Мануальная терапия

Мануальная терапия – один из самых эффективных методов коррекции нарушений осанки у детей. Поскольку детские суставы сохраняют высокую подвижность, а позвоночник гибкость, с помощью грамотного воздействия руками удается быстро восстановить нормальное положение позвонков, устранить функциональные блоки и добиться стойкого улучшения осанки.

Но поскольку в отличие от лечебного массажа мануальная терапия предполагает работу непосредственно с позвоночником, она требует от специалиста высокого уровня квалификации, что подтверждается соответствующими дипломами, сертификатами и лицензиями. Важно со всей ответственностью подойти к выбору врача, так как неправильный подбор и выполнение приемов мануальной терапии чревато ухудшением состояния ребенка и усугублением деформаций позвоночника.

Опытный мануальщик владеет массой различных приемов и методик, в том числе авторской методикой Гриценко, а также непременно знает, как их применять с максимальной пользой для пациента. Благодаря курсу сеансов мануальной терапии удается не просто добиться восстановления правильной осанки, но и:

  • улучшения работы всех внутренних органов;
  • устранения астеновегетативного синдрома;
  • улучшения памяти, внимания;
  • повышения общего тонуса и стойкости к инфекциям;
  • нормализации мышечного тонуса;
  • восстановления нормальной подвижности.

Гидротерапия

Гидротерапия подразумевает проведение различных водных процедур, которые обеспечивают активизацию кровообращения и питания тканей, а также оказывают спазмолитическое, противовоспалительное и регенеративное действие. В рамках гидротерапии могут применяться общие терапевтические ванны с добавлением в воду лечебных веществ, талассотерапия, лечебный душ, аквааэробика и пр.

Положительное влияние на состояние позвоночника и считается лучшим способом профилактики возникновения нарушений осанки. При уже имеющейся деформациях хребта рекомендуется посещать бассейн не реже 2—3 раз в неделю. Занятия с тренером также помогут ребенку научиться плавать и дополнительно принесут море удовольствия, что поможет воспринимать тренировки не как лечение, а как игру.

Физиотерапия

Чаще всего при нарушениях осанки у детей назначаются курсы:

  • электростимуляции мышц спины – воздействие на мышцы и нервы комфортными для ребенка разрядами электрического тока, что способствует улучшению течения обменных процессов в мягких тканях;
  • индуктотермии – разновидность лечения магнитными полями, обеспечивающая получение обезболивающего, противовоспалительного, регенерирующего и иммуностимулирующего эффекта;
  • электрофореза – метод, позволяющий посредством электрического тока вводить необходимые лекарственные средства непосредственно в очаг патологических изменений через кожу, что позволяет избежать развития множества побочных эффектов и снизить дозу препаратов;
  • УФО – обеспечивает покрытие дефицита в ультрафиолетовом облучении, а также оказывает иммуностимулирующее, противовоспалительное действие;
  • талассотерапия – лечение морской водой, а также водорослями и некоторыми другим подарками моря, что обеспечивает стимулирование обмена веществ, улучшение состояния кожи, укрепление стенок кровеносных сосудов и устранение спазмов мышц;
  • пелоидетерапия – физиотерапевтическая процедура, подразумевающая использование ила, измельченной глины или особых отложений со дна водоемов, нанесение которых на кожу обеспечивает нормализацию нейрогуморальных процессов и образование биологически активных веществ, что улучшает тканевой метаболизм и нормализацию тонуса мышц.

Количество и периодичность процедур, а также их сочетание определяется опять же таки строго индивидуально. Но важно пройти полный комплекс физиотерапии, чтобы получить стойкий и выраженный эффект.

Таким образом, с нарушением осанки у ребенка может столкнуться каждый родитель. Но важно не закрывать глаза на проблему, а при первых же признаках ее возникновения обращаться к специалистам и принимать меры для ее ликвидации. В большинстве случаев, а именно в 98%, при ранней диагностике и точном соблюдении рекомендаций невролога, ортопеда или вертебролога правильно организованный лечебно-двигательный режим позволяет добиться полной коррекции нарушений осанки. В запущенных же случаях все же может потребоваться хирургическое вмешательство.

Нарушение осанки у детей

Содержание статьи

  • Общее описание патологии
  • Причины нарушения осанки
  • Виды нарушения
  • Симптомы
  • Диагностика
  • Методы лечения
  • Меры профилактики
Читайте также:
Физиотерапия при остеохондрозе шейного отдела - методы и их воздействие на организм!

Нарушение осанки у детей – это патологическое состояние позвоночника, при котором меняется его нормальное физиологическое положение. Деформации могут быть от рождения либо появляться в процессе роста и развития опорно-двигательного аппарата. Запущенные формы заболевания приводят к серьезным осложнениям, поэтому требуют своевременной комплексной терапии для восстановления правильной позиции костных структур.

Общее описание патологии

Согласно статистике, такая болезнь встречается крайне часто. Процент заболевших растет по мере взросления. Если у малышей до трех лет патологию диагностируют всего в 2%, то в дошкольном и школьном возрасте от нее уже страдает более 33% детей, а среди подростков заболевание диагностируют и вовсе в 67% случаев.

Патология требует своевременной коррекции Источник:
Нарушение осанки у детей младшего школьного возраста. Методы профилактики и коррекции нарушения осанки средствами физической культуры. Горбунова Т.А. Инновационная наука, 2016 . От правильного формирования скелетных структур зависит здоровье ребенка в целом. Некорректное развитие провоцирует неравномерное распределение нагрузки, из-за которого повышается давление на суставы, происходит смещение костей, возникают патологии внутренних органов, появляются сбои в работе нервной, дыхательной, сердечно-сосудистой систем. Среди осложнений – сколиоз, остеохондроз, межпозвоночная грыжа и другие опасные отклонения.

Причины нарушения осанки у детей

Как мы уже упоминали, деформации бывают врожденными и приобретенными. Причем 90-95% случаев относятся именно ко второй группе. Предпосылки нарушения влияют на симптоматику и особенности течения патологии.

К врожденным причинам относятся такие факторы:

  • неправильное положение плода в утробе;
  • внутриутробные патологии формирования позвоночника (например, формирование дополнительных позвонков, их клиновидная деформация и др.);
  • дисплазия соединительных тканей;
  • миотонический синдром;
  • травмы во время родов (кривошея, подвывих первого шейного позвонка, вывих тазобедренного сустава и др.).

Некоторые врожденные отклонения могут корректироваться самостоятельно в процессе роста организма. Но лишь при условии, что ребенок абсолютно здоров. В ином случае патологии прогрессируют, вызывают искривление осанки и тяжелые формы деформаций.

К причинам приобретенного искривления относятся:

  • Недостаточная физическая активность. Если родители делают упор только на интеллектуальные способности малыша, он много времени проводит сидя и мало двигается. Соответственно, мышечный каркас, который удерживает позвоночник в правильном положении, не развивается.
  • Нефизиологичная поза. Если ребенок сутулится, всегда носит рюкзак в одной руке или сидит за неподходящей по высоте партой, со временем разовьется асимметрия опорно-двигательного аппарата. К этой же группе предпосылок относятся и слишком раннее высаживание малыша либо постановка его на ножки, расположение грудничка на одной руке.
  • Травмы, болезни. Перенесенные болезни могут стать причиной осложнений, которые влияют на суставы, вызывают искривление позвоночника. В группе риска – дети, которые переболели полиомиелитом, туберкулезом, остеомиелитом, малыши с диагностированной близорукостью, косоглазием, астигматизмом, переломами. Предпосылкой также может стать ожирение, дефицит полезных веществ в организме.

Виды нарушения осанки у детей

Врачи прибегают к следующей классификации искажений:

  • Нарушения в сагиттальной плоскости – неправильное соотношение физиологических изгибов позвоночника. К ним относятся сглаживание или увеличение позвоночных изгибов, увеличенные или уменьшенные поясничные лордозы, грудные кифозы (круглая или плоская спина, сутулость).
  • Нарушения во фронтальной плоскости – асимметричное расположение половин туловища.

Специалисты также выделяют три степени тяжести искривления:

  • Первая степень – осанка незначительно изменена, патологию легко устранить, просто сконцентрировав внимание ребенка на правильном положении тела.
  • Вторая степень – более выраженные деформации, которые лечат с помощью разгрузки позвоночника.
  • Третья степень – тяжелые искажения, которые требуют комплексного длительного лечения.

У дошкольников чаще всего диагностируют патологию 1-2 степени, у школьников и подростков – более сложные типы 2-3 степени Источник:
Этиология и классификация нарушений осанки. Левин А.В., Викулов А.Д. Ярославский педагогический вестник, 2013 .

Симптомы

Эффективность борьбы с искажением зависит от того, насколько вовремя родители распознали наличие отклонений и обратились за медицинской помощью. Прежде всего, необходимо регулярно осматривать ребенка. Важно обращать внимание на положение плеч и лопаток, которые должны находиться на одном уровне. Если визуально сделать оценку сложно, можно использовать для этого подручные средства.

Обнаружить нарушения у малышей легко по складкам под ягодицами, а также по положению ключиц и сосков. Они должны быть симметричными и находиться на одном уровне.

Осмотр сбоку позволит заметить сутулость или круглую спину. Самый простой тест заключается в том, чтобы поставить ребенка к стене спиной. Ровной плоскости должны коснуться затылок, лопатки, ягодицы и голени. После этого нужно сделать шаг вперед. Если отклонения есть, они сразу станут видны.

Распознать наличие у ребенка нарушений осанки позволяют также наиболее очевидные признаки патологии:

  • При сутулости голова и плечи подаются вперед, а лопатки неестественно выступают назад.
  • При кифозе (круглой спине) голова наклоняется вперед, плечи опускаются, а грудная клетка западает. Одновременно с этим наблюдается уплощение ягодиц, полусогнутые ноги и ослабленный мышечный тонус.
  • При кифолордотических нарушениях (кругло-вогнутой спине) голова и верхний плечевой пояс наклоняются вперед, выпячивается живот и возникает чрезмерное разгибание ног в коленях.
  • При лордозе и грудном кифозе (плоско-вогнутой спине) увеличивается угол наклона таза, выпячиваются ягодицы и таз.
  • При плоской спине уменьшается наклон таза, лопатки выступают назад, а живот выпячивается вперед.
  • Ассиметричная осанка проявляется дугообразной деформацией, которая направлена вправо или влево. Голова наклоняется в сторону, а лопатки, плечи и соски находятся на разном уровне.
Читайте также:
Болит спина и температура 37-38: причины у женщин и мужчин

Дети с такими нарушениями страдают от вялости, апатии, анемии и плохой памяти. Они часто болеют простудными заболеваниями, пневмониями, бронхитами. Поступают жалобы на боли в спине и голове, плохое зрение.

Диагностика

При обнаружении симптомов и наличии подозрений на развитие нарушений, нельзя затягивать с консультацией у детского травматолога-ортопеда или вертебролога. Специалист проводит визуальный осмотр: изучает костные структуры в стоячем положении. При этом важно оценить положение во всех проекциях: сзади, сбоку, спереди. Врач ищет отклонения от нормального расположения скелета, изучает наличие асимметрии. Для максимальной точности специалист измеряет разные оценочные показатели: расстояние между лопатками, длину ног, отрезок между нижними углами лопаток и седьмым шейным позвонком и др.

Один из наиболее эффективных методов диагностики нарушений – это тест Адамса. Чтобы его провести, нужно просто наклонить пациента туловищем вперед. Благодаря этому врач определит степень скручивания и состояние позвоночных изгибов, которые помогают выявить сколиоз.

Чтобы максимально точно установить диагноз и разработать эффективную лечебную схему, врач назначает дополнительные инструментальные исследования: рентген, компьютерную или магнитно-резонансную томографию Источник:
Диагностика нарушений осанки и деформаций позвоночного столба. Орлов С.А., Юхвид Е.В., Ионина Е.В. Российский вестник перинатологии и педиатрии, 2016. с. 269 .

Лечение

Клинические рекомендации при выявлении нарушений носят комплексный характер. Главная цель терапии – сформировать крепкий мышечный корсет и разработать правильный стереотип положения корпуса. Для этого назначают:

  • Лечебную физкультуру, гимнастику. Адекватные физические нагрузки в соответствии с возрастом – важная часть терапии. Упражнения помогают укрепить мышцы, сформировать крепкий каркас, который будет фиксировать позвоночный столб в корректном положении Источник:
    ЛФК при нарушениях осанки, сколиозах и плоскостопии. Аливердиева М.С., Демьянова Л.М., Смирнова О.С. Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения, 2016 .
  • Массаж. Пациенту подбирают необходимый вид массажа: общий, ортопедический, спины, грудной клетки, поясницы и др.
  • Физиотерапию. Хороший эффект демонстрирует электрофорез, электростимуляция спинных мышц, талассотерапия, пелоидотерапия и другие процедуры, которые проводят курсами по назначению врача.
  • Мануальную терапию. Сеансы помогают скорректировать положение позвоночника через высвобождение зажатых нервных волокон, нормализацию нервных импульсов, снятие блоков.
  • Гидротерапию. Предусматривает использование водных процедур, которые стимулируют кровообращение, снимают спазм, корректируют искривление.
  • Лечебное плавание. Позволяет естественным путем разгрузить позвоночник, наладить симметричную работу мышц и укрепить их, улучшить координацию движений Источник:
    Коррекция нарушения осанки у детей школьного возраста. Даниленко Л.А., Артамонова М.В., Артемьева Е.М. Медицина: теория и практика, 2019. с. 181 .

Меры профилактики нарушений осанки у детей

Терапия искажений осанки требует много времени и усилий. Гораздо проще предотвратить болезнь. Ведь чтобы сохранить костные структуры здоровыми, достаточно приучать ребенка к:

  • подвижному образу жизни;
  • занятиям спортом с равномерными нагрузками на весь организм;
  • правильному питанию, которое позволит контролировать вес и не допускать ожирения.

При этом важно регламентировать время, которое ребенок проводит у компьютера или телевизора, делать перерывы во время занятий. Необходимо также следить за тем, чтобы обувь соответствовала размеру и отвечала ортопедическим нормам, а стул и стол, за которыми занимается ребенок, подбирать согласно росту и анатомическим особенностям Источник:
Профилактика нарушения осанки у детей. Покатилов А.Б., Новак А.П., Хворостова А.В. Главный врач Юга России, 2017. с. 13-19 .

Источники:

  1. Профилактика нарушения осанки у детей. Покатилов А.Б., Новак А.П., Хворостова А.В. Главный врач Юга России, 2017. с. 13-19
  2. Этиология и классификация нарушений осанки. Левин А.В., Викулов А.Д. Ярославский педагогический вестник, 2013
  3. Нарушение осанки у детей младшего школьного возраста. Методы профилактики и коррекции нарушения осанки средствами физической культуры. Горбунова Т.А. Инновационная наука, 2016
  4. Коррекция нарушения осанки у детей школьного возраста. Даниленко Л.А., Артамонова М.В., Артемьева Е.М. Медицина: теория и практика, 2019. с. 181
  5. Диагностика нарушений осанки и деформаций позвоночного столба. Орлов С.А., Юхвид Е.В., Ионина Е.В. Российский вестник перинатологии и педиатрии, 2016. с. 269
  6. ЛФК при нарушениях осанки, сколиозах и плоскостопии. Аливердиева М.С., Демьянова Л.М., Смирнова О.С. Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения, 2016
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: