Псевдокиста в голове у новорожденного ребенка: что такое, надо ли лечить, как считает Комаровский?

Доктор Комаровский о неврологических проблемах у детей

Доктор, посещение которого вселяет в большинство российских родителей страх, – невролог. Мамы и папы боятся, что именно этот специалист обязательно найдет какое-то неврологическое отклонение у их ненаглядного чада. И эти опасения не так уж беспочвенны — по статистике, у 90% малышей в нашей стране есть тот или иной неврологический диагноз. Всегда ли этот диагноз достоверен и так ли распространены неврологические проблемы на самом деле, родителям рассказывает известный детский врач Евгений Комаровский.

Особенности детской нервной системы

Нервная система у новорожденного претерпевает самые существенные изменения в процессе роста. Дети рождаются с незрелой нервной системой, и ей еще только предстоит сформироваться, окрепнуть. Самые интенсивные изменения приходятся на период новорожденности и первый год жизни, а потому найти те или иным неврологические симптомы у малыша в 2 месяца или в 6 месяцев любому доктору-неврологу не составит никакого труда.

В период становления функций нервной системы не все идет гладко, говорит Евгений Комаровский, отсюда и непонятный крик по непонятному поводу, спазмы и тики, икание и срыгивание, которые доставляют столько переживаний родителям и богатую пищу для деятельности докторов.

Если мамы поймут всю серьезность происходящих с ребенком процессов, вопросов, страхов и сомнений станет значительно меньше.

Головной мозг новорожденного по сравнению с телом довольно большой, по мере роста чада пропорции меняются, усложняется структура мозга, появляются дополнительные борозды.

Самые активные перемены происходят в период с рождения до 5 месяцев.

Спинной мозг и позвоночник у крохи растут неравномерно, и их рост выравнивается в своих темпах только к 5-6 годам. Скорость передачи нервных импульсов в нервной системе ребенка иная, чем у взрослого, и в соответствие с маминой и папиной она придет только к 6-8 годам.

Некоторые рефлексы, которые есть у новорожденного, уходят со временем и уже к году от них не остается следа, им на смену приходят рефлексы постоянные. Органы чувств у новорожденных функционируют с первых минут после появления на свет, но не так, как у взрослых. К примеру, четко видеть малыш начинает примерно в 1,5-2 месяца, а хорошо слышать он может уже на третий день после рождения.

Неврологические проблемы

Когда мамы с жалобами на дрожащий подбородок чада, на трясущиеся ручки или регулярную икоту приходят к врачу, тот прекрасно понимает, что в 99% случаев такие симптомы являются вариантом нормы, учитывая интенсивный процесс совершенствования нервной системы. Доктор знает, что эти маленькие «неприятности», скорее всего, пройдут сами по себе, и возможно, уже очень скоро. Но он, по мнению Комаровского, не хочет брать на себя ответственность за вашего ребенка, а потому ему проще сказать, что трясущийся подбородок — неврологический симптом, и назначить определенное лечение, от которого вреда не будет (массаж, плавание в надувном круге на шею, витамины).

Реальные проблемы неврологического плана, конечно, существуют, и они все без исключения являются очень серьезными, говорит Комаровский, но встречаются они всего у 4% детей.

Поэтому большинство неврологических диагнозов, поставленных малышам неврологами в поликлинике на очередном плановом осмотре, мало что общего имеют с настоящими заболеваниями.

Хуже всего, если доктор назначает ребенку медикаменты для устранения неврологических симптомов, которые по большому счету существуют только на бумаге.

Реальных ситуаций, когда такие таблетки нужны — не более 2-3% от всех установленных диагнозов. Но принимают их все, кому они прописаны.

Эффективным медикаментозное лечение Комаровский считает только для детей первого месяца жизни, если у них действительно в процессе родов возникли серьезные нарушения. Затем даже им показаны только массаж и физиопроцедуры.

Когда проблема действительно существует?

Внутричерепное давление — диагноз, который очень любят ставить детям в российских поликлиниках. Тогда, когда оно действительно есть, ребенок нуждается в срочной госпитализации, а не в домашнем лечении таблетками, говорит Комаровский. Если ребенок весел, бодр, активен, общителен, не надо лечить ему внутричерепное давление, поскольку его с огромной долей вероятности, вообще нет.

Самая частая жалоба, с которой родители обращаются к детскому неврологу, – ор ребенка.

Читайте также:
Первая помощь при вывихе сустава и костей: конечности, локтевого сустава

С этого в большинстве случаев и начинается поиск заболевания, которое, скорей всего, будет найдено.

Комаровский призывает мам перестать искать болезни у чада и просто понять, что для крика у ребенка есть масса других причин — голод, жара, желание общаться, желание обратить на себя внимание, неудобный подгузник и так далее. Все эти причины не имеют никакого отношения к неврологическим заболеваниям.

К больным причисляют очень активных детей, им немедленно ставят диагноз «гиперактивность», нездоровыми считают и спокойных и медлительных ребятишек, им ставят клеймо «заторможенность», неврологическими проблемами пытаются объяснить плохой сон и аппетит. Делать этого не надо, говорит Евгений Комаровский, поскольку настоящие неврологические болезни случаются редко, и звучат они грозно, пробиотики и гимнастика их не лечат.

К ним относятся эпилепсия, детский церебральный паралич, неврозы разной степени выраженности, болезнь Паркинсона, энцефалопатия, патологические непроизвольные нервные тики и другие состояния, многие из которых имеют врожденный характер.

Советы доктора Комаровского

Не нужно сравнивать своего ребенка с другими детьми и существующими в теории нормами развития малышей. Ваш ребенок — личность, которая развивается в соответствии со своими внутренними «настройками», они сугубо индивидуальны.

Лучшая профилактика, а заодно и лечение неврологических якобы «проблем», которые существуют только на бумаге врача и в головах у беспокойных мамы и бабушки, – правильный образ жизни ребенка.

Длительные и регулярные прогулки, купание, закаливание, разумное питание (без перекорма), удобный для мамы и ребенка режим дня, который неукоснительно соблюдается, укрепляющий массаж каждый день, помогут справиться и с гиперактивностью, и с дрожащим подбородком, и нарушениями сна у ребенка.

Не допускайте передозировки кальция и витамина D, поскольку такие состояния действительно могут вызывать определенные проблемы с нервной системой. Об этом более детально следует поговорить с лечащим педиатром, который определит необходимые дозировки для вашего конкретного ребенка, учитывая возраст, вес и состояние здоровья малыша.

Что такое псевдокиста головного мозга: причины ее возникновения у новорожденных и способы лечения

Здоровье новорожденного – самая важная забота родителей. Согласно статистике, каждому сотому ребенку ставят диагноз псевдокиста головного мозга, и это зачастую становится неожиданностью и повергает всю семью в шок. Давайте разберемся, что кроется за этим страшным медицинским термином и действительно ли все так плохо.

Симптомы и причины возникновения патологии

Псевдокиста в голове у новорожденного не сопровождается какой-то конкретной симптоматикой. Появление и развитие такого заболевания врачи связывают с патологией при внутриутробном развитии.

Причинами образования кистообразных формаций и кист могут быть:

  • гипоксия – нехватка кислорода;
  • родовые травмы;
  • метаболические расстройства;
  • инфекционные заболевания, перенесенные матерью в период вынашивания (краснуха, корь);
  • обвитие пуповиной.

Наличие этих факторов в анамнезе беременной необходимо учитывать при постановке диагноза.

Классификация заболевания

Это образование, в отличие от псевдокисты, без помощи врачей может привести к тяжелым последствиям и требует хирургического вмешательства.

К симптомам кисты головного мозга относят:

  • нарушение зрения и координации движения;
  • сбои в гормональной системе;
  • головные боли;
  • повышенную раздражительность.

Также к псевдокистам относят кисту сосудистого сплетения. Такое образование можно диагностировать во втором триместре беременности, но оно абсолютно неопасно и исчезает до рождения ребенка или на первом году жизни. Этот вид кисты формируется при развитии мозга, когда жидкость проникает в сосуды.

Важно! Псевдокиста в голове ребенка со временем уменьшается, а к году исчезает совсем. Настоящая киста не рассасывается и давит на смежные отделы головного мозга. Если спустя год новообразование сохраняется, то киста считается истинной.

Способы диагностики у ребенка

Патология в тканях мозга новорожденного требует повышенного внимания врачей и родителей. Детям с таким диагнозом необходимо регулярное обследование.

Ультразвуковое исследование, при котором диагностируют псевдокисту, не всегда позволяет рассмотреть полость и стенки образования. Псевдокиста может иметь любую форму и размер, но всегда локализуется в одном месте: в больших мозговых полушариях между таламусом и головкой хвостатого ядра. Если местоположение иное, то это истинная киста.

Для диагностирования псевдокисты необходимо провести УЗИ головного мозга (рекомендуем прочитать: как делают УЗИ головного мозга для новорожденных?)

Для всесторонней диагностики современная медицина предлагает несколько способов:

  • допплеровское исследование;
  • нейросонография;
  • МРТ;
  • позитротронно-эмиссионная или компьютерная томография и др.
Читайте также:
Корсет при компрессионном переломе позвоночника: для спины, как носить

УЗИ головного мозга информативно только на первом году жизни ребенка, до зарастания родничка (подробнее в статье: когда и как зарастает темечко у ребенка?). Его назначают недоношенным детям, а также перенесшим кислородное голодание и тяжелые роды. Детям старше одного года и взрослым проводят МРТ. Эти методы дифференцируют кисту и псевдокисту.

Методы лечения

Доктор Комаровский уверен, что псевдокиста в голове у грудного ребенка – это разновидность нормы, и она не влияет на развитие ребенка. При появлении такого образования опасным является не псевдокиста, а возможные осложнения в виде нарушения целостности тканей головного мозга.

В большинстве случаев лечение при таком диагнозе не требуется. Терапия направлена на устранение последствий внутриутробной гипоксии (рекомендуем прочитать: какими могут быть последствия гипоксии у ребенка?). Для улучшения кровообращения врач может назначить Актовегин, Цитофлавин и др. Сама же псевдокиста как такового лечения не требует и рассасывается самостоятельно на первом году жизни без медицинских вмешательств.

Что такое псевдокиста головного мозга, почему она обнаруживается у новорожденного ребенка и нужно ли ее лечить?

Рождение ребенка – самый ответственный шаг в жизни женщины. Готовиться к такому важному событию необходимо заранее, особенно в плане здоровья. Будущей маме стоит забыть о вредных привычках, правильно питаться, активно проводить досуг, желательно на свежем воздухом, и запастись оптимизмом. Подойдя к вопросу деторождения столь ответственно, можно избежать большинства проблем со здоровьем малыша.

Псевдокиста? Без паники!

Однако и у полностью здоровых родителей на свет может появиться ребенок с каким-либо проблемами. Одна из потенциальных проблем – псевдокиста головного мозга. Что же это такое и как ее лечить?

Псевдоструктуры встречаются у большинства новорожденных и самостоятельно рассасываются в 98% случаев в течение первого года жизни. Большинство родителей впадают в панику, услышав от врача слово «киста», но не стоит волноваться и предпринимать какие-либо меры по ее лечению.

Псевдокисты – небольшие образования сосудистого сплетения, наполненные ликвором (спинномозговой жидкостью). Как правило, они располагаются в одном полушарии, могут быть и двусторонними, но лишь в определенных участках мозга.

Что запускает механизм возникновения отклонения? Медики не могут дать на этот вопрос однозначный ответ, поскольку факторов, влияющих на появление псевдообразования немало:

  1. внутриутробная гипоксия плода;
  2. нарушения кровообращения или кровоизлияния в мозг;
  3. родовые травмы;
  4. воздействие токсинов, полученных из материнский организм;
  5. перенесенная во время беременности инфекция.

Как обнаруживают псевдокисты у новорожденных?

Признаки, по которым псевдокисту отличают от реальной кисты, угрожающей здоровью ребенка, до сих пор не изучены полностью. Специалисты склоняются к мнению, что псевдообразование у новорожденного отличает отсутствие эпителиального выстила, но далеко не все медики с этим согласны, считая утверждение спорным и неверным. Подобные образования никак не влияют на физическое, умственное, психическое развитие ребенка в дальнейшем.

Обнаруживают такие образования в первые месяцы жизни малыша с помощью ультразвуковой диагностики, только при открытом родничке. Никакой симптоматики они не проявляют.

Показания к проведению диагностики у новорожденного:

  1. гипоксия плода;
  2. повреждения при родах;
  3. чрезмерная плаксивость;
  4. неспокойное поведение, неврологические отклонения.

Если родители замечают, что с ребенком что-то не так, им следует обратиться к специалистам неврологам для комплексного осмотра, включающего УЗИ головного мозга. В большинстве роддомов, оснащенных современным оборудованием, диагностику назначают перед выпиской. Обязательное УЗИ головы делают малышам в возрасте 1 месяца.

Нужно ли лечить образование?

Важно точно определить морфологию новообразования. Если это настоящая киста, то она нуждается в комплексном лечении и постоянном наблюдении. Без своевременной медикаментозной терапии существует риск инвалидизации ребенка.

В отличие от настоящей кисты псевдообразование не нуждается в каком-либо специфическом лечении. Оно никак не проявляется и не влияет на развитие ребенка. Необходимо лишь наблюдение, плановые консультации у невролога и повторные УЗИ в 6 и 12 месяцев. Скорее всего, к этому возрасту образование само рассосется. Иногда врачи, чтобы подстраховаться, назначают лекарственный препарат «Актовегин» и специальную физиотерапию.

Е. О. Комаровский – родителям: «Вам надлежит немедленно успокоиться!»

Очень грамотно про псевдокисты головного мозга высказался знаменитый и любимый многими родителями педиатр Евгений Комаровский. Отвечая на вопросы родителей, он в частности пишет: «Вам надлежит немедленно успокоиться. И чем реже вы будете употреблять слово «псевдокиста», тем легче будет вам, вашему ребенку и вашему мужу». В своем видео он обозначил данные образования как «абсолютную норму структур головного мозга младенцев, не требующую лечения». Более подробно о его высказывании можно посмотреть на видео к статье

Читайте также:
Болит голова и кровь из носа: причины проблемы у взрослых и детей

Тревожный симптом: патологии у новорожденных

Несмотря на то, что новорожденный ребенок находится под тщательным наблюдением педиатра и других специалистов, именно от маминой внимательности и реакции часто зависит своевременное выявление тех или иных патологий у малыша.

О том, какие симптомы нельзя пропустить у крохи во избежание серьезных проблем со здоровьем в будущем, нам рассказала врач-педиатр клиники «9 месяцев» Авдеева Наталья Николаевна.

— Наталья Николаевна, какие патологии чаще всего встречаются у новорожденных?

— Почти 99 % новорожденных детей имеют неврологические отклонения, которые поначалу бывают минимальными и, при адекватном ведении ребенка, в большинстве случаев нивелируются к году.

— Что значит «адекватное ведение ребенка»?

— Имеется в виду вовремя проведенный массаж, вовремя начатая гимнастика. Причем, хочу заметить, что даже у абсолютно здорового ребенка до года желательно провести как минимум три курса гимнастики и массажа, с привлечением хорошего специалиста. Это необходимо для того, чтобы ребенок научился вовремя поворачиваться, садиться, вставать, ходить. Такие курсы нацелены на доразвитие нервной и, как следствие, скелетно-мышечной систем.

— Какие симптомы могут «подсказать» маме, что у малыша имеется то или иное неврологическое отклонение?

— Родителям следует обязательно обратить внимание на такой симптом, как подергивание подбородочка. Это может свидетельствовать о том, что идет недоразвитие нервной системы и отдельных структур головного мозга. Также должно вызвать опасения вставание ребенка на цыпочки. Как правило, на такое явление не обращают внимания. Но если малыш встает на цыпочки и при этом перекрещивает ножки, плохо опирается — это может быть слабовыраженным симптомом вялого нижнего парапареза, а в дальнейшем, к годику, может вылиться в ДЦП.
Дело в том, что обычно диагноз ДЦП до года не ставят, так как этот промежуток времени — большой реабилитационный период, когда у крохи есть хороший потенциал для восстановления. Первый год жизни вообще по своей восстановительной способности несоизмерим больше ни с одним промежутком в жизни человека. Здесь должна проходить очень большая работа самой мамы в совокупности с работой невропатолога, врача мануальной терапии, массажиста, врача ЛФК. В лечении применяются водотерапия, медикаментозная терапия, массаж, гимнастика и др.

Еще одним тревожным для мамы симптомом должен стать тремор рук. Обратите внимание, в каких ситуациях это возникает. Норма — если это реакция на яркий свет, сильный звук. Если же малыш старше месяца часто вскидывает руки в абсолютно спокойной обстановке, это может указывать на судороги. Здесь тоже необходимо полноценное обследование. Потребуется измерить внутричерепное давление у ребенка, сделать электроэнцефалограмму, проверить реакцию на световые и звуковые раздражители в спокойном состоянии, во сне и т. д.

Если же в сочетании со вздрагиваниями и испугами у малыша наблюдается также высовывание язычка — это может указывать на такую эндокринологическую патологию, как врожденный гипотиреоз. Изначально в роддоме проводится скрининг, когда берут кровь на 5 инфекций, и генетики это просматривают. Но необходима дальнейшая консультация эндокринолога. Раннее начало лечения предотвращает инвалидизацию ребенка. В связи с вышесказанным, хочу отметить, что крайне нежелательна ранняя выписка из роддома — на 3-4 сутки. Ведь многие такие моменты выявляются как раз на 4-5 сутки — то есть тогда, когда мама, выписавшаяся раньше, уже остается с ребенком и с возникшей проблемой наедине.

— Помимо неврологических, какие еще патологии родители могут самостоятельно заподозрить у ребенка?

— О многом говорит реакция малыша на внешние раздражители. Так, если ребенок в 2-3 месяца не реагирует на звуки (погремушки, голос), нужно срочно обратиться к отоларингологу. Первая проверка слуха проводится еще в роддоме, но в трехмесячном возрасте лор-врач обязательно должен осмотреть кроху. В Казани, например, довольно часто выявляются дети, которые сначала хорошо реагируют на проверки, но в конечном итоге у них обнаруживается кондуктивная тугоухость. Дело в том, что до этого ребенок мог реагировать чисто интуитивно, скажем, не на мамин голос, а на мимику. Бывает, что уже в 3 года таких детей начинают лечить как аутистов, хотя в действительности все дело в тугоухости.

Читайте также:
Дисторсия левой стопы. Проявления и терапия дисторсии голеностопного сустава

Также должны возникнуть опасения, если ребенок не следит за предметами (на расстоянии 30 см — самое яркое зрение у новорожденных — кроха должен «поймать» мамино лицо и потянуться за ним, попытаться удержать его в своем поле зрения), к 3 месяцам не реагирует на свет, на цвета. Конечно, сами цвета малыш еще не идентифицирует, но смена цветов должна вызывать у него какие-то эмоции (радость или, наоборот, раздражение). Реакцию зрачка на свет мама тоже может отследить самостоятельно. Для этого нужно вынести малыша на яркий свет из темного помещения. Если при этом зрачки крохи не сузились, остались такими же широкими, как в темноте — значит, ребенок не видит свет, что говорит о патологии сетчатки глаз. В то же время, одинаковое сужение зрачка — это уже патология неврологическая. В любом случае, нужно срочно обратиться к специалистам.

На плановом осмотре у хирурга в месячном возрасте следует обязательно обратить внимание врача, если малыш часто и обильно срыгивает. По сути, ребенок должен срыгивать. Первые три месяца кроха дает отрыжку практически после каждого кормления. Но он не должен «фонтаном» выдавать всю еду наружу. Если так происходит, и ребенок за первые месяц-два плохо прибавил в весе, необходимо исключать пилороспазм — серьезную хирургическую патологию, требующую госпитализации.

Также мама должна внимательно следить за частотой и объемом мочеиспускания у ребенка. Считается, что до трехмесячного возраста ребенок должен мочиться понемногу, но каждый час. Если происходит задержка мочеиспускания, малыш выдает редко, но много мочи — это весьма тревожный симптом, который может указывать на такое серьезное заболевание мочевыводящей системы, как уретерогидронефроз, к сожалению, в последнее время встречающееся довольно часто. Выявить его можно уже на поздних сроках беременности при ультразвуковом обследовании. Для исключения этой же патологии проводится УЗИ в месячном возрасте. Здесь важно не упустить время, так как уже к 3 месяцам, при отсутствии лечения, происходит отмирание тканей почки.

Еще одним тревожным для мамы «звоночком» могут явиться бледность и синюшность носогубного треугольника у малыша, когда ребенок синеет при кормлении, плаче. Все это может быть вызвано низким гемоглобином, и в таком случае бывает достаточно назначить лечение кормящей маме. Однако важно не пропустить и кардиологическую патологию. Опять же, на последних сроках беременности при УЗИ-обследовании определяют грубые пороки сердца, но могут быть и малые аномалии, которые выявляются только после рождения малыша. Часто к трем годам малые аномалии нивелируются сами собой, но вполне возможно, что потребуется вмешательство. Поэтому если мама заметила, что ребенок регулярно синеет, у него одышка, он потлив (в норме грудные дети не потеют!), имеют место бледность и посинение ногтевых фаланг — это может говорить о скрытом пороке сердца. Нужно заострить на этом внимание педиатра, сделать кардиограмму, УЗИ сердца и записаться на прием к кардиологу.

В заключение хотелось бы обратиться ко всем молодым мамам: будьте внимательны к своим малышам, доверяйте интуиции и не стесняйтесь задавать вопросы врачу, рассказывайте обо всех своих подозрениях.
Вовремя забитая тревога — залог своевременного и успешного лечения, а значит, и здоровья вашего крохи!

Таблица тревожных симптомов

Патологии Симптомы Действия
Неврологические отклонения Подергивание подбородочка. Вставание ребенка на цыпочки, при этом малыш перекрещивает ножки, плохо опирается. Это может быть симптомом вялого нижнего парапареза, в дальнейшем (к году) может вылиться в ДЦП. Тремор рук, надо обратить внимание в каких ситуациях это возникает. Норма — если это реакция на яркий свет, сильный звук и т. п. Если же малыш старше месяца часто вскидывает руки в абсолютно спокойной обстановке, это может указывать на судороги. Высовывание язычка. В сочетании со вздрагиваниями может говорить об эндокринологической патологии — врожденном гипотиреозе. Необходимо обратиться к невропатологу. У многих детей неврологические отклонения минимальны и, при адекватном ведении ребенка, нивелируются к году. Применяются массаж, гимнастика, водотерапия, медикаментозная терапия и др. Могут потребоваться дополнительные обследования.
Тугоухость Ребенок не реагирует на звуковые раздражители (погремушки, голос). Обратиться к отоларингологу. Первый скрининг проводится еще в роддоме, но лор-врач обязательно должен осмотреть малыша в 3 месяца.
Патология сетчатки глаз 1. Ребенок не следит за предметами, к 3 месяцам не реагирует на свет, на цвета (смена цветов не вызывает никаких эмоций). 2. После того, как ребенка из темного помещения вынесли на яркий свет, его зрачки не сузились, остались широкими. Обратиться к окулисту. Внимательно следите за реакцией ребенка. У новорожденного 30 см — самое яркое зрение. Кроха должен «поймать» на расстоянии 30 см мамино лицо и потянуться за ним, попытаться удержать его в своем поле зрения.
Хирургическая патология Ребенок часто срыгивает «фонтаном», плохо набирает в весе при адекватном кормлении. Все это может свидетельствовать о пилороспазме. На плановом осмотре у хирурга необходимо заострить внимание на имеющейся проблеме.
Патология мочевыводящей Считается, что в норме ребенок до 3-месячного возраста должен мочиться понемногу, но каждый час. Если происходит задержка мочеиспускания, малыш выдает редко, но много мочи — это может свидетельствовать о серьезном заболевании — уретерогидронефрозе, которое, при отсутствии своевременного лечения, приводит к отмиранию тканей почек. Уретерогидронефроз часто выявляют на поздних сроках беременности при ультразвуковом обследовании. Для исключения этой же патологии проводится УЗИ в месячном возрасте.
Пороки сердца Бледность и синюшность носогубного треугольника. Ребенок синеет при кормлении, плаче. Все это может свидетельствовать о низком гемоглобине, и в этом случае часто достаточно назначить лечение кормящей маме. Однако если при этом у малыша наблюдается одышка, он потлив, имеются бледность и посинение ногтевых фаланг — это может говорить о скрытом пороке сердца. Необходимо обратиться к педиатру, который назначит ребенку электрокардиограмму и УЗИ сердца. С результатами обратиться к кардиологу.
Читайте также:
Сифилис головного мозга – что такое нейросифилис? Сифилис мозга – симптомы, лечение

Даже у абсолютно здорового ребенка до года желательно провести как минимум три курса гимнастики и массажа, с привлечением хорошего специалиста.
Первый год жизни вообще по своей восстановительной способности несоизмерим больше ни с одним промежутком в жизни человека.
Крайне нежелательна ранняя выписка из роддома — на 3-4 сутки. Ведь многие такие моменты выявляются как раз на 4-5 сутки — то есть тогда, когда мама, выписавшаяся раньше, уже остается с ребенком и с возникшей проблемой наедине.
На расстоянии 30 см новорожденный должен «поймать» мамино лицо и потянуться за ним, попытаться удержать его в своем поле зрения.
До трехмесячного возраста ребенок должен мочиться понемногу, но каждый час.
Если мама заметила, что ребенок регулярно синеет, у него одышка, он потлив, имеют место бледность и посинение ногтевых фаланг — это может говорить о скрытом пороке сердца.

Хабибуллина Зульфия Кабировна

Врач педиатр, невролог, врач высшей категории. Наталья Авдеева, врач-педиатр высшей каиегории

Псевдокиста в голове у новорожденного ребенка

Самое ценное в жизни каждого из нас &#8211, дети, именно поэтому за их здоровьем следует следить с самого рождения, чтобы не столкнуться с многочисленными проблемами и осложнениями, ухудшающими жизнь детей и родителей. Псевдокиста головного мозга у новорожденных, по утверждению специалистов, является наиболее безопасным осложнением, которое может появиться в процессе родов. Приблизительно в одном случае из 100 диагностируют наличие этого заболевания.

Появление такого образования не влечет серьезных последствий, но нуждается в пристальном контроле врачей. Выявленная у младенцев патология не отображается на функционировании мозга. Более того, она не влияет на умственные способности или появление проблем с психикой.

  1. Понятие псевдокисты
  2. Причины появления
  3. Симптомы
  4. Диагностика
  5. Разница между кистой и псевдообразованием
  6. Опасна ли псевдокиста и чем
  7. Лечение
  8. Медикаменты
  9. Оперативное вмешательство
  10. Народные средства

Понятие псевдокисты

Образования кистозного типа представляют своеобразные полости, отличающиеся округлой формой и имеющие небольшие размеры. Они наполнены ликвором (экссудатом, либо иными веществами). Сосредотачиваются выпуклости с одной, или же с двух сторон одновременно. Механизм развития данной патологии у младенцев по сей день изучить полностью не удалось. Может произойти так, что при наличии тревожных прогнозов, ребеночек рождается абсолютно здоровым, а второй новорожденный появляется на свет с поражением нервной системы, при вполне нормальных прогнозах.

Читайте также:
Открытый и закрытый перелом руки: признаки, симптомы, первая помощь

При довольно спешном внутриутробном развитии головного мозга, освободившаяся территория, находящаяся в зоне сосудистых сплетений, наполняется особой жидкостью (спинномозговой). Именно такие процессы наблюдаются при развитии псевдокисты. Она безопасна для жизни малыша и наиболее часто обнаруживается при прохождении УЗИ плода, находящегося в утробе матери.

Большой процент кистозных образований рассасывается еще до момента родов. Если этого не произошло, то специалисты объясняют это наличием у матери герпетической инфекции.

Причины появления

Причины возникновения псевдокисты головного мозга у новорожденного малыша могут быть самыми различными. В большинстве случаев этиология появления связана с нарушениями, наблюдаемыми при дородовом развитии плода.

Как правило, в роли стимулирующих факторов выступают:

  • кровоизлияния в головной мозг,
  • гипоксия,
  • сбои в функционировании системы кровообращения, вызванные нехваткой питательных веществ для полноценного развития малыша.

Наиболее опасной признают псевдокисту субэпендимальную, которая появляется вследствие кровоизлияний. В некоторых случаях патология возникает по причине родовых травм.

Симптомы

Как правило, истинная, а также псевдокиста у новорожденного не проявляется себя клинически. Патология не мешает полноценному развитию грудничка, а также взрослого ребенка. Заболевание обнаруживается при осуществлении внутриутробных обследований, а также при проведении осмотров после родов.

Диагностика

Для подтверждения наличия ложного образования в области мозга наиболее часто используется ультразвук. Этот способ является наиболее популярным, но он не предоставляет возможность произвести тщательный осмотр стенок, а также внутреннего пространства имеющейся полости. Акцент делается на конкретные зоны, где наиболее часто формируется ложное доброкачественное образование.

Особое внимание уделяют большим полушариям головного мозга. Также акцент делается на боковые желудочки, область нахождения головки ядра (хвостатого) и некоторые другие зоны. Особенности размещения патологии позволяют отличить её от истинной кисты.

Присутствие образований подтверждается эхопризнаками псевдокисты субэпендимальной в зоне правого, а также левого желудочка. Использование ультразвуковых волн результативно лишь в тех случаях, когда возраст малыша не достиг отметки в 1 год. В этом случае родничок, расположенный на головке, не прикрыт костями.

Обследование новорожденного на предмет наличия псевдокисты осуществляется, если:

  • ребенок появился на свет раньше срока,
  • роды прошли с серьезными осложнениями,
  • наблюдение бессонницы, чрезмерной плаксивости и тревожности у новорожденного,
  • присутствие судорожных сокращений мышц, головокружения и других неврологических признаков.

При проведении исследований могут использоваться следующие методики выявления болезни:

  1. Доплеровская энцефалография.
  2. Нейросонография.
  3. МРТ, а также компьютерную томографию.
  4. Церебральная сцинтиграфия и некоторые другие методики.

В том случае, если имеется подозрение на наличие у плода генетических нарушений, могут назначить хромосомный анализ жидкости (амниотической). Данное вмешательство является инвазивным, поэтому применяется в очень редких случаях.

Разница между кистой и псевдообразованием

Ложные образования, появившиеся в области головного мозга, имеют существенные отличия от истинных. Различают их по:

  1. Месту появления. В большинстве случаев псевдообразование находится в зоне подкорковых ядер, точнее между ними. Псевдокиста локализуется вблизи боковых желудочков или в зоне больших полушарий.
  2. Причине появления. Заболевание может носить вторичный или же приобретенный характер. Постановку точного диагноза осуществляют при проведении инструментальной диагностике. Если специалист направил на прохождение обследования, не следует отказываться от этого шага, поскольку своевременное обнаружение патологии позволит не допустить возникновения серьезных нарушений.

Опасна ли псевдокиста и чем

Имеющаяся псевдокиста в голове у новорожденного во всех случаях обладает второй причиной развития. В роли катализатора появления могут выступать следующие причины:

  • нехватка кислорода,
  • проблемные роды,
  • наличие травмы.

Ложная киста у младенца не опасна для здоровья. Тревогу данная патология должна вызывать в тех случаях, если образование стремительно увеличивается в размерах.

Каких либо специфических терапевтических процедур в лечении псевдокисты у грудничков производить не потребуется. Все, что необходимо – регулярно посещать невролога, осуществлять восстанавливающую терапию, предназначенную для борьбы с появлением возможных осложнений, которые часто появляются на фоне травмы.

Читайте также:
Причины и последствия переломов нижних конечностей

Если по истечению 12-ти месяцев образование и грудничка не прошло, врачи диагностируют истинную кисту. В таких ситуациях следует наблюдаться у невропатолога на протяжении всей жизни.

Лечение

Течение патологии, наблюдаемой у новорожденного ребенка, должен контролировать детский невролог. В процессе терапии могут использоваться следующие методики.

Медикаменты

Как правило, врачи приписывают малышам ряд препаратов, действие которых направлено на улучшение процессов кровообращения в области мозга, а также назначают антигипоксанты:

  • Мексидол,
  • Цитофлавин,
  • Витамины, относящиеся к группе В,
  • Милдралекс.

В случае наблюдения гиперактивности могут порекомендовать применение таких препаратов как:

  • Глицин,
  • Пантокальцин, а также Пантогам.

Чтобы произвести укрепление опорно-двигательного аппарата следует посещать сеансы массажа, но в том случае, если их порекомендовал лечащий врач.

Если ложная киста не подлежала рассасыванию в течение первого года существования ребенка, при этом увеличивается в размерах, потребуется проведения операции. Удаление образования производится посредством трепанации черепа с использованием методик эндоскопии и шунтирования.

Оперативное вмешательство

Эндоскопические хирургические процедуры на сегодняшний день являются самыми лучшими способами лечения образований у детей. Но такие операции осуществляются не во всех случаях. Если у малыша диагностировали кисту прозрачной перегородки, развивающуюся в зоне головного мозга, то данная методика прекрасно подойдет для лечения. Лечение не сопровождается осложнениями, и позволяет избежать чрезмерного травмирования маленького пациента.

Период восстановления после произведенной операции по удалению кисты для каждого случая разный, и зависит от общего самочувствия и состояния здоровья ребенка.

Народные средства

Для улучшения самочувствия детей при наличии крупных кистозных образований в области головного мозга, кроме использования лекарственных препаратов можно задействовать и народные средства. К наиболее эффективным относятся следующие рецепты:

  • отвар, приготовленный из плодов боярышника. Принимается жидкость внутрь для укрепления нервной системы. Это средство способствует улучшению сна ребенка,
  • полевой хвощ, гусиная лапчатка, а также буквица и фиалка отличаются способностью понижать внутричерепное давление,
  • болиголов наделен превосходным рассасывающим воздействием,
  • травяные отвары для приема успокаивающих ванночек.

Для приготовления отвара, оказывающего успокаивающее воздействие, потребуется взять малиновые листья, тысячелетник, а также ромашку, корневище солодки и аира болотного. Компоненты используются в равных пропорциях, перемешиваются. Состав в количестве 2-х ст.л. следует поместить в емкость, залить кипятком (0,5 л) и настаивать 8-мь часов. После этого жидкость процеживают и добавляют в ванночки для купания ребенка.

Прежде чем использовать средства народной медицины в борьбе с псевдокистой, следует проконсультироваться с лечащим врачом.

Синдром доброкачественной внутричерепной гипертензии у детей: диагностика и лечение

Очень много споров возникает вокруг так называемого синдрома внутричерепной гипертензии.

Кто-то говорит, что такого состояния не существует и доктора, якобы, занимаются псевдолечением, обманом родителей. Чаще всего этой дезинформацией занимаются сами же врачи смежных специальностей, а иногда даже и непосредственно некоторые детские неврологи.
Цель данной короткой статьи: разъяснить в доступной форме, что же такое это загадочное неоднозначное состояние – синдром внутричерепной гипертензии? Для этого я буду опираться в первую очередь на научные статьи, результаты различных исследований, а так же на свой личный опыт практикующего врача-невролога медицинского центра с почти 10 летним стажем врачебной деятельности.

Симптомы патологии

Часто приходится выслушивать жалобы родителей на то, что у ребёнка имеются такие нездоровые признаки, как:

  • плаксивость;
  • беспокойный сон;
  • сниженный аппетит;
  • раздражительность.

Конечно, эти проявления не характерны только для синдрома внутричерепной гипертензии (ВЧГ). Почти любое недомогание может вызывать эти симптомы. Можно сказать даже больше, нельзя достоверно выставить диагноз синдром ВЧГ только на основании жалоб пациентов. Любые болевые синдромы у детей имеют тенденцию к генерализации. Также головная боль у детей, особенно первых лет жизни, проявляется общими реакциями по типу вышеописанных жалоб, что затрудняет топическую диагностику.

Очень важен для качественной диагностики патологии осмотр ребенка. В первую очередь при этом следует обратить внимание на такие дополнительные признаки, как:

  1. Увеличенная, округлая форма головы.
  2. Выбухание и пульсация большого родничка.
  3. Расширение сосудистой сетки на висках, переносице, и вокруг глаз.
  4. Напряжение затылочных мышц.
  5. Симптом Грефе (проявление склеры между верхним веком и радужкой глаза, экзофтальм).

Также меняется поведение малыша. У него появляется желание лежать на холодной поверхности, прикладываясь к ней головой, он может трогать, бить рукой или игрушкой по голове, как по своей, так и по чужой, биться головой об пол или стену, или просто чесать за ухом. Нередко синдром внутричерепной гипертензии могут сопровождать носовые кровотечения.

Читайте также:
Гематома на ноге после ушиба: лечение в домашних условиях

Особенности заболевания

Важное значение для специалиста имеет информация об истории жизни и болезни ребенка, наследственность. Основной причиной развития синдрома ВЧГ является перинатальное гипоксически-ишемическое поражение центральной нервной системы (ЦНС). Дети с отягощенным акушерским анамнезом входят в группу риска по развитию внутричерепной гипертензии.
Течение синдрома ВЧГ хроническое, периоды обострения сменяются периодами ремиссии. Как и любое хроническое заболевание, стремиться вылечить его полностью не имеет смысла. Основная задача врача состоит в том, чтобы перевести течение болезни в стадию ремиссии.

Следует понимать, что в стадии ремиссии такой ребёнок ничем не отличается от здорового сверстника. Он так же хорошо развит в психо-речевом и моторном развитии. Если это не так, то это уже другое состояние, но важно знать, что синдром ВЧГ не вызывает задержки в развитии ребенка. Во врачебной практике встречаются случаи распространения синдрома ВЧГ в одной семье (среди родных и двоюродных братьев и сестер).

Диагностика болезни

В плане инструментального подтверждения ВЧГ у детей в наше время существует множество методов нейровизуализации, в частности:

  • нейросонография (номер 1 для детей первого года жизни);
  • компьютерная томография (КТ);
  • магнитно-резонансная томография (МРТ).

Стоит отметить, что ни один из этих методов не может определить непосредственно величину внутричерепного давления, но они могут показать косвенные признаки (расширение ликворных пространств, расширение вен и венозных синусов головного мозга).
Большинство авторов сходятся во мнении, что для достоверного выставления диагноза доброкачественная внутричерепная гипертензия ребенку необходимо сочетание трех из четырех следующих критериев:

  1. Увеличение окружности головы.
  2. Наличие вентрикуломегалии (расширение желудочков головного мозга).
  3. Головные боли или их эквивалент у детей до 3х лет.
  4. Отягощенный акушерский анамнез.

Имеют место другие синдромы, схожие по проявлениям, которые требуют другого подхода в плане лечения и диагностики. Сюда относятся: последствия черепно-мозговой травмы либо нейроинфекций, внутричерепные опухоли и гематомы, начальная стадия окклюзионной гидроцефалии, на которых мы в этой статье останавливаться не будем.

Методы лечения

Итак мы выяснили, что у ребенка имеет место синдром ВЧГ. Что делать? Прежде всего – не паниковать! Как уже отмечалось выше, задержки в развитии у детей с данным синдромом не развиваются. Основной проблемой является болевой синдром. Для его устранения не стоит применять обезболивающие препараты. Необходимо проводить дегидратацию организма мочегонными препаратами. В частности, препарат Диакарб за счет ингибирования фермента карбоангидразы не только ускоряет выведение ликвора, но и снижает его продукцию.
Не пытайтесь самостоятельно назначать ребенку лекарственные препараты! Это должен делать только квалифицированный врач. Включение в терапию ноотропных и вазоактивных препаратов, повышали процент положительного исхода лечения в различных исследованиях.

Профилактические меры

Помимо медикаментозного лечения, необходимо соблюдать определенные правила, необходимые для предотвращения обострения синдрома ВЧГ:

  1. Нежелательны любые удары, даже незначительные, по голове ребенка.
  2. Правильные режимы сна и бодрствования.
  3. Не допускать длительное нахождение ребёнка в шумных помещениях.
  4. Ограничивать водную нагрузку в вечернее время.
  5. Не ходить долго под солнцем, особенно без головного убора.

И, пожалуй, самая хорошая информация: проявления синдрома ВЧГ с возрастом становятся меньше и нередко постепенно могут пройти навсегда. Вот поэтому заболеваемость доброкачественной внутричерепной гипертензией у взрослых людей крайне мала.

Кабардиев Алимхан Арсланович, детский врач-невролог.

Работает в поликлинике сети медицинских центров “Целитель” в гор. Хасавюрте по адресу: ул. Абубакарова, д. 9а.

График работы: ежедневно, с понедельника по субботу – с 13.00 до 17.00.

Телефоны для справок и записи на приём: +7 (928) 284-36-90

Задержка психического развития: взгляд врача и педагога.

Задержка психического развития: взгляд врача и педагога.

Неуспеваемость школьников в большинстве случаев вызвана ЗПР — задержкой психического развития. Это заболевание не позволяет ребенку в достаточной мере усваивать новую информацию, анализировать и воспроизводить ее, таким детям трудно общаться со сверстниками, потому что они невнимательные, эмоционально незрелые и не способны играть и общаться в коллективе. Как родителям вовремя увидеть проблему и как помочь ребенку с ЗПР «нагнать» своих ушедших вперед сверстников – об этом расскажут специалисты ГБУЗ НО «Детская городская поликлиника №39 Советского района г. Нижнего Новгорода» – врач-невролог Людмила Константиновна Михайленко и педагог-психолог Светлана Валерьевна Панькина.

Людмила Константиновна, что такое ЗПР, каковы медицинские факторы ее возникновения у детей?

Читайте также:
Трещина в ребре: симптомы и лечение в домашних условиях, как спать, что делать

Задержка психического развития – это обратимые нарушения интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы, сопровождающиеся специфическими трудностями в обучении. Причин, которые приводят к ЗПР, довольно много. Это и генетическая предрасположенность, и повреждения нервной системы ребенка еще во внутриутробный период развития, во время беременности мамы — например, постгипоксические изменения мозга, которые возникают при неблагоприятной беременности или если у мамы есть определенные заболевания, к примеру, анемия, вегето-сосудистая дистония, заболевания почек. Я уже молчу о вредных привычках — если мама курит, выпивает или принимает наркотики.

Светлана Валерьевна, расскажите о педагогических факторах ЗПР.

Есть такое понятие как педагогическая запущенность. Неблагополучная обстановка в семье, недостаток общения и культурного развития. Некоторые мамы говорят: «Я хочу чтобы мой ребенок отдохнул перед школой. А его там всему научат». И такие дети приходят в школу как «чистый лист» и страдают из-за этого. Школьные программы достаточно сложные, поэтому большинство детей идут в школу с определенными умениями (например – читающие). Формировать у ребенка навыки, которые помогут ему в школе – это и есть задача родителей. Есть и другое отношение – «он еще маленький, мы еще все успеем». В итоге — не успевают. Важно перед школой научить ребенка учиться.

Людмила Константиновна, верно ли, что ЗПР проявляется в полной мере только при подготовке к учебному процессу? Или родители могут заподозрить ЗПР у ребенка по каким-то симптомам в более раннем возрасте? Можно ли самому правильно следить за развитием ребенка?

Конечно, ЗПР проявляется значительно раньше. Есть популярная литература, где подробно расписываются стадии психоречевого развития ребенка, даже в возрасте до года. Кажется, что такой кроха может, что от него можно ожидать? А он может многое. Есть понятие предречевого развития, когда малыш начинает «гукать» (до 3 мес), потом «гулить» (от 3-х до6 мес), потом лепетать (с 6 до 9 мес), а потом уже появляются слоги, а потом и первые слова. Важны и эмоции, которые проявляет маленький человек: в 3 месяца — это «комплекс оживления». В 4 месяца — он начинает ориентироваться, узнавать близких людей, это «комплекс оживления с ориентировочной реакцией». Потом начинает интересоваться игрушками. А в полгода он начинает переворачиваться на живот, исследовать окружающий мир, улыбается, тянет ко всему ручки. Если в эти периоды родители наблюдают какие-то сбои, нужно бить тревогу. Сейчас, повторюсь, масса литературы на эту тему, поэтому самому следить за развитием ребенка можно и нужно. А вот отзывы с «форумов мамочек» – не ориентир в этих вопросах. Когда одна мама читает, как другая пишет о том, что ее ребенок в полтора года уже предложениями начинает говорить, то решает – «Ой, с моим ребенком что-то не так!». А ведь развитие идет индивидуально. Смотреть на развитие ребенка необходимо «в комплексе» – если ребенок сейчас отстает по «говорливости», он может «говоруна» обгонять по другим показателям — по моторике, например. Поэтому, если у вас какие-то сомнения возникают, лучше обратиться к специалисту, а не читать интернет.

К какому специалисту нужно обращаться?

Первым врачом, которому стоит показать ребенка, должен быть невролог. А он, при необходимости направит ребенка к трем важным специалистам. Сурдолог должен выявить возможные проблемы со слухом у ребенка. Ведь ребенок как слышит — так и говорит, если у него даже небольшие проблемы со слухом, его речь может стать «смазанной». Генетик выявляет возможные генетические заболевания, которые могли привести к ЗПР. Психиатр оценивает мыслительные функции ребенка, проводит тесты. Дальнейшее лечение зависит от найденных причин ЗПР. В случае же, если проблема носит только педагогический характер, мы направляем ребенка к специалистам-педагогам.

Читайте также:
Гематома на ноге после ушиба: лечение в домашних условиях

Светлана Валерьевна, что входит в комплексную педагогическую помощь ребенку с ЗПР?

После проведения необходимых тестов становится видно, какая функция страдает, и мы занимаемся ее развитием. Как правило, у ребенка с ЗПР страдает сразу несколько функций – память, внимание, мышление, эмоции. Какая-то развита менее всего, а остальные за нее «цепляются». Каждое занятие включает в себя упражнения и задания, направленные на развитие страдающей психической функции, несколько упражнений на развитие других психических процессов. Это и артикуляционная гимнастика, развитие мелкой моторики( лепка из пластилина, аппликация) – ведь моторика тесно связана с развитием речевых центров мозга, игры, направленные на развитие тактильных ощущений, игровые ситуации, помогающие развитию навыков общения.

Людмила Константиновна — обоснованы ли родительские страхи, если при диагнозе ЗПР врачи назначают препараты? В каком случае можно обойтись без лекарств?

Если у ребенка педагогическая запущенность, никаких лекарств ему не нужно, нужно только наверстать упущенное. Если же ЗПР связана с генетическим фактором — папа, например, начал говорить после 4-х лет, мама — после 5-ти, а ребенок — «молчит, но все понимает», то мы максимально оттягиваем сроки назначения препаратов. Если же у ребенка диагностируются органические поражения нервной системы, то, чем раньше мы назначим медикаментозное лечение, тем лучше. И все эти вопросы должен решать только специалист. Препараты, которые назначаются, как правило, направлены на улучшение кровоснабжения, питания мозга.

Вопрос Светлане Валерьевне. Какие проблемы испытывают дети с ЗПР в коллективе?Есть ли пути их решения? Дайте советы родителям.

В коллективе, как правило, детей с ЗПР не очень любят. Чаще всего у таких деток слабо развита и общая моторика – главным образом страдает техника движений и двигательные качества (быстрота, ловкость, сила, точность, координация), а значит они не могут участвовать на равных в подвижных играх сверстников. Ребенок с ЗПР часто не умеет общаться. Эти дети, как правило, очень обидчивы и вспыльчивы, часто без достаточных оснований могут нагрубить, обидеть, проявить жестокость. Поэтому родителям важно учить детей навыкам общения — дома, подстраиваясь под интересы ребенка, создавать элементарные игровые ситуации и регулярно проигрывать, повторять их с игрушками, которые ему интересны, с другими детьми. Эмоциональная незрелость приводит к тому, что таким детям легче общаться с ребятами помладше. Родители должны включаться в работу детского сада и школьного коллектива — посещать мероприятия, приглашать других ребят к себе в гости, учить ребенка заинтересовывать своих сверстников, чтобы он мог образовать вокруг себя коллектив и найти друзей. Важно рассчитывать нагрузки — если ребенок устал, заставлять его заниматься чем-то дальше бесполезно, нужно дать ему отдохнуть, переключить его внимание на что-то другое. Важно обращать внимание ребенка на детали выполняемого им задания, чтобы у него в голове сформировался план по выполнению, учить самоконтролю.

Людмила Константиновна, если ребенок не успевает, имеет смысл сменить школу, класс, или перейти на домашнее обучение?

Многие родители ругают детей за неуспеваемость, забывая во-многом правильную поговорку, что «стране больше нужны здоровые троечники, чем больные отличники». Если ребенок систематически не справляется со школьной программой – это вызывает невроз у него и у родителей, поэтому желательно сменить лицей на обычную школу, обычную школу – на коррекционную. Однако, домашнее обучение, на мой взгляд, нежелательно. Ребенок должен жить в коллективе, социуме, уметь общаться. На индивидуальное обучение следует переводить только детей, не имеющих перспектив, как бы жестко это не звучало. Тяжелые случаи ДЦП, например, когда ребенок не может самостоятельно передвигаться.

Светлана Валерьевна, а Вы что думаете по этому поводу?

Совершенно согласна. Главное, что родители должны учитывать при выборе школы для ребенка — это не свои амбиции, а возможности ребенка.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: